Банальный национализм относится к повседневным представлениям о нации, которые формируют у людей общее чувство национальной принадлежности, чувство от трайбализма до национальная принадлежность. Этот термин заимствован из одноименной книги английского академика Майкла Биллига 1995 года и предназначен для критического понимания. Книгу Биллига называют «четвертой по цитируемости работой о национализме из когда-либо опубликованных». Биллиг придумал концепцию «банального национализма», чтобы подчеркнуть рутинные и часто незамеченные способы воспроизводства существующих национальных государств изо дня в день. Эта концепция была очень влиятельной, особенно в рамках дисциплины политическая география, и с момента публикации книги в 1995 году не перестает интересовать ученых. Сегодня этот термин используется в основном в академических обсуждениях формирования идентичности, геополитика и природа национализма в современной политической культуре.
Примеры банального национализма: использование флагов в повседневной жизни, спортивные мероприятия, национальные песни, символы на деньгах, популярные выражения и обороты, патриотические клубы, использование подразумеваемого единства в национальной прессе, например, использование таких терминов, как премьер-министр, погода, наша команда, а также деление на «внутренние» и «международные» новости. Многие из этих символов наиболее эффективны из-за их постоянного повторения и почти подсознательного характера. Банальный национализм часто создается через государственные учреждения, такие как школы.
Основная цель Майкла Биллига при введении этого термина заключалась в том, чтобы четко отличить повседневный эндемичный национализм от экстремистских разновидностей. Он утверждал, что академическая и журналистская ориентация на крайних националистов, движения за независимость и ксенофобов в 1980-х и 1990-х годах затмевали силу современного национализма, подразумевая, что национализм был скорее маргинальной идеологией. чем доминирующая тема в современной политической культуре. Биллиг отметил почти негласное предположение об исключительной важности нации в политическом дискурсе того времени, например, в призывах защитить Кувейт во время войны в Персидском заливе в 1991 г. или Фолклендских островов в 1982 г.. Он утверждает, что «скрытый» характер современного национализма делает его очень мощной идеологией, отчасти потому, что он остается в значительной степени неизученным и неоспоримым, но все же остается основой для мощных политических движений и большинства политического насилия в современном мире. Банальный национализм не следует рассматривать как слабую форму национализма, это основа для «опасного национализма». Однако в прежние времена призывы к «нации» не были так важны, когда религия, монархия или семья могли использоваться более успешно. мобилизовать действие. Он также использует эту концепцию, чтобы оспорить постмодернистские утверждения о том, что национальное государство находится в упадке, особо отмечая продолжающуюся гегемонистскую власть американского национализма..