Деятельность ЦРУ в Иране

редактировать

Было много заявлений о неоднократном вмешательстве США Центрального разведывательного управления (ЦРУ) во внутренние дела Исламской Республики Иран (Персия ), с момента переворота в Мосаддеке 1953 года по настоящее время. ЦРУ сотрудничало с последним шахом, Мохаммадом Реза Пехлеви, чтобы свергнуть премьер-министра Мохаммеда Мосадека и поставить на место генерала Фазлоллаха Захеди. Позже кризис с заложниками в 1979 году в американском посольстве в Тегеране, продолжавшийся 444 дня до 21 января 1981 года, был вызван прошлыми делами ЦРУ в Иране, и участие и сотрудничество между двумя странами требует дальнейшего анализа для понимания Кризис с заложниками 1979 года. Сотрудники ЦРУ сыграли важную роль в деле Иран-Контра середины 1980-х годов, включавшем триангуляцию торговли оружием и контрабанды оружия между вооруженными силами США, Ирана и правыми группами контрас, ведущих гражданскую войну. в Никарагуа. Совсем недавно, в 2007-08 гг., ЦРУ заявило, что поддерживает суннитскую террористическую группу Джундаллах против Ирана, но эти утверждения были опровергнуты более поздним расследованием. Широко распространено мнение, что ЦРУ было непосредственно причастно к перевороту в Мосаддеке, как показали рассекреченные документы 2011 года. Рассекреченные документы недвусмысленно заявляют о цели ЦРУ заменить иранское правительство в начале 1950-х «прозападным правительством под руководством шаха». США и Иран долгое время поддерживали натянутые отношения, поскольку продолжали всплывать заявления о причастности ЦРУ. Эти утверждения включали такие, что официальные лица США совершали акты насилия и изнасилования против местных жителей востока. Однако эти обвинения так и не были привлечены к ответственности, несмотря на то, что Соединенные Штаты подтвердили эти действия. В ответ на запрос Закона о свободе информации (FOIA) в 2013 году ЦРУ подтвердило свою роль в перевороте, поскольку различные документы, описывающие его участие, были обнародованы, большинство из которых ранее были неизвестны. За доказательствами последовали бурные протесты и забастовки. В конце концов, США пообещали воздержаться от вмешательства во внутренние дела Ирана. В конечном итоге государственный переворот США был обнаружен, поскольку Соединенные Штаты предоставляли услуги как Ирану, так и Ираку.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Переворот в Мосаддеке - операция «Аякс»
    • 2.1 Подтверждение со стороны США
  • 3 Разведка СССР
  • 4 Пропаганда ЦРУ
  • 5 Выявление левых
  • 6 Дело Иран-Контра
  • 7 Иранское оружие для заложников
  • 8 Анализ разведки
  • 9 Предполагаемая поддержка террористических групп
  • 10 Операция Мерлин
  • 11 Саботаж ядерной программы Ирана
    • 11.1 Операция Олимпийские игры
    • 11.2 Stuxnet
    • 11.3 Duqu
    • 11.4 Пламя
    • 11,5 Звезды
  • 12 Сдерживание или денежная выгода?
  • 13 Источники
Предыстория

28 мая 1901 года шах Моззафар ад-Дин из Персии пошел на нефтяную концессию с Уильямом Ноксом Д'Арси, основателем Англо-персидской нефтяной компании (APOC), а затем стала British Petroleum или Beyond Petroleum (BP) для всего будущего экспорта нефти и нефтепродуктов из Персии в течение следующих 60 лет. 20 мая 1914 года британское правительство подписало сделку с англо-персидской нефтяной компанией, заплатив 2,2 миллиона фунтов стерлингов за 51% акций APOC, получив контрольный пакет акций и национализировав APOC для Великобритании. Это произошло в первую очередь из-за того, что Уинстон Черчилль, тогдашний первый лорд Адмиралтейства, переоборудовал британский Королевский флот с судов, сжигающих уголь, на суда, сжигающие нефть, всего за несколько недель до начала Первой мировой войны. К 1950 году 40% западных нефть и 75% нефти в Европу были добыты в Иране. В марте 1951 года премьер-министр Мосаддек представил и принял в иранском парламенте законопроект о национализации АМОК. 2 мая 1951 года закон вступил в силу, и Мосаддек начал национализацию иранской нефти, желая восстановить страну, используя прибыль от иранской нефти, добыча которой в основном осуществлялась британской APOC. Национализация APOC привела к прямому конфликту между Моссадеком и Великобританией, поскольку Великобритания все еще владела половиной акций AIOC. Иран добивался того же разделения прибыли 50 на 50, которое ранее было предоставлено Венесуэле и Королевству Саудовская Аравия нефтяными гигантами Соединенных Штатов Америки. Британия отклонила просьбу Ирана, вместо этого предпочла сохранить львиную долю прибыли, полученной от добычи иранской нефти. Великобритания не собиралась позволять Моссадеку национализировать APOC без какой-либо компенсации, но не смогла добиться от Моссадека приемлемого компромисса. Когда этот вопрос был передан на рассмотрение Международного Суда 22 июля 1952 г., суд постановил, что он не может вмешаться в конфликт, заявив, что «это не более чем концессионный договор между правительством и иностранная корпорация * * * Это никоим образом не регулирует отношения между двумя правительствами. «Это постановление заставило Великобританию пересмотреть первое предложение Mossadeq о разделе прибыли 50–50, однако к этому моменту было уже слишком поздно. После этой потери британцы начали использовать альтернативную тактику, чтобы вынудить Mossadeq согласиться на более подходящий компромисс, наложив серьезные экономические эмбарго на иранский экспорт, а также отозвав квалифицированных рабочих, необходимых для управления нефтеперерабатывающими заводами APOC, известный как кризис в Абадане..

В Соединенных Штатах возникли опасения, что действия, предпринятые британцами, заставят Иран начать помогать Советскому Союзу. Соединенные Штаты обеспокоены посягательством Советского Союза на внутренние и политические дела Ирана. Несмотря на эти трудности, антикоммунист Мосаддек отказался оставить свою позицию. Британское правительство обратилось за помощью к США, но администрация Трумэна не была заинтересована в этом конфликте и оставалась нейтральной. После нескольких месяцев противостояния желаниям Британии британцы пришли к выводу, что Мосаддека необходимо заменить кем-то, кто будет больше соглашаться с британскими экономическими интересами и политическим влиянием. Экономический спад из-за эмбарго, введенного Великобританией в отношении Ирана, заставит вновь избранного президента Эйзенхауэра обеспокоиться советским влиянием в регионе, особенно если Иран начнет продавать свою нефть Советскому Союзу. Мосаддек ответил на это партнерство, предложив США следующий ультиматум: Иран будет продавать нефть США со скидкой 40% или иранские нефтяные компании начнут продавать свою нефть Советскому Союзу. США оставались решительными с Великобританией, заявив, что до тех пор, пока с их стороны не будет достигнуто соглашение и компенсация, они не могут обсуждать какие-либо вопросы, касающиеся нефти. План Y представлял собой операцию, включающую трехстороннее нападение на Иран с суши, воздуха и моря. Британия пыталась обратиться за помощью к Соединенным Штатам при администрации Трумэна, но США отказались из-за возможного конфликта, который мог возникнуть с Советским Союзом. В 1952 году Британская секретная разведывательная служба (SIS), более известная как МИ-6, разработала план государственного переворота и потребовала от США провести совместную операцию по свержению демократически избранного правительства премьер-министра Мохаммада Мосаддека и установлению шаха Мохаммед Реза Пехлеви для самодержавного правления Ираном. Представители британской разведки встречались с недавно сформированными представителями ЦРУ в Вашингтоне в ноябре и декабре 1952 года с целью обсуждения совместной войны и планов секретной деятельности в Иране. Хотя это не входило в предыдущую договоренность и повестку дня встречи, представители британской разведки, в том числе Кристофер Монтегю Вудхаус, Сэмюэл Фалл, Джон Брюс Локхарт, встретились с представителями Ближневосточного и африканского отдела ЦРУ, включая Кермита Рузвельта, Джона Х. Ливитта., Джон У. Пендлетон и Джеймс А. Дарлинг - и выдвинули предложение о совместных политических действиях по смещению премьер-министра Мосадека. Мохаммед Мосадек был первым избранным премьер-министром Ирана, назначенным народом Ирана по многочисленным просьбам. Моссадек, националист, опасающийся иностранного вмешательства, чувствовал, что богатство, необходимое для восстановления Ирана, покидает страну под контролем британской компании под названием Anglo-Iranian Oil Company (позже известной как British Petroleum или BP). Находясь у власти, Моссадек успешно добился натурализации нефтяной промышленности в Иране, что дало ему контроль над нефтяной отраслью. В результате британская компания подала на Mossadeq в мировой суд и проиграла. Чтобы восстановить контроль над нефтяной промышленностью, британцы убедили правительство США свергнуть Моссадек и вместе с ним сотрудничали. В марте 1953 года ЦРУ начало разрабатывать план свержения Мосадека.

