Бела Хамвас (23 марта 1897 г. - 7 ноября 1968 г.) был венгерским писателем, философ и социальный критик. Он был первым мыслителем, который представил в Венгрии традиционалистскую школу Рене Генона.
Бела Хамвас родился 23 марта 1897 г. в Eperjes (Prešov ), в уезде Шарош в Королевстве Венгрии (ныне Словакия ). Его отец, Йожеф Хамвас, был лютеранином пастором, учителем немецкого и венгерского языков, журналистом и писателем. Семья переехала в Позоны (Братислава ) в 1898 году, где Хамвас завершил базовое обучение в 1915 году. После окончания школы, как и его одноклассники, он поступил на военную службу добровольно и был отправлен на фронт. в Украине. Из-за тяжелого травматического шока его отправили обратно в Будапешт для лечения в больнице, но сразу после выздоровления его призвали на передовую в западной Италии. Он так и не добрался до поля боя, так как его поезд попал в снаряд, а раненый Хамвас был освобожден.
В 1919 году его отец отказался от присяги на верность новому государству Чехословакия, после чего его семья была изгнана из Братиславы. Они переехали в Будапешт, где Хамвас учился в католическом университете Петера Пазмани. По окончании учебы он стал журналистом газет Budapesti Hírlap и Szózat. Хамвас считал эту работу мелкой и черной, но ему приходилось содержать семью (хотя его отец получал пенсию с 1924 года). Три года спустя он уволился, так как нашел лучшую работу в главной библиотеке Будапешта. В 1927 году он был назначен старшим библиотекарем. К этому времени он писал статьи, обзоры и эссе для 25 различных журналов. Он женился на Илоне Ангьял в 1929 году, но развелся в 1936 году и женился на Каталин Кемени в 1937 году. Она была его партнершей в создании кружка Sziget, литературной группы, которая позже приобрела видных членов, таких как Antal Szerb, Károly Kerényi, László Németh, или.
Почти 20 лет работы библиотеки завершила Вторая мировая война. Хамваса призывали в армию трижды. Он продолжал свою литературную деятельность на передовой, переводя, в том числе, Лаоцзы и Гераклита. Его первый сборник эссе был опубликован в 1943 году.
Пара пережила осаду Будапешта. В их квартиру попала бомба, в результате чего была уничтожена его библиотека и рукописи. Несмотря на советскую осаду и неоднократные преследования со стороны властей, 1945-1947 годы были его самыми плодотворными годами.
В 1948 году он был внесен в список b (запрещен к публикации) установленным Советом социалистическим правительством, и был вынужден уйти на пенсию с работы в библиотеке. Хотя до запрета он опубликовал более 250 работ, большая часть работ Хамваса была написана анонимно позже. Он получил лицензию на ведение хозяйства в саду своего зятя в Сентендре и ухаживал за растениями в период с 1948 по 1951 год, за это время он также закончил Карневал, одно из своих главных эссе.
С 1951 по 1964 год он работал неквалифицированным рабочим на электростанциях в Тисзапалконя и Бокод в суровых условиях. Когда у него было свободное время, он переводил с санскрита, иврита и греческого и писал о Каббале, Дзен <87.>и суфизм. Между 1959 и 1966 годами он завершил свою последнюю крупную работу «Патмос».
В 67 лет он наконец получил пенсию. Бела Хамвас умер от геморрагического инсульта в 1968 году. Он похоронен в Сентендре.
В 1990 году он посмертно получил премию Кошута.
