Бела Хамвас

редактировать

Бела Хамвас (23 марта 1897 г. - 7 ноября 1968 г.) был венгерским писателем, философ и социальный критик. Он был первым мыслителем, который представил в Венгрии традиционалистскую школу Рене Генона.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Литература
  • 3 Цитаты о Хамвасе
  • 4 См. Также
  • 5 Внешние ссылки
Биография

Бела Хамвас родился 23 марта 1897 г. в Eperjes (Prešov ), в уезде Шарош в Королевстве Венгрии (ныне Словакия ). Его отец, Йожеф Хамвас, был лютеранином пастором, учителем немецкого и венгерского языков, журналистом и писателем. Семья переехала в Позоны (Братислава ) в 1898 году, где Хамвас завершил базовое обучение в 1915 году. После окончания школы, как и его одноклассники, он поступил на военную службу добровольно и был отправлен на фронт. в Украине. Из-за тяжелого травматического шока его отправили обратно в Будапешт для лечения в больнице, но сразу после выздоровления его призвали на передовую в западной Италии. Он так и не добрался до поля боя, так как его поезд попал в снаряд, а раненый Хамвас был освобожден.

В 1919 году его отец отказался от присяги на верность новому государству Чехословакия, после чего его семья была изгнана из Братиславы. Они переехали в Будапешт, где Хамвас учился в католическом университете Петера Пазмани. По окончании учебы он стал журналистом газет Budapesti Hírlap и Szózat. Хамвас считал эту работу мелкой и черной, но ему приходилось содержать семью (хотя его отец получал пенсию с 1924 года). Три года спустя он уволился, так как нашел лучшую работу в главной библиотеке Будапешта. В 1927 году он был назначен старшим библиотекарем. К этому времени он писал статьи, обзоры и эссе для 25 различных журналов. Он женился на Илоне Ангьял в 1929 году, но развелся в 1936 году и женился на Каталин Кемени в 1937 году. Она была его партнершей в создании кружка Sziget, литературной группы, которая позже приобрела видных членов, таких как Antal Szerb, Károly Kerényi, László Németh, или.

Почти 20 лет работы библиотеки завершила Вторая мировая война. Хамваса призывали в армию трижды. Он продолжал свою литературную деятельность на передовой, переводя, в том числе, Лаоцзы и Гераклита. Его первый сборник эссе был опубликован в 1943 году.

Пара пережила осаду Будапешта. В их квартиру попала бомба, в результате чего была уничтожена его библиотека и рукописи. Несмотря на советскую осаду и неоднократные преследования со стороны властей, 1945-1947 годы были его самыми плодотворными годами.

В 1948 году он был внесен в список b (запрещен к публикации) установленным Советом социалистическим правительством, и был вынужден уйти на пенсию с работы в библиотеке. Хотя до запрета он опубликовал более 250 работ, большая часть работ Хамваса была написана анонимно позже. Он получил лицензию на ведение хозяйства в саду своего зятя в Сентендре и ухаживал за растениями в период с 1948 по 1951 год, за это время он также закончил Карневал, одно из своих главных эссе.

С 1951 по 1964 год он работал неквалифицированным рабочим на электростанциях в Тисзапалконя и Бокод в суровых условиях. Когда у него было свободное время, он переводил с санскрита, иврита и греческого и писал о Каббале, Дзен <87.>и суфизм. Между 1959 и 1966 годами он завершил свою последнюю крупную работу «Патмос».

В 67 лет он наконец получил пенсию. Бела Хамвас умер от геморрагического инсульта в 1968 году. Он похоронен в Сентендре.

В 1990 году он посмертно получил премию Кошута.