Переворот в Мосаддеке - операция «Аякс»

Мохаммед Мосадек

Премьер-министр Ирана Мохаммед Мосадек встречается с Джорджем МакГи, помощником государственного секретаря США

В марте 1953 года была получена телеграмма с подробным описанием В переписке из отделения ЦРУ в Тегеране содержался вопрос об интересе Америки к «тайной поддержке иранских военных усилий по изгнанию Мосадека». В посольстве США в Иране была проведена встреча для обсуждения телеграммы. Оставаясь уклончивым, сотрудники посольства выразили любезный ответ, что высказал предположение о растущем интересе США. (Д-р Дональд Уилбер. ЦРУ, История секретных служб: свержение премьер-министра Ирана Моссадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте архива национальной безопасности. Документ 1, раздел 1 «Предварительные шаги», стр. 1) Доктору Дональду Уилберу, писателю, шпиону и тайному консультанту Ближневосточного и Африканского отдела ЦРУ (NEA), признанному в конечном итоге главным архитектором операции «Аякс», было предъявлено обвинение в расследовании и разрабатываем план свержения Мосадека. В мае 1953 года он отправился в Никосию, Греция, и вместе с Мэтью Дарбиширом, главой иранского отделения Секретной разведывательной службы, они разработали рекомендованный план действий. К этому моменту в правительстве США значительно усилилась оппозиция против Mossadeq. Сотрудники посольства США в Иране пришли к выводу, что правительство Моссадека «полностью разрушительно» и демонстрирует «безрассудные» наклонности. Заместитель госсекретаря генерал Уолтер Беделл Смит заявил, что правительство США предпочло, чтобы Моссадек ушел в отставку, чтобы обеспечить стабильность в регионе. восстановлено. Оппозиция Национальным фронтистам, политической оппозиционной фракции, основанной Мосадеком первоначально в 1949 году, послужила катализатором изменения политики, определенной администрацией Трумэна. И ЦРУ, и отдел АЯЭ были уполномочены сформулировать план действий, направленных на свержение режима Мосадека. Госдепартамент и ЦРУ продолжали проводить встречи, на которых обсуждались детали дальнейших планов. (Доктор Дональд Уилбер. ЦРУ, История секретных служб: свержение премьер-министра Ирана Мосадека. Опубликовано New York Times. Доступно на сайте National Веб-сайт архива безопасности. Документ 1, раздел 1 «Предварительные шаги», стр. 2) На этих встречах они рассмотрели все важные политические политических деятелей в Иране, особенно генерала Фазлоллы Захеди, который был наиболее ярким политиком, выступавшим против Мосадека. Захеди, бывший член кабинета Мосадека, обладал неоспоримым общественным авторитетом и имел значительную базу сторонников. Уилбер отметил, что его взгляды совпадают с взглядами Дарбишира, и что SIS была рада позволить ЦРУ взять на себя руководство операцией из-за своих преимуществ в кадрах, финансировании и оснащении. После обсуждения политики в Иране стороны обсудили свои текущие активы в Иране. SIS упомянула, что у них есть рашидианцы в вооруженных силах, члены иранского парламента, религиозные лидеры и другие люди, которых они считали влиятельными. Хотя их активы считались бесполезными, Рашидианцы вышли из строя и были готовы помочь в свержении. Они пришли к выводу, что Захеди был лучшим кандидатом для поддержки во время переворота и что все попытки должны выглядеть как законная передача власти, а не абсолютный переворот. Захеди одно время был членом правительства Мосадека и хорошо знал планы Мосадека. (Доктор Дональд Уилбер. ЦРУ, История тайных служб: Свержение премьер-министра Ирана Мосадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте архива национальной безопасности. Документ 1, раздел 1, «Предварительные шаги», стр. 3). пришел к выводу, что общественное мнение должно быть настроено против Моссадека непосредственно перед началом операции, и что план должен быть передан и рассмотрен иранцам, которые помогут его реализовать. Чтобы повлиять на общественное мнение, ЦРУ разработало план разоблачения сотрудничества Мосадека с Советским Союзом и демонстрации лжи его патриотизма. 4 апреля 1953 года ЦРУ одобрило бюджет в один миллион долларов, который должен был использоваться станцией Тегерана с единственной целью - свергнуть Мосадека. (Доктор Дональд Уилбер. ЦРУ, История секретных служб: Свержение премьер-министра Ирана Мосадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте архива национальной безопасности. Документ 1, раздел 1 «Предварительные шаги», стр. 3) К июню 1953 года., операционные планы были доработаны и отправлены на утверждение. Оперативный план был одобрен британцами (директор SIS, министр иностранных дел и премьер-министр) 1 июля 1953 г. и Соединенными Штатами (директор ЦРУ, государственный секретарь и президент) 11 июля 1953 г. Примерно через неделю. Позже тегеранский вокзал установил прямой контакт с генералом Захеди, чтобы сообщить ему о планах. (Доктор Дональд Уилбер. ЦРУ, История тайных служб: свержение премьер-министра Ирана Мосадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте архива национальной безопасности. Документ 1, раздел 1 «Предварительные шаги», стр. 4)

Исследование показало, что политическое сотрудничество шаха и генерала Захеди, подкрепленное местными активами ЦРУ и финансовой поддержкой, представляло высокую вероятность свержения Мосадека, обеспечивало гарантию физической и финансовой поддержки ЦРУ, которую сам описал ЦРУ как «квази-легальное», с толпой, заполняющей улицы, и игнорированием приказов Мосадека. [16] Частично из-за этого отчета, помимо страха перед свержением коммунистического правительства и экспансионизма в регионе, ЦРУ стремилось избежать влияния коммунистической партии Туде. [17] Кроме того, сотрудничество шаха означало, что произойдет легализация нового избранного премьер-министра [18]. Однако укрепление сотрудничества с шахом оказалось трудным для ЦРУ, поэтому они заставили шаха выполнить планы США по свержению Мосадека. Цель состояла в том, чтобы убедить шаха, что будет легче следовать плану, чем бороться с ним. [19] Посол США в Иране Лой В. Хендерсон подтвердил нежелание шаха называть Захеди новым премьер-министром, предложив тактические способы убедить шаха сотрудничать. (Доктор Дональд Уилбер. ЦРУ, История тайных служб: Свержение премьер-министра Ирана Моссадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте Архивов национальной безопасности. Документ 1, раздел IV «Решения приняты: деятельность начинается», стр. 18)

Говоря о влиянии советского коммунизма на партию Туде, рассекреченный меморандум ЦРУ от сентября 1953 года подчеркнул сотрудничество между партией Туде и Советским Союзом. Пункт 6 этого меморандума гласит, что «партия Туде сейчас печатает газеты в советском посольстве... Затем газеты доставляются на дипломатических машинах в четыре распределительных центра... Отсюда пачки бросают в нелицензированные джипы, которые разбрасывают пачки по улицам». 80>

Партия Туде и ее связи с советским правительством оказались проблематичными для принятия решений Соединенными Штатами по множеству причин. Хотя администрация Трумэна не хотела создавать трений с главным союзником Соединенных Штатов против Советского Союза, Великобританией, она также опасалась нестабильных экономических условий в Иране, которые могут возникнуть в результате перехода Соединенных Штатов на сторону Британии. Под угрозой оказались и американские нефтяные интересы. Разведка КНБ указала на идею о том, что, если Соединенные Штаты открыто примут сторону Британии, это подтолкнет иранский народ ближе к партии Туде и Мосаддык еще дальше в сферу советского влияния в надежде, что Советы могут помочь в производстве и покупке Иранские нефтепродукты. Госдепартамент опасался союза между чрезвычайно популярным Мосаддыком и Советским Союзом, поскольку он предоставил бы Советам прекрасную возможность для получения дальнейшего политического влияния.

Аналогичным образом, основываясь на отчетах полевых агентов ЦРУ, Соединенные Штаты опасались последствий дальнейшего ухудшения иранской экономики, если Мосаддык продолжит оказывать сопротивление советскому влиянию. ЦРУ полагало, что постоянные плохие экономические условия в стране и нежелание или неспособность Мосаддыка решать экономические проблемы Ирана заставят людей восстать против Мосаддыка. Если бы иранский народ действительно действовал против своего правительства, Туде оказалась бы величайшей политической организующей силой в стране и, следовательно, была бы привлечена к основной политической роли. Учитывая дружественные отношения партии Туде с Советами, если Мосаддык падет, у Советов будет прямой доступ к политическому контролю или влиянию в Иране. Советское влияние и контроль в регионе не только вдохновляли Соединенные Штаты на участие в британском перевороте, но и опасались, что движение в сторону Туде дестабилизирует регион, а также вызовет отношения США со странами в область ухудшается, что приводит к уменьшению количества доступной нефти. США получат контроль над большей долей поставок иранской нефти в результате своего участия в перевороте. В конце концов, США не хотели, чтобы иранцы впали в такое отчаяние, что они захотели бы обратиться за помощью к коммунистическим странам. США согласились на операцию, придуманную британцами, бригадный генерал США Норман Шварцкопф-старший и гуру ЦРУ Кермит Рузвельт-младший получили приказ начать тайную операцию по свержению Mossadeq. Получившаяся в результате операция была вдохновлена ​​планом Y, запланированным британцами в 1951 году наземным, морским и воздушным вторжением, против которого США выступили при Трумэне. МИ-6 и ЦРУ еще раз обсудили планы по организации государственного переворота в Иране в 1952 году под названием «Операция загрузки». Однако, зная о несогласии президента Трумэна с предыдущим планом, операция «Бут» держалась в секрете по приказу директора ЦРУ Аллена Даллеса. Когда Кермит Рузвельт-младший занимал пост начальника отдела Ближнего Востока и Африки ЦРУ при недавно избранном президенте Эйзенхауэре, операция «Бут» была переименована в операцию «Аякс» и началась. Представители США и Великобритании встретились в Бейруте, чтобы доработать детали плана и изучить его. определенные аспекты, такие как состояние политической сцены в Иране. Кроме того, в дополнение к TPAJAX, который был разработан во время этих встреч, был еще один план, названный «План Амини / Кашкай», который должен был служить его резервной копией. После встреч в Бейруте план был официально передан в SIS и переработан в окончательный лондонский проект. 19 июня 1953 года окончательный оперативный план был представлен на утверждение в Вашингтон и британское министерство иностранных дел после того, как он был согласован Кермитом Рузвельтом и британской разведкой. Государственный департамент хотел бы убедиться в двух вещах, прежде чем они предоставят одобрение: во-первых, Соединенные ШтатыПравительство могло обеспечить предоставление адекватной помощи правопреемнику, чтобы правительство могло быть выполнено до тех пор, пока не будет достигнуто нефтяное урегулирование, и во-вторых, Британское правительство представит в письменной форме свое намерение скорейшего достижения нефтяного урегулирования с правительством-преемником в Иране.

25 июня 1953 года Кермит Рузвельт встретился в Государственном департаменте с высокопоставленными внешнеполитическими деятелями, чтобы согласовать окончательный план. для TPAJAX. Хотя президент Эйзенхауэр не присутствовал, присутствовали и другие официальные лица, в том числе госсекретарь Джон Фостер Даллес, DCI Аллен Даллес и заместитель госсекретаря Уолтер Беделл Смит. После брифинга Рузвельта все официальные лица согласились с планом, но Аллен Даллес и Уолтер Смит проявили больший интерес. 10 июля 1953 года начался первый этап операции: Асадолла Рашидиан встретится с принцессой Ашраф на Французской Ривере. Однако принцессы Ашраф изначально не было в Париже. Встреча была отложена до 15 июля 1953 года, и сообщалось, что принцесса имела отсутствие энтузиазма. (Д-р Дональд Уилбер. ЦРУ, История тайных служб: Свержение премьер-министра Ирана Моссадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте Архивов национальной безопасности. Документ 1, раздел V «Усиление давления на шаха», стр. 23) После того, как он встретился с ней, предположить, что Моссадек представляет опасность для Ирана и его следует уволить, эта идея не убедила. Встреча с «официальными представителями» Тегеранского вокзала, как ни странно, вызвала полное изменение отношений принцессы. Она вернулась в Тегеран 25 июля 1953 года, и, как она и предсказывала, ее «несанкционированное возвращение» вызвало «настоящий шторм». Шах и Мосадек не дали разрешения на возвращение и разделили разрешение по поводу ситуации. (Д-р Дональд Уилбер. ЦРУ, История тайных служб: свержение премьер-министра Ирана Мосадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте Архивов национальной безопасности. Документ 1, раздел V «Усиление давления на шаха», стр. 23) В результате она согласилась встретиться со своим братом, чтобы обсудить устранение Мосадека. Она не смогла убедить брата и уехала на следующий день. [26] 26 августа 1953 г. был написан меморандум с благодарностью за работу, проделанную Джоном Уоллером для TPAJAX. Он придерживался плана от начала до конца, и Фрэнк О. Виснер написал меморандум в надежде привлечь положительное внимание к Джону Уоллеру [27].

Разрешение было предоставлено премьер-министром и директором SIS 1 июля 1953 года. Операция «Аякс» была разрешена президентом государственным секретарем и директором ЦРУ 11 июля 1953 года. В меморандуме на имя президента в августе 1953 года Государственный департамент подробно описал поведение генерала Захеди и шаха, которые в то время являлись лидерами Ирана. В отношении Захеди Госдепартамент сообщил, что он был взволнован с помощью полученных Соединенными Штатами, и очень хотел возобновить дипломатические отношения с Соединенными Штатами. Что касается шаха, то он, как сообщается, разделяет те же чувства к Захеди, отмечая, что вместе с быстрой экономической помощью будет полезна и военная помощь. После определения того, достойны ли они поддержки, чиновники должны будут решить, какие ресурсы они собираются им выделить. Операция «Аякс» была задумана и осуществлена ​​посольством США в Тегеране. Правительство США увидело необходимость в тайных действиях с ЦРУ. Совет национальной безопасности решил, что тайные действия являются законным инструментом политики США. ЦРУ было разделено на две отдельные группы. Один должен изучить военный аспект операции. Другая группа отвечала за этапы психологической войны в плане. Доктор Дональд Уилбер был назначен ответственным за пропаганду, и ему помогала художественная группа ЦРУ.

Операция «Аякс» состояла из четырех компонентов. Первым масштабная пропагандистская кампания, направленная на то, чтобы испортить имя Мосадека и обвинить его в коммунистической кампании (хотя он, как известно, был демократичным). В одном из пропагандистских материалов ЦРУ Моссадек изображался как тоталитарный диктатор, укомплектованный секретной шпионской сетью, чтобы запугать своих политических оппонентов и союзников. В этой пропагандистской кампании Мосадек был изображен сумасшедшим, диктатором, симпатизирующим Советам и сторонникам коммунистов, и врагом своей нации (что подразумевает коррупцию и получение денег у местных землевладельцев). В документе также говорится, что Моссадек связан с антиисламскими настроениями. Еще одним важным элементом экономической помощи в США являются официальные заявления о том, что Соединенные Штаты Америки не будут иметь никакой помощи в Моссеку и Ирану. Это также разрушило бы иллюзию. В документах, используются анти-Мосаддекские настроения со стороны ЦРУ, его пытались представить как угрозу хорошему моральному качеству и другим репутации иранского народа, обвиняя «диктатора» и его союз с советской партией Туде в росте «грубости»., "при этом поддерживая любовь, которую" иностранцы "испытывали к Ирану и его народу. Хотя в этом последнем документе мало упоминалось об американцах и уделялось особое внимание другим странам (например, Франция, Германия и Великобритания), американские антисоветские настроения присутствовали в его осуждении.