Он был великим мыслителем и эссеистом, который объединил восточные и западные традиции, а также задал множество серьезных вопросов о современном возраст вместе с возможностью их решения. Согласно одной из его центральных мыслей: «Нынешний эон, начиная с 600 г. до н.э., стоит в знаке личного спасения. Только с этого времени появилось понятие человечности, потому что существует только одна коллективная категория личности, и это человечество. "
Бела Хамвас нашел свою форму выражения в эссе, жанре одновременно литературном и философском. Его ранние эссе были опубликованы в Magyar Hüperion (1936, Hungarian Hyperion), ознаменовав конец его первого периода размышлений, за которым последовала Szellem és egzisztencia (1941, Дух и существование), эссе, в котором обсуждалась философия Карла. Ясперс, одно из главных вдохновителей мышления Хамваса. Он опубликовал подборку эссе по литературе, психологии, философии и истории культуры в "A láthatatlan történet" (1943, "Невидимая история"). Анализируя духовный кризис эпохи, Хамвас прочел себя в метафизической традиции, коллективном духовном знании человечества, переданном священными книгами. Его сборник Scientia Sacra (первые шесть томов, 1942–1943 гг.) Служил для того, чтобы привлечь внимание эпохи к философии Дальнего Востока (Упанишады, Тао Дэ Цинг, Тибетская книга мертвых и др.) И европейский мистицизм. С 1945 года Хамвас участвовал в духовном возрождении в течение трех лет, в течение которых он редактировал серию Leaflets of the University Press, читал лекции и издавал метафизическую Anthologia humana: Ötezer év bölcsessége (1946, Антология человека - мудрость пяти тысячелетий), четвертое издание которого было запрещено социалистическим режимом. Его очерки по истории искусства, написанные вместе с женой Forradalom a művészetben: Absztrakció és szürrealizmus Magyarországon (1947, Революция в искусстве: абстракция и сюрреализм в Венгрии), исследуют венгерское искусство из Кароли Ференци, Тивадар Чонтвари Коштка и Лайош Гулачи до деятельности «Европейской школы». Хамвас видел в сюрреализме и абстрактном искусстве наследие магии, «огромное присутствие высшего существования» и выступал против «реалистического» искусства. Эта концепция современного искусства подверглась критике со стороны идеолога марксизма, Дьёрдь Лукач, и Хамваса выгнали из библиотеки и заставили замолчать на всю оставшуюся жизнь. Его сочинения опубликованы в самиздате.
Его очерки основаны на традициях, их чувство юмора даровано знаниями, а юмор, в свою очередь, дает им свободу. Unicornis, Titkos Jegyzőkönyv, Silentium (1948–51, Unicorn, Secret Protocol, Silence) были опубликованы только в 1987 году, но были написаны вместе с великим романом Хамваса «Карневал» (1948–51, «Карнавал», опубликовано в 1985 году). Этот Magnum Opus, также называемый «каталогом судьбы», «человеческой комедией», охватывает континенты и эпохи, рай и ад. Три более коротких романа Хамваса, Szilveszter (1957, канун Нового года), Bizonyos tekintetben (1961, From a Certain Aspect) и Ugyanis (1966–67, поэтому), были опубликованы вместе в 1991 году, за ними последовал его сборник эссе Patmosz (1959). –1966; Патмос) в 1992 г., название которой отсылает к ссылке Апостола Иоанна на остров Патмос и второй части Scientia Sacra: az őskori emberiség szellemi hagyománya II. rész: A kereszténység (1960–64, Священная наука - духовное наследие человечества, часть II. Христианство), опубликованный в 1988 году.
В 1955 году в Венгрии жил только один человек, который мог не только разговаривали, но и фактически обменивались взглядами с Гераклитом, Буддой, Лао-цзы и Шекспиром, причем на родном языке каждого из них. Если эти четыре пророка человеческого духа сошли с самолета в Тисапалконии, и если они обратились к первому работнику, они встретились, и если это был сам Бела Хамвас, после разговоров три ночи подряд - в течение дня Хамвас должен был нести ступку, но, возможно, его гости помогли бы ему - ну, тогда что они могли подумать: если в этой стране неквалифицированные рабочие похожи на этого человека, на что тогда будут походить ученые? Но если бы они посмотрели вокруг, они бы все поняли.
— Геза Сеч