Битва на мысе Спартель | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Войны за независимость в Америке | |||||||
. Рельеф Гибралтара, граф Хоу, 11 октября 1782 г., Ричард Пэтон | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Испания. Франция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ричард Хоу | Луис де Кордова | ||||||
Сила | |||||||
34 линейных корабля. 1 фрегат | 34 линейных корабля | ||||||
Потери и потери | |||||||
276 убитых и раненых | 360 убитых и раненых |
Битва при мысе Спартель была нерешительной морской битвой между Франко - испанцами флот под командованием адмирала Луиса де Кордова и Кордова и британский флот под командованием адмирала Ричарда Хоу. Эти силы встретились 20 октября 1782 года после того, как Хоу успешно пополнил Гибралтар, затем осадил войска Бурбонов во время Войны за независимость США.
Когда Испания вступила в Американскую войну за независимость в 1779 году, одной из ее основных целей был захват Гибралтар из Великобритании. Вскоре после объявления войны силы Испании и Франции начали Великую осаду Гибралтара, заблокировав наземный доступ к полуострову и введя несколько жесткую военно-морскую блокаду. Великобритания успешно пополнила запасы Гибралтара как в 1780, так и в 1781 году и осознала необходимость сделать это снова в 1782 году. Британские политические и военные руководители сочли этот вопрос критическим, поскольку Испания добивалась уступки территории в мирных переговорах.
Флот Британского Ла-Манша, которым командовал адмирал Ричард Хау, летом 1782 г. преследовал ряд противоречивых целей. Помимо защиты Ла-Манша из-за франко-испанских вторжений флоту также пришлось иметь дело с возможностью голландских действий в Северном море против транспортировки важных военно-морских грузов из Балтики., и ожидалось, что он будет защищать конвой, который будет снабжать Гибралтар. Хотя разведка, полученная 25 августа, показала, что голландский флот находился в порту Тексель, десять линейных кораблей были отправлены в Северное море, в то время как конвой на Гибралтар сформировался в Спитхеде. Эти корабли вернулись в порт 4 сентября.
Конвой, отплывший 11 сентября, включал 35 линейных кораблей, большой конвой транспортов, направлявшийся в Гибралтар, и дополнительные конвои, направлявшиеся в Ост-Индию и Вест-Индию. Адмирал Хоу приказал доставить припасы в Гибралтар, а затем вернуться в Англию. Из-за плохой погоды и встречных ветров флот, направлявшийся в Гибралтар, прибыл на мыс Сент-Винсент только 9 октября.
Франко-испанский флот, которому была поручена блокада Гибралтара, стоял на якоре в Гибралтарском заливе. Он состоял из 49 линейных кораблей и находился под командованием испанского адмирала Луиса де Кордова. Испанские корабли (их всего 35) были не в хорошем состоянии. 10 октября буря нанесла ущерб союзному флоту: один линейный корабль был вытеснен на мель, другой был отправлен под обстрелы Гибралтара, а третий был унесен через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
Адмирал Хоу встретился со всеми своими капитанами и дал подробные инструкции по обеспечению безопасного прибытия транспорта. 11 октября транспорты начали заход в проливы, а затем флот прикрытия. Четыре транспорта успешно встали на якорь в Гибралтаре, но остальные были унесены сильными течениями в Средиземное море. Флот последовал за ним. Воспользовавшись западно-северо-западным ветром, флот де Кордовы двинулся в погоню, в то время как испанский адмирал послал свои меньшие суда, чтобы скрыть британцев. 13 октября британцы перегруппировались примерно в 50 милях к востоку от Гибралтара у испанского побережья, но при приближении союзного флота отплыли на юг, к побережью Марокко. При попутном ветре 15-го числа британцы снова вошли в пролив и успешно вывели конвой в Гибралтар между 16 и 18 числами.
19 октября союзный флот был замечен к востоку от Гибралтара. Адмирал Хоу, стремясь избежать битвы в проливе, снял якорь и поплыл на запад, а союзники последовали за ним. Выйдя из пролива, он уменьшил паруса флота, предложив де Кордове, державшему метеорологический датчик, возможность вступить в бой. 20-го де Кордова подал сигнал «общей погони», не обращая внимания на места разделения. Британский боевой рубеж находился справа от франко-испанского. Около 13:00, после флагмана Кордовы, 120-пушечный Santísima Trinidad достиг центра объединенной линии, оба флота находились примерно в двух милях друг от друга. Британцы уменьшили парус, чтобы ужесточить боевой порядок. В 5:45 фургон франко-испанского флота открыл огонь. Британцы открыли ответный огонь, в то время как Хоу дал сигнал «отступать всеми парусами», в результате чего по крайней мере 14 франко-испанских кораблей оказались ненужными, в том числе два трехпалубных. Никакие британские корабли не были задействованы, несмотря на усилия кораблей де Кордовы, преследовавших британский флот. 21-го числа оба флота находились на расстоянии около 12 миль друг от друга. Де Кордова сделал ремонт и был готов возобновить действия. Однако на следующий день сражения не произошло, так как Хоу отплыл обратно в Великобританию в соответствии с его приказом.
Хоу преуспел в своей главной цели, гарантируя, что конвой благополучно прибыл и вернулся в Англию. Успех в пополнении запасов находящегося в тяжелом положении гарнизона в Гибралтаре обеспечил его выживание в то время, когда британские войска несли череду деморализующих потерь на Менорке, Флориде и Вест-Индии.
Своевременное пополнение запасов в сочетании с неудавшейся франко-испанской атакой 13 сентября на Гибралтар также значительно укрепили британскую позицию в мирных переговорах, начатых ранее в октябре. Британские дипломаты упорно отказывались расстаться с Гибралтаром, несмотря на предложения по Испании в торговле большую часть своих доходов.
Парусные качества своих судов (в частности, использование медный ножны ) позволило англичанам отклонить действие. Испанский флот изо всех сил пытался построить более быстрые корабли, чтобы избежать таких ситуаций, таких как битва при мысе Сент-Винсент - Лунная битва - двумя годами ранее, когда покрытый медью флот из 18 кораблей Родни преследовал и вступил в бой. Флот Лангары из 11 кораблей. Испанский флот не спешил приступить к ремонту своих судов. Он также был ограничен низкой скоростью некоторых из его старых и тяжелых кораблей, таких как Santisima Trinidad.
34 корабля линия (по Шомбергу)
46 линейных кораблей
Испанский
| Французский
|
Следующие корабли не принимали участия в акции:
Испанский
| Француз |