Второй компонент заключался в поощрении беспорядков в Иране. В опубликованном ЦРУ отчете о результатах операции «Аякс» говорится, что и националисты, и коммунисты «непреднамеренно помогли нашему делу, преждевременно пытаясь» [34] Кермит Рузвельт нанял толпу иранских граждан, чтобы они действовали как бунтующая толпа в Тегеране. мечети и изображения шаха под видом поддержки Мосадека, чтобы связать лидера с антиислам скими и коммунистическими группами. Однако 15 августа 1953 г. начальник штаба Мосадека генерал Таги Риахи был проинформирован обо всех деталях, заговора, но все же он решил остаться в своем доме с Национальными фронтовиками. (Доктор Дональд Уилбер. ЦРУ, История тайных служб: свержение премьер-министра Ирана Мосадека. Опубликовано New York Times. Доступно на веб-сайте архива национальной безопасности. Документ 1, раздел VI «Первая попытка», стр. 39–40) 19 августа 1954 года ту же толпу, нанятую ЦРУ, отправили маршем к дому Мосадека с ножами, дубинками, палками и другим оружием. В сообщениях говорилось, что Мосаддек был заколот в своем доме, и единственный выход - перелезть через садовую стену. Сообщалось также, что во время нападения он находился дома и укрылся в доме соседа [35]. В результате этого нападения, организованного ЦРУ, погибло более 300 человек, в некоторых странах были обнаружены доллары ЦРУ в карманах [36]. Это число также оспаривалось, поскольку в британском отчете 1953 года было 300 раненых и 50 тех. [37] Другая пропаганда ЦРУ была сосредоточена на национальной гордости Ирана. В нем утверждалось, что «мы, иранцы, гордимся» культурой и «репутацией за рубежом», а затем Мосадек изображался как угроза этому источнику гордости [38].

Третий компонент заключался в том, чтобы он выбрал нового премьер-министра вместо Мосадека. Возвращение шаха и конец Мосадека были вызваны двумя политическими сторонами. Напряженность политических сторон привела к такому исходу. Записка ЦРУ от Кермита Рузвельта предполагает, что оперативники ЦРУ, возможно, подкупили иранского парламента, чтобы выразить вотум недоверия руководству Мосадека.

Заключительная часть части призыв к поддержке Захеди в качестве нового-премьер-министра. Mossadeq. Меморандум исполняющий обязанности начальника Отдела Ближнего Востока и Африки, опубликованный ЦРУ в 2012 году, демонстрирует причастность американской разведки к "анти-Туде деятельности", поддерживаемой Захеди. Документ показывает, что Захеди и США активно отслеживали информацию в поддержку Туде, распространяемую в Иране, а также существование сети Туде.

Операция Ajax была реализована в следующем году, хотя поначалу она не увенчалась успехом. 16 августа 1953 года шах Ирана бежал в Багдад после неудачной попытки свергнуть премьер-министра Мосадека. Утверждалось, что эта неудавшаяся миссия произошла, потому что Моссадек узнал о из утечки информации, скорее всего, от партии Туде, и немедленно предпринял ответные меры, чтобы опротестовать этот план. Одной из самых влиятельных фигур в этом перевороте был Кермит Рузвельт, внук бывшего президента Теодора Рузвельта и глава операций ЦРУ на Ближнем Востоке. при сотрудничестве с Государственным департаментом ЦРУ разместило статьи в США, но при представлении в Иране они оказали психологическое воздействие на Иран и способствовали войне.

Помимо внутренней пропаганды, ЦРУ также работало над тем, правительство правительства США публично дистанцировалось от правительства Мосадека, чтобы защитить свой имидж непричастности. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать Моссадеку и воспрепятствовать общественному несогласие с правительством. Письмо, которое экономическим президентом Эйзенхауэр направил Моссадеку в ответ на его призыв к США, об оказании помощи из-за несогласия с британской нефтяной сделкой, было наиболее ярким примером того, как эти усилия вызвали общественное недовольство правительством. Эйзенхауэр писал: «Неспособность Ирана и Соединенного Королевства достижения соглашения о компенсации помешала правительству Соединенных Штатов в его усилиях по оказанию помощи Ирану». Согласно сообщениям ЦРУ, это ослабило позицию Мосадека и настроило против него средства массовой информации, общество и население. Шах считал, что любая задержка казни Моссадека заставит его сторонников нанести ответный удар. ЦРУ также усилило свою пропагандистскую кампанию, чтобы связать Моссадек с коммунистами. В попытке второго переворота ЦРУ начало подкупать армию и полицейских.

Рузвельт использовал первый неудавшийся переворот и исход шаха в своих интересах. На 50 000 долларов он подкупил многих протестующих, чтобы они притворились коммунистами. Они уничтожили и обезобразили собственность шаха. Многие иранцы были «шокированы и возмущены» тем фактом, что шах был вынужден покинуть Иран после неудавшейся попытки государственного переворота. 19 августа 1953 года про-шахские демонстранты начали протестовать в базарной части Тегерана. К ним также присоединятся армейские части, лояльные шаху. К полудню эти протестующие и армейские подразделения взяли под контроль большую часть Тегерана. В частности, ЦРУ было одним из главных приоритетов города: «Радио Тегеран было одним из главных приоритетов города. с новым правительством ". Возможное поглощение радио позволило Захеди объявить себя премьер-министром, и к концу 19 августа он фактически установил контроль над страной. Газеты также активно участвовали в распространении послания Захеди. Внутренняя история В перевороте ЦРУ упоминается, что фирман (редакция ближневосточного суверена), назвавший Захеди премьер-министром, распространился в многочисленных газетах по всему Тегерану, наряду с фальшивым интервью, в котором ложно утверждалось, что Захеди объявил свое правительство единственным законный.

Чтобы Захеди получил финансовую помощь, в которой он остро нуждался, ЦРУ выделило пять миллионов долларов в течение двух дней после прихода Захеди к власти. После нескольких попыток и более 7 миллионов долларов были потрачены операции по свержению Мосадек были завершены. Захеди немедленно ввел военное положение и начал казнить националистических лидеров. Мосадек был избавлен от казни, отбыв три года в одиночной камере. заключение. Впоследствии он оставался под домашним арестом до своей смерти в 1967 году. В сентябре после переворота правительство Захеди начало отстранять официальных лиц партии Туде от правительства. Это вынудило партию перейти в подполье и попытаться сформировать коалицию сторонников Мосадека. Переворот в Иране стал первой успешной операцией ЦРУ. Несколько человек, причастных к перевороту, получили благодарности. В их число входил Джон Уоллер, который руководил переворотом в штаб-квартире ЦРУ, который был описан как «в значительной степени», сыгравший центральную роль в успехе переворота. Он стал моделью для будущих тайных политических операций на чужой территории. Моссадек был отстранен от власти, и нефтяные акции Ирана были разделены между Великобританией, Францией и США по 25-летнему соглашению, по которому Ирану было обеспечено 50% нефтяных прибылей. Великобритания получила 40% нефтяных акций, голландская нефтяная компания, Shell - 14%, французский CFP - 6%, а Соединенные Штаты получили оставшиеся 40%. К 1953 году США установили проамериканскую. диктатор, шах Мохаммад Реза Пехлеви. Поскольку ЦРУ восприняло это как победу для свержения премьер-министра, это создало еще больше проблем, с которыми США придется иметь дело позже. В последующие десятилетия шах увеличил экономическую мощь Ирана, но он также подавил политическое инакомыслие. Он добился этого с помощью сил тайной полиции, известной как САВАК, в создании которых он помогал через ЦРУ и Моссад. Многие обвиняли шаха в попытке избавиться от ислама, несмотря на то, что более 90% населения страны составляли мусульмане. В конечном итоге это привело к росту политического ислама в Иране. В речи 17 марта 2000 г. перед Американским иранским советом о смягчении санкций США против Ирана государственный секретарь Мадлен Олбрайт сказала: «В 1953 году Соединенные Штаты сыграли важную роль в организации свержения популярного премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка. Еще одно доказательство причастности Соединенных Штатов было объявлено 19 марта 2013 года, в 60-ю годовщину свержения, когда Служба национальной безопасности недавно опубликовала рассекретили документы, которыми располагало ЦРУ во время переворота. Хотя до этого ЦРУ заявляло, что все документы о 1953 году были уничтожены или утеряны в 1960-х годах из-за нехватки места для хранения, было сказано, что сейфы рекордсмена были переполнены. Служба национальной безопасности разместила рассекреченные документы, но по-прежнему трудно было понять, насколько Великобритания сыграла важную роль в перевороте. Хотя во многих документах были удалены отрывки, скрывающие роль англичан, некоторые из них не могли скрыть. Две рассекреченные ссылки указывают на их причастность к перевороту. Одним из них было официальное признание Соединенными Штатами и Соединенным Королевством того, что нормальные, рациональные методы международного общения и торговли потерпели неудачу. Второй склонностью к вмешательству Великобритании было то, что Госдепартамент настаивал на том, что, если переворот будет продолжен, Лондон должен будет дать «твердое обязательство» быть «гибким» в отношении любых будущих нефтяных соглашений с «новым правительством». Как мы теперь знаем, участие ЦРУ в свержении премьер-министра и замене его шахом остается под вопросом среди многих, кто действительно несет за это ответственность. В статье, опубликованной в выпуске журнала Foreign Affairs за июль / август 2014 г., подготовленный научным иранским аналитиком Рэем Такейхом, последним в серии анализов являются ученые, которые пришли к выводу, что основную ответственность несут иранцы, а не ЦРУ или британская разведка. Следующая ссылка - это дневник президента Эйзенхауэра, где он рассказывает о перевороте Мосадефов на страницах 10 и 11. [1]