Литература

Он был великим мыслителем и эссеистом, который объединил восточные и западные традиции, а также задал множество серьезных вопросов о современном возраст вместе с возможностью их решения. Согласно одной из его центральных мыслей: «Нынешний эон, начиная с 600 г. до н.э., стоит в знаке личного спасения. Только с этого времени появилось понятие человечности, потому что существует только одна коллективная категория личности, и это человечество. "

Бела Хамвас нашел свою форму выражения в эссе, жанре одновременно литературном и философском. Его ранние эссе были опубликованы в Magyar Hüperion (1936, Hungarian Hyperion), ознаменовав конец его первого периода размышлений, за которым последовала Szellem és egzisztencia (1941, Дух и существование), эссе, в котором обсуждалась философия Карла. Ясперс, одно из главных вдохновителей мышления Хамваса. Он опубликовал подборку эссе по литературе, психологии, философии и истории культуры в "A láthatatlan történet" (1943, "Невидимая история"). Анализируя духовный кризис эпохи, Хамвас прочел себя в метафизической традиции, коллективном духовном знании человечества, переданном священными книгами. Его сборник Scientia Sacra (первые шесть томов, 1942–1943 гг.) Служил для того, чтобы привлечь внимание эпохи к философии Дальнего Востока (Упанишады, Тао Дэ Цинг, Тибетская книга мертвых и др.) И европейский мистицизм. С 1945 года Хамвас участвовал в духовном возрождении в течение трех лет, в течение которых он редактировал серию Leaflets of the University Press, читал лекции и издавал метафизическую Anthologia humana: Ötezer év bölcsessége (1946, Антология человека - мудрость пяти тысячелетий), четвертое издание которого было запрещено социалистическим режимом. Его очерки по истории искусства, написанные вместе с женой Forradalom a művészetben: Absztrakció és szürrealizmus Magyarországon (1947, Революция в искусстве: абстракция и сюрреализм в Венгрии), исследуют венгерское искусство из Кароли Ференци, Тивадар Чонтвари Коштка и Лайош Гулачи до деятельности «Европейской школы». Хамвас видел в сюрреализме и абстрактном искусстве наследие магии, «огромное присутствие высшего существования» и выступал против «реалистического» искусства. Эта концепция современного искусства подверглась критике со стороны идеолога марксизма, Дьёрдь Лукач, и Хамваса выгнали из библиотеки и заставили замолчать на всю оставшуюся жизнь. Его сочинения опубликованы в самиздате.

Его очерки основаны на традициях, их чувство юмора даровано знаниями, а юмор, в свою очередь, дает им свободу. Unicornis, Titkos Jegyzőkönyv, Silentium (1948–51, Unicorn, Secret Protocol, Silence) были опубликованы только в 1987 году, но были написаны вместе с великим романом Хамваса «Карневал» (1948–51, «Карнавал», опубликовано в 1985 году). Этот Magnum Opus, также называемый «каталогом судьбы», «человеческой комедией», охватывает континенты и эпохи, рай и ад. Три более коротких романа Хамваса, Szilveszter (1957, канун Нового года), Bizonyos tekintetben (1961, From a Certain Aspect) и Ugyanis (1966–67, поэтому), были опубликованы вместе в 1991 году, за ними последовал его сборник эссе Patmosz (1959). –1966; Патмос) в 1992 г., название которой отсылает к ссылке Апостола Иоанна на остров Патмос и второй части Scientia Sacra: az őskori emberiség szellemi hagyománya II. rész: A kereszténység (1960–64, Священная наука - духовное наследие человечества, часть II. Христианство), опубликованный в 1988 году.

Цитаты о Хамвасе

В 1955 году в Венгрии жил только один человек, который мог не только разговаривали, но и фактически обменивались взглядами с Гераклитом, Буддой, Лао-цзы и Шекспиром, причем на родном языке каждого из них. Если эти четыре пророка человеческого духа сошли с самолета в Тисапалконии, и если они обратились к первому работнику, они встретились, и если это был сам Бела Хамвас, после разговоров три ночи подряд - в течение дня Хамвас должен был нести ступку, но, возможно, его гости помогли бы ему - ну, тогда что они могли подумать: если в этой стране неквалифицированные рабочие похожи на этого человека, на что тогда будут походить ученые? Но если бы они посмотрели вокруг, они бы все поняли.

Геза Сеч
См. Также
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 07:47:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте