Цивилизация ацтеков |
---|
Общество ацтеков |
История ацтеков |
|
Философия ацтеков была школой философии, выросшей из культуры ацтеков. У ацтеков была хорошо развитая школа философии, возможно, наиболее развитая в Америке и во многих отношениях сопоставимая с древнегреческой философией, даже накопившая больше текстов, чем древние греки. Ацтекская космология была в некотором смысле дуалистической, но демонстрировала менее распространенную ее форму, известную как диалектический монизм. Философия ацтеков также включала этику и эстетику. Утверждалось, что центральным вопросом философии ацтеков было то, как люди могут найти стабильность и равновесие в эфемерном мире.
Философия ацтеков рассматривала концепцию Ометеотля как единство, лежащее в основе вселенной. Ометеотль формирует, формирует и является всем. Даже вещи в оппозиции - свет и тьма, жизнь и смерть - рассматривались как выражение одного и того же единства, Ометеотль. Вера в единство с дуалистическими выражениями сравнивается с аналогичными диалектическими монистическими идеями как в западной, так и в восточной философии.
Жрецы ацтеков придерживались панентеистического взгляда на религию, но популярная религия ацтеков придерживалась политеизма. Священники рассматривали различных богов как аспекты исключительного и трансцендентного единства Теотля, но массам было разрешено практиковать политеизм, не понимая истинной единой природы своих ацтекских богов.
Философы ацтеков сосредоточили свое внимание на морали как на установлении баланса. Мир казался постоянно меняющимся с постоянно меняющимся teotl. Нравственность сосредоточена на поиске пути к сбалансированной жизни, которая обеспечит стабильность в меняющемся мире.
Философия ацтеков рассматривала искусство как способ выразить истинную природу теотля. Искусство считалось хорошим, если оно каким-то образом способствовало лучшему пониманию теотл. Поэзия ацтеков была тесно связана с философией и часто использовалась для выражения философских концепций. Ниже приведен пример такого стихотворения в переводе с оригинального науатля :
Никто не приходит на эту землю, чтобы остаться. Наши тела подобны розовым деревьям - у них вырастают лепестки, а затем они вянут и умирают. Но наши сердца подобны весенней траве, Они продолжают жить и вечно снова зеленеют.
Джеймс Маффи объяснил, что ацтекская концепция времени (как и у майя) не была концепцией «равномерного прямого потока», прохождение которого можно было бы точно измерить с помощью часов или другого подобного устройства.
Конкретные события рассматривались как отдельные, уникальные сущности, лишь минимально связанные с теми, которые произошли непосредственно перед ними, или с теми, которые последовали сразу после них. Первостепенное значение имели позиции, которые они занимали в 260-дневном и 360 + 5-дневном календарных счетах. Также значимыми были 584-дневный венерианский цикл и действительно «циклы возраст-рост» вовлеченных людей (которые простирались от рождения до старости).
Существует нехватка материала, на котором можно изучать философию ацтеков с большинством сохранившихся текстов, написанных после завоевания либо испанскими колонистами и миссионерами, либо христианизированными испанскими образованными аборигенами. Источники до завоевания включают Кодекс Борджиа и Кодекс Борбоникус (написанный о времени завоевания). Тексты, написанные после завоевания, включают Флорентийский кодекс, Кодекс Мендосы и Кодекс Мальабечиано, в том числе другие.