Оперативный план составлен на основе перекоса предположений, которые были согласованы ЦРУ и SIS. Некоторые из этих предположений заключаются в следующем: 1) шаху удастся принять меры, если на нем будет оказано давление; 2) Захеди получит поддержку основных лиц при поддержке шаха и 3) ранг и Если бы армия стояла перед, она предпочла бы шаха Мосаддеку. Эти предположения были оспорены американским послом и госдепартаментом. Было «нереально полагаться, что шах спонсирует переворот, поддерживаемый армией». Хотя многие из них не согласились с этими предположениями, именно решительные и позитивные действия сделали эти предположения предположения. Успех реализованного плана связан не с тем, что агенты выполняли приказы, а с «сердцем и душой», чтобы поверить в операцию. После успеха перевор шахота решил предать суду бывшего премьер-министра Мосадека и приговорить его к смертной казни. Однако он не был уверен, следует продолжить судебное разбирательство и немедленно выслать Моссадека из Ирана или казнить. После завершения судебного процесса шах хотел предотвратить любую отсрочку наказания Мосадека, поскольку он опасался, что это стороннику Мосадека Туде начать контратаку. Из-за этого шах решил немедленно казнить Мосадека. Однако это не помешало Туде указать атаку. ЦРУило сообщить шаху, что Туде атаковать в какой-то момент в течение следующих тридцати дней.

Помимо беспокойства по поводу сильной поддержки Мосадека, политическая консолидация правительства при Захеди была шаткой. Согласно меморандуму Кермита Рузвельта, у Захеди были серьезные разногласия с Хосейном Макки по поводу того, следует ли созывать официальное заседание Меджлиса. Захеди даже пригрозил застрелить Макки, если он убедит члена Меджлиса присутствовать на совместном Сената.

Хотя США и Британия сыграли роль в свержении Мосаддека, уважаемые ученые много анализов. заключение, что иранцы несут основную ответственность.

Подтверждение Соединенных Штатов

Хотя широкая публикация давно знала об участии Соединенных Штатов в перевороте, который привел к отъезду уже Мосаддека, США, наконец, публично признал это примерно через 60 лет в 2013 году. Чтобы убедить ЦРУ рассекретить документы, подтверждающие переворот и его участие, потребовалось немало усилий. Например, в 1999 году архиву АНБ пришлось подать иск против ЦРУ, пытаясь рассекретить документы. Первоначально ЦРУ было готово освободить только одно предложение из более чем 200 страниц документов после судебного процесса. Первоначально ЦРУ использовало предлог, пытаясь защитить национальную безопасность, но после 1991 года и распада Советского Союза их позицию изменилась. ЦРУ стало более открытым для рассекречивания документов, но для этого все же потребовалось значительное время, несмотря на то, что архив АНБ утверждал, что для ЦРУ будет минимальная угроза национальной безопасности, чтобы опубликовать документы. Подтверждение со стороны Соединенных Штатов было представлено в виде свалки нескольких рассекреченных отчетов, которые использовались как при планировании, так и при проведении переворота. Написанный вскоре после переворота, он считается наиболее полным и полным отчетом об операции «Аякс». [2]

Доктор Уилбер излагает доводы, которые использовали Соединенные Штаты для интервенции в Иран, так как

«Иран был неспособен достичь нефтяного урегулирования с заинтересованными западными странами; достиг опасной и продвинутой стадии незаконного дефицитного финансирования... факторов, было подсчитано, что Иран находится в реальной опасности отстать за железным занавесом; если это произойдет, это будет означать победу Советов в холодной войне и серьезную неудачу для Запада на Ближнем Востоке. Никаких других коррективных мер, кроме изложенный ниже план негласных действий может быть использован для улучшения существующего положения дел ».

Дональд Уилбер на сегодняшний день обрисовал в общих чертах, как план по свержению Мосадека был задуман и осуществлен.

  • Март 1953 г.: ЦРУ начало разработку плана, который с помощью тайных действий может быть использован для свержения Мосадека.
  • 16 апреля 1953 г.: «Факторы, участвующие в свержении Мосадека» были завершены.
  • Апрель 1953 г.: Решено, что «ЦРУ должно провести предполагаемую операцию совместно с британской секретной разведывательной службой».
  • 3 июня 1953 г.: Посол США Лой Уэсли Хендерсон прибывает в Соединенные Штаты и проконсультировался относительно «намерения ЦРУ разработать скрытые средства достижения цели и задач»
  • 10 июня 1953 г.: План выполнен.
  • 14 июня 1953 г.: Кермит Рузвельт, Роджер Гойран, и два офицера ЦРУ по планированию вносят незначительные изменения в план и представляют его в SIS в Лондоне.
  • 19 июня 1953 г.: Окончательный оперативный план представлен директору ЦРУ Аллену Даллесу.
  • Середина июля 1953 г. : TPAJAX одобрен президентом Соединенных Штатов.
  • 16 августа 1953: Первая попытка провести TPAJAX не удалась после того, как прошахские солдаты были атакованы Возглавляется превосходящими вооруженными силами, все еще верными Моссадеку.
  • 19 августа 1953: Происходит вторая про-шахская демонстрация, в конце концов заканчивающаяся тем, что Моссадек скрывался, а Захеди объявил правительство своим.
Разведка СССР 205>

Во время холодной войны в 1960-х и 1970-х годах ЦРУ использовало свой союз с правительством Ирана, чтобы получить преимущество перед своими советскими коллегами с иранскими аэродромами, воздушным пространством и средствами ВВС для агрессивных целей воздушной разведки. на границе советских территорий и стран Варшавского договора в Project Dark Gene. Преимущество, полученное над их советскими коллегами, имело решающее значение для почти ежедневных боевых вылетов, совершаемых вблизи границ СССР и стран Варшавского договора. Ниже представлена ​​карта СССР, выделенная зеленым цветом. Вы можете увидеть государства Ближнего Востока, граничащие с дальними южными странами Советского Союза, что помогает нам определить мотивы одержимости США и американского разведывательного сообщества такими государствами, как Иран. Разрешив американским военным и шпионским силам действовать на севере Ирана, это обеспечит меньшую вероятность самоубийственных миссий и более дружественное воздушное пространство. Это помогло свести к минимуму количество погибших пилотов и личного состава. В течение 1970-х Иран поддерживал хорошие отношения с Соединенными Штатами, что позволило США установить радары дальнего действия и посты прослушивания, позволяющие США отслеживать действия в Советском Союзе.

Информация КГБ СССР в Международный отдел ЦК КПСС, 10 октября 1979 г. «Руководство Ирана о внешней безопасности страны» «По информации КГБ, в августе в Тегеране состоялось секретное совещание с участием представителей премьер-министра. Министр, министерства иностранных дел и внутренних дел, разведывательное и оперативное управление Генерального штаба, жандармское и полицейское управления Генерального штаба и штаб «Корпуса защитников революции» с целью изучения вопросов, которые касаются о безопасности Ирана. Было отмечено, что СССР и США, у которых есть свои интересы в этом регионе, обеспокоены победой исламской революции в Иране. предполагал, что США могут прибегнуть к прямой военной угрозе и реализации блокады. Но в том случае, если Иран не предпримет резких шагов, которые навредят США, и не воспрепятствует проникновению Советов, это облегчит положение США. Оценивая политику СССР в отношении иранского режима, участники встречи пришли к выводу, что постольку, поскольку усиление Исламской республики приведет к ослаблению позиций режима в Афганистане, окажет определенное влияние на мусульман. республики в СССР и будут «тормозом на пути проникновения коммунизма в регион», Советский Союз «не отвернется от идеологической борьбы и попыток привести к власти в Иране левое правительство». Подчеркивалось, что с целью ослабления исламского режима СССР может организовать «провокационную» деятельность среди иранских курдов, азербайджанцев, туркмен, белуджей, поддержать левые силы, создать экономические трудности, прибегнуть к военной угрозе на основе соглашения 1921 г. Было отмечено, что Афганистан не в состоянии предпринять военные действия против Ирана. Однако не исключены приграничные конфликты. Кроме того, Афганистан нуждается в экономической помощи Ирана, что может смягчить его позицию. Также были проанализированы позиции Ирака, Турции, Пакистана и Саудовской Аравии ». На основании результатов исследований, сделанных в Центре сохранения современной документации (Москва), Фонд 5, Опис 76, Файл 1355, страницы 17–20.

Пропаганда ЦРУ

Пытаясь подорвать авторитет премьер-министра Мосадека и подготовить почву для переворота, ЦРУ использовало пропаганду, чтобы подорвать репутацию премьер-министра Мосадека. В недатированной записке автор ЦРУ изобразил как гражданин Ирана, разочарованный политикой Мосадека. Автор объяснил, что Запад рассматривает иранский народ как дружелюбный и миролюбивый. Однако, как пояснил автор, после союза Мосадека с Коммунистической партией Туде иранский народ стал шумным и нетерпимым по отношению к иностранцам., доходя до того, что «поливает кислотой жену посла Аргентины». В статье винят Мосадека и утверждают, что он развратил иранский народ. В документе автор использовал резкие выражения, называя Мосадека «диким». tator »и призывал иранцев« перестать действовать как большевики ».

Во второй записке автор снова напал на персонажа Мосадека, утверждая, что его заявление о том, что он« Спаситель Ирана »несовместимо с его действия. Автор утверждал, что Мосадек использовал деньги, полученные от землевладельцев, для подрыва деятельности тех, кто помогал ему в прошлом. В меморандуме утверждалось, что Моссадек не хотел спасать Иран, а скорее хотел спасти «диктатуру» Ирана своим союзом с коммунистической партией Туде.

Пропаганда, опубликованная ЦРУ, показала, что организация хотела изменить общественного мнения о Mossadeq, чтобы сделать инсталляцию Захеди более популярной среди иранского народа. Создавая пропаганду для иранских граждан, ЦРУ имело больше шансов повлиять на взгляды реальных иранских граждан. Пропаганда также создала негативный образ Советов и привязала Мосадека к большевикам.

В ответ на теракты 11 сентября 2001 г.; Соединенные Штаты чувствовали себя так, как будто их политика на Ближнем Востоке совершенно не понималась. Администрация Буша чувствовала, что окончание холодной войны привело к уменьшению общественной дипломатии, что вызвало активизацию пропагандистских попыток США на Ближнем Востоке посредством более решительной кампании саморекламы..

Идентификация левых

В 1983 году ЦРУ передало администрации Хомейни обширный список иранских коммунистов и других левых, тайно работающих в иранском правительстве. В отчете Комиссии Башни позже отмечалось, что список использовался для принятия «мер, включая массовые казни».

Дело Иран-Контра

Начиная с августа 1984 г. группа в правительстве США, состоящая в основном из подполковника (в отставке) Оливера Норта, министра обороны Каспара Вайнбергера и советника по национальной безопасности Джона Пойндекстера, в деле Иран-контрас, организовала косвенную передачу оружия Ирану в его затяжной войне против Ирака Саддама Хусейна, в обход Поправок Боланда. Эти поправки были призваны предотвратить расходование средств США на поддержку никарагуанских контрас. Поскольку сделка по оружию в обмен на заложников, заключенная администрацией Рейгана, направила деньги контрас в их гражданской войне против сандинистской хунты в Никарагуа, юридическая интерпретация того времени диктовала, что ЦРУ как организация, не мог участвовать в Иран-контрас.

Отношения, во-первых, чтобы обойти ограничение Поправки Боланда, но также и в целях оперативной безопасности, не передавали и не продавали американское оружие напрямую Ирану. Вместо этого администрация Рейгана разрешила Израилю продавать боеприпасы Ирану через нанятого по контракту иранского посредника по продаже оружия Манучер Горбанифар. Выручка от продаж за вычетом 41% наценки, взимаемой Горбанифаром, и первоначально по цене, неприемлемой для Ирана, пошла непосредственно контрас. Эти поступления не были интерпретированы как средства США. Администрация пополнила Израиль, что не было незаконным, боеприпасами, которые заменили боеприпасы, переданные Ирану.

В то время как директор Центральной разведки (DCI) Уильям Кейси принимал активное участие в Иран-Контра, Кейси, во Второй мировой войне Управление стратегических служб (УСС), офицер тайных операций, руководил иранской операцией с людьми, не входящими в ЦРУ, такими как должностные лица Белого дома / Совета национальной безопасности, такие как Джон Пойндекстер и Оливер Норт, а также в качестве отставных сотрудников специальных операций, таких как Джон К. Синглауб и Ричард Секорд.

. Скандал в конечном итоге усугубился неспособностью США скрыть поставку оружия иранцам. Основная цель тайной миссии Норта заключалась в доставке восьмисот устаревших ракет на EL Al 747 в Лиссабон, где они затем были переброшены на никарагуанский самолет, охраняемый генерал-майором ВВС США Ричардом Секордом. Роль Секорда в миссии заключалась в том, чтобы затем доставить ракеты в Тегеран. Представители ЦРУ, в первую очередь Дуэйн Кларридж, круглосуточно работали над поиском лучшего способа доставки. В конце ноября 1985 г. из Франкфурта был доставлен CIA 707, который доставил иранцам восемнадцать ракет HAWK в понедельник, 25 ноября. Этот план требовал доказательств президентской поддержки, которая в связи с Для определения времени событий требовалась ретроактивная подпись, разрешающая «оказание помощи Центральным разведывательным управлением частным лицам в их попытке добиться освобождения американцев, взятых в заложники на Ближнем Востоке». Документ был подписан Рейганом 5 декабря 1985 года.

Соединенные Штаты были признаны виновными в нарушении международного права Международным Судом в 1986 году по делу Никарагуа против Соединенных Штатов однако отказался участвовать или выплатить компенсацию, предписанную судом. Кристиан Микстер, юрист в штате Независимого советника, сообщил, что президент Рейган был осведомлен о каждой сделке с Ираном оружия. Однако Рейгану будет трудно привлечь к ответственности, поскольку Закон о национальной безопасности 1947 года может иметь преимущественную силу перед Законом о контроле за экспортом оружия. Рейган чувствовал, что может ответить на вопросы о незаконных действиях, но не о том, что он упустил шанс освободить заложников.

Иран оружие для заложников

В 1986 году госсекретарь Джордж Шульц и его исполнительный помощник М. Чарльз Хилл начали готовиться к встрече с президентом по поводу идей ввода войск. домой. Позже через записи Хилла было обнаружено, что президент Рейган продемонстрировал готовность нарушить закон, чтобы вернуть американские войска, удерживаемые в заложниках на Ближнем Востоке, в Соединенные Штаты. В заметках Хилла также подробно рассказывается о мрачном взгляде его и Шульца на ситуацию: «Мы напали на нашу собственную политику Среднего Востока... Мы, кажется, нарушили наши собственные законы... Здесь царит атмосфера Уотергейта... Госсекретарь Шульц процитировал слова президента Рейгана: «Они могут привлечь меня к ответственности, если захотят».

Анализ разведки

Исламская Республика Иран, более известная под сокращенным названием Иран, была описана как проблемная область в отчете сенатского комитета по разведке Портера Госса, тогдашнего директора ЦРУ,. «В начале февраля представитель Высшего совета национальной безопасности Ирана публично заявил, что Иран никогда не откажется от своей ядерной программы. Это произошло в разгар переговоров с членами ЕС-3 (Великобританией, Германией и Францией), добивающихся объективных гарантий от Тегерана, что он не будет использовать ядерные технологии для ядерного оружия. Это неудивительно, учитывая политическую нестабильность и шаткие экономические условия, охватившие страну после вмешательства США и Великобритании в 1953 году. Экономика Ирана почти полностью зависит от иностранной нефти. экспорт, и его правительство изобилует коррупцией.

«Предыдущие комментарии иранских официальных лиц, включая верховного лидера Ирана и его министра иностранных дел, показали, что Иран не откажется от своих возможностей для обогащения урана. Конечно, они могут использовать его для производства топлива для энергетических реакторов. Нас больше беспокоит двойной характер технологии, которая также может быть использована для создания ядерного оружия.

«Параллельно Иран продолжает поиски баллистических ракет большой дальности, таких как улучшенная версия своей баллистической ракеты средней дальности Шахаб-3 с дальностью 1300 км, чтобы добавить к сотням коротких - дальность SCUD ракеты у него уже есть.

«Даже после 9/11 Тегеран продолжает поддерживать террористические группы в регионе, такие как Хезболла, и может поощрять участились нападения на Израиль и на палестинские территории, чтобы сорвать продвижение к миру. Сообщается, что Иран поддерживает некоторую антикоалиционную деятельность в Ираке и стремится повлиять на будущий характер иракского государства. Иран продолжает тайно удерживать важных членов Аль-Кайиды - Совета управления, что вызывает еще большую неопределенность в отношении готовности Ирана предать их суду.

«Консерваторы, вероятно, консолидируют свою власть на президентских выборах в Иране в июне 2005 года, что еще больше отодвинет на задний план движение за реформы в прошлом году».

Предполагаемая поддержка террористических групп

В 2007–2008 годах поступали сообщения о том, что ЦРУ поддерживало суннитскую террористическую группу Джундаллах, но эти утверждения были опровергнуты последующим расследованием, показавшим, что ЦРУ «запретило даже самый случайный контакт с Джундаллахом». Слухи возникли в результате израильской операции Моссад «под ложным флагом »; Агенты Моссада, выдававшие себя за сотрудников ЦРУ, встречались и вербовали членов Джундуллы в таких городах, как Лондон, для совершения атак против Ирана. Президент Джордж Буш «взбесился», когда узнал о действиях Израиля, но ситуация не была разрешена до тех пор, пока администрация президента Барака Обамы не «резко свернула совместные американо-израильские отношения. разведывательные программы, нацеленные на Иран "и в конечном итоге объявили Джундаллах террористической организацией в ноябре 2010 года. Хотя ЦРУ разорвало все связи с Джундаллой после взрывов в Захедане в 2007 году, Федеральное бюро расследований (ФБР) и Министерство обороны США продолжало собирать разведывательные данные о Джундаллахе с помощью активов, выращенных «офицером контртеррористической группы ФБР» Томасом Макхейлом; ЦРУ совместно санкционировало поездку Макхейла в 2008 году для встречи со своими информаторами в Афганистан. Согласно The New York Times : «Действующие и бывшие официальные лица заявляют, что американское правительство никогда не руководило и не одобряло никаких операций Джундаллы. И они говорят, что никогда не было случая, чтобы Соединенным Штатам сообщали время и цель проведения террористическое нападение, пока не было предпринято никаких действий для его предотвращения. "

Операция Мерлин

Операция Мерлин была секретной операцией Соединенных Штатов под руководством администрации Клинтона предоставить Ирану неудачную конструкцию компонента ядерного оружия якобы в попытках отсрочить предполагаемую иранскую программу создания ядерного оружия, чтобы получить дополнительную информацию о государственной программе создания ядерного оружия или просто кадр Иран. Намерения операции «Мерлин», возможно, заключались в том, чтобы помочь иранцам разработать оружие массового уничтожения, чтобы будущие военные конфликты с государством были должным образом оправданы. Другими словами, саботажные чертежи «огневой установки» закулисно ложились в руки иранцев, потому что ЦРУ по каким-то причинам хотело гарантировать, что Иран будет обладать ядерным оружием в ближайшие годы.

In State of War, автор и корреспондент The New York Times Джеймс Ризен сообщает, что ЦРУ выбрало сбежавшего российского ученого-ядерщика для намеренного предоставления ошибочные чертежи ядерных боеголовок, представленные иранским официальным лицам в феврале 2000 года. Райзен написал в своей книге, что президент Клинтон одобрил операцию «Мерлин» и что администрация Буша позже одобрила план. Позже Risen отказалась давать показания об утечке информации об операции Merlin. Более ранней публикации подробностей об операции «Мерлин» в New York Times в 2003 году помешало вмешательство советника по национальной безопасности Кондолизы Райс с исполнительным редактором NYT Хауэллом Рейнсом.

К сожалению, операция «Мерлин» развернулась не так, как планировалось. По словам Райзена, российский контакт / курьер ЦРУ заметил недостатки в схеме высоковольтного блока TBA 480 во время своего брифинга по операции в Сан-Франциско. После обнаружения ошибок русский спросил ближайших агентов об указанных несоответствиях, и его запрос был проигнорирован. Некоторые сотрудники ЦРУ были обеспокоены наблюдениями русских, но операция «Мерлин», тем не менее, продолжалась. Незадолго до того, как вылететь в Вену для доставки, россиянину вручили запечатанный конверт с чертежами «стрельбища» и приказали не открывать конверт. Однако, оказавшись в Вене, русский предпочел нарушить его указания. Далее россиянин открыл конверт и вставил письмо, информирующее иранцев об ошибках в чертежах. Русский отнес конверт на Хайнштрассе, 19 в Северной Вене, где поспешно сунул его через прорезь для почты в двери иранского офиса. Завершив доставку, россиянин вернулся в США. В последующие дни сотрудники ЦРУ смогли сделать вывод, что чертежи были возвращены в Иран. В книге утверждается, что вместо того, чтобы нанести вред иранской ядерной программе, операция «Мерлин» могла ускорить ее, предоставив полезную информацию: как только недостатки были обнаружены, планы можно было сравнить с другими источниками, такими как те, которые предположительно были предоставлен иранцам А. Q. Хан.

Саботаж ядерной программы Ирана

Операция «Олимпийские игры»

Операция «Олимпийские игры» была скрытой и все еще непризнанной кампанией саботажа посредством киберразрушений, направлено на иранские ядерные объекты со стороны Соединенных Штатов и, вероятно, Израиля. Как сообщается, это одно из первых известных применений наступательного кибероружия. Олимпийские игры, начатые при администрации Джорджа Буша в 2006 году, были ускорены при президенте Обаме, который прислушался к совету Буша продолжить кибератаки на иранский ядерный объект. в Натанз. Буш считал, что эта стратегия была единственным способом предотвратить обычный израильский удар по иранским ядерным объектам.

Во время второго президентского срока Буша генерал Джеймс Картрайт вместе с другими сотрудниками разведки представил Бушу сложный код, который будет действовать как наступательное кибероружие. «Цель состояла в том, чтобы получить доступ к управлению промышленными компьютерами завода в Натанзе... компьютерный код проникнет в специализированные компьютеры, управляющие центрифугами ». Сотрудничество произошло с израильской разведывательной службойСИГИНТ, отряд 8200. Участие Израиля было важно для американцев, потому что первые обладали «глубокими сведениями об операциях в Натанзе, которые были бы жизненно важны для успеха кибератаки». Кроме того, американские официальные лица хотели «отговорить израильтян от применения превентивного удара по иранским ядерным объектам». Чтобы предотвратить нанесение обычного удара, Израиль должен был принять активное участие в операции «Олимпийские игры». Компьютерный вирус, созданный двумя странами, стал известным ИТ-сообществом как «ошибка» и Stuxnet, как только он стал достоянием общественности. Вредоносная программа временно остановила вращение примерно 1000 из 5000 центрифуг в Натанзе.

Программная ошибка в "ошибке" привела к тому, что она распространилась на компьютерах за пределами Натанза. Когда инженер покинул Натанз и подключил [свой] компьютер к Интернету, ошибка, произведенная в Америке и Израиле, не смогла распознать, что его среда изменилась ». Код был представлен в Интернете и широко для всеобщего распространения. Фирмы по ИТ-безопасности Symantec и Лаборатория Касперского с тех пор исследовали Stuxnet. Неясно, американцы или израильтяне внесли ошибку программирования.

Согласно Atlantic Monthly, операция «Олимпийские игры» - «вероятно, самая значительная тайная манипуляция электромагнитным спектром со времен Второй мировой войны. The New Yorker утверждает, что операция Olympic Games - это «официальный наступательный акт чистой кибер-саботажа со стороны Соединенных Штатов Америки против других стран, если не считать проникновения электроники, которые предшествовали обычным военным атакам, такими как военные действия. компьютеров Ирака до вторжения 2003 года »<271.>The Washington Post сообщила, что отрицное ПО Flame также было частью Олимпийских игр.

В прошлом США, как и многие другие страны, выступали против способности Ирана высокобогащенный уран. или плутоний. На данный момент это факт, что Иран обладает такой способностью.

Расследование утечки В июне 2013 года сообщалось, что Картрайт стал целью исследования год расследования Министерства юстиции США на утечку секретной информации о обращении к СМИ США. В марте 2015 года сообщалось, что расследование застопорилось из-за опасных расследований, необходимые расследования для судебного преследования были слишком конфиденциальными, чтобы их можно было раскрыть в суде.

Stuxnet

Stuxnet - это вредоносный компьютерный червь считается созданным американо-израильским кибероружием. Хотя ни одно из государств не подтвердило это открыто, анонимные официальные лица США в беседе с The Washington Post заявили, что червь был разработан во время администрации Обамы для саботажа ядерной программы Ирана с помощью чего может показаться длинной чередой неприятных происшествий.

Stuxnet обычно вводится в целевую среду через зараженный USB-накопитель. Затем червь распространяется по сети, сканируя программное обеспечение Siemens Step7 на компьютерех, управляющий ПЛК. При отсутствии любого критерия Stuxnet бездействует внутри компьютера. Если оба условия выполняются, Stuxnet вводит зараженный руткит в ПЛК и программное обеспечение Step7, изменяя коды и давая неожиданные команды ПЛК, одновременно возвращая обратную связь между стандартными значениями системы.

Первоначально червь распространяется без разбора, но включает в себя узкоспециализированное вредоносное ПО, предназначенное только для систем диспетчерского управления и сбора данных (SCADA) Siemens , которые настроены для управления и мониторинга промышленных процессов. Stuxnet заражает ПЛК, подрывая программное обеспечение Step-7, которое используется для перепрограммирования этих устройств.

Различные варианты Stuxnet были нацелены на пять иранских организаций, причем вероятной целью, как многие подозревают, было инфраструктура по обогащению урана в Иране ; Symantec отметила в августе 2010 года, что 60% зараженных компьютеров во всем мире находятся в Иране. Компания Siemens заявила, что червь не причинил вреда ее клиентам, но Иран ядерная программа, в которой используется запрещенное оборудование Siemens, закупленное тайно, было повреждена Stuxnet. Касперский Лаборатория пришла к выводу, что изощренная атака могла быть проведена только «при поддержке национального государства». Это было подтверждено главным исследователем F-Secure Микко Хиппёненом, который прокомментировал в FAQ по Stuxnet: «Вот как это будет выглядеть, да».

1 июня 2012 года в статье New York Times говорилось, что Stuxnet является частью разведки США и Израиля под названием «Олимпийские игры », начатой ​​при президенте Джордже Буше и расширились при президенте Бараке Обаме.

24 июля 2012 года в статье Криса Матышчика из CNET сообщалось, что Организация по атомной энергии Ирана отправила электронное письмо Главный исследователь F-Secure Микко Хиппёнен, чтобы сообщить об экземпляре отрицательного ПО.

25 декабря 2012 г. иранское полуофициальное информационное агентство объявило о кибератаке со стороны Stuxnet, на этот раз на предприятия в южной части страны. В последние месяцы вирус поразил электростанцию ​​и некоторые другие предприятия в провинции Хормозган.

Исследование распространения Stuxnet, проведенное Symantec, показало, что наиболее пострадавшие страны в первые дни заражения были Иран, Индонезия и Индия:

СтранаДоля зараженных компьютеров
Иран58,85%
Индонезия18,22%
Индия8,31%
Азербайджан2,57%
США1,56%
Пакистан1,28%
Другие страны9,2%

Сообщается, что Иран «усиливает» свои возможности кибервойны после атаки Stuxnet и подозревается в ответных атаках на банки США.

В мартовском 2012 г. интервью телеканалу CBS News «60 минут» генерал ВВС США в отставке Майкл Хайден, который был директором Центрального разведывательного управления и Агентства национальной безопасности. - отрицательная осведомленность о, кто создал Stuxnet, сказал, что, по его мнению, это был "хорошая идея", но и обратную сторону, поскольку она узаконила использование сложного кибероружия, предназначенного для физического физического. «Есть те, кто может взглянуть на это... и, возможно, даже попытаться использовать это в своих целях». В том же отчете Шон МакГурк, бывший сотрудник службы кибербезопасности в Министерства внутренней безопасности отметил что исходный код Stuxnet теперь может быть загружен онлайн и изменен для использования в новых целевых системах. Говоря о создателях Stuxnet, он сказал: «Они открыли коробку. Они продемонстрировали способность... Это не то, что можно вернуть ». В статье журнала Wired о генерале США Кейте Б. Александре говорится:« И он и его кибервоины уже начали свою первую атаку. Кибероружие, получившее название Stuxnet, было создано и построено АНБ в сотрудничестве с ЦРУ и израильской разведкой в ​​середине 2000-х годов ».

Duqu

1 сентября 2011 г. Был обнаружен новый червь, предположительно связанный со Stuxnet. Лаборатория криптографии и безопасности системы (CrySyS) Будапештского технологического и экономического университета проанализировала вредоносное ПО, назвав угрозу «Duqu». Symantec на основе этого отчета продолжил анализ угрозы, назвав ее «почти идентичной Stuxnet, но с совершенно другой целью», и опубликовал подробный технический документ. Основной компонент, используемый в Duqu, предназначен для захвата такая информация, как нажатия клавиш и системная информация. Извлеченные данные могут быть использованы для проведения будущих атак, подобных Stuxnet. 28 декабря 2011 г. директор по глобальным исследованиям и анализу «Лаборатории Касперского» поговорил с Reuters о последних результатах исследований, показывающих что платформа Stuxnet и Duqu были созданы ed с 2007 года и упоминается как Tilded из-за ~ d в начале имен файлов. В ходе этого исследования также была обнаружена возможность создания еще трех вариантов на базе платформы Tilded.

Flame

В мае 2012 года было обнаружено новое вредоносное ПО Flame, которое, как считается, связано со Stuxnet.. Исследователи назвали программу «Пламя» по названию одного из ее модулей. Анализируя код Flame, «Лаборатория Касперского» заявила, что между Flame и Stuxnet существует тесная связь. Ранняя версия Stuxnet содержала код для распространения инфекций через USB-накопители, который почти идентичен модулю Flame, использующему ту же уязвимость.

Stars

Stars virus компьютерный вирус, поражающий компьютеры под управлением Microsoft Windows. Он был назван и обнаружен иранскими властями в апреле 2011 года. Иран утверждал, что он использовался как инструмент для совершения шпионажа. Западные исследователи пришли к выводу, что это, вероятно, то же самое, что и вирус Duqu, часть атаки Stuxnet на Иран.

Сдерживание или денежная выгода?

Со временем мотивы Соединенных Штатов были поставлены под сомнение. Для многих было непонятно, почему Соединенные Штаты решили войти в Иран. Этот отрывок должен дать понимание того, почему Соединенные Штаты совершили эти действия. Одной из спорных идей, которую можно сразу же исключить, является нефть. Несмотря на потенциальное влияние директора ЦРУ, ранее занимавшего должность на Уолл-стрит в качестве юриста по международному бизнесу, эта теория, вероятно, неверна. Гораздо более правдоподобно то, что ЦРУ сосредоточило свою энергию на сдерживании распространения коммунизма. У американцев уже были существующие договорные соглашения с Кувейтом и Саудовской Аравией на нефть, поэтому вторжение в Иран с намерением получить нефть бесплатно вызовет конфликт. Сдерживание было целью ЦРУ. Одна вещь, которая намекает на это, - это одобрение США свержения Мосадека. Информация, полученная ЦРУ, подтолкнула их к такому решению. Наблюдая за тем, как страны во всем мире падают к коммунизму, Америка не хотела, чтобы то же самое произошло в Иране. Когда Соединенные Штаты успешно свергли правительство в Иране, ЦРУ попыталось найти информацию, которая позволила им вторгнуться в другие возможные угрозы.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 11:01:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте