Авиогенекс, рейс 130

редактировать
Авиационное происшествие 1971 года
Авиогенекс, рейс 130
Tupolev Tu -134 из Aviogenx.jpg Авиогенекс Ту-134, аналогичный включенному
Несчастный случай
Дата23 мая 1971 г. (1971-05-23)
РезюмеПострадал при жесткой посадке из-за ошибки пилота, оптическая иллюзия
Самолет
Тип самолетаТуполев Ту-134А
ОператорАвиогенекс
Регистрация Ю-АХЗ
Пункт отправленияАэропорт Гатвик, Лондон, Великобритания
Пункт назначенияАэропорт Риека, Ридж eka, Хорватия
Пассажиры76
Экипаж7
Погибшие78
Травмы5
Выжившие5

Авиогенекс, рейс 130, был международным чартером пассажирским рейсом от аэропорта Гатвик, Лондон, до аэропорта Риеки, Хорватия (тогда часть Социалистической Федеративной Республики Югославии ). 23 мая 1971 г. на обслуживающем рейс Ту-134А произошел структурный отказ при посадке. Самолет перевернулся и загорелся, в результате чего погибли 78 человек. Катастрофа стала первой аварией Ту-134 с момента ввода в эксплуатацию.

Британские власти оказали помощь в расследовании и обнаружили, что у экипажа могла возникнуть оптическая иллюзия из-за проливных дождей., откуда они подумали, что взлетно-посадочная полоса была ближе, чем была. Это могло стать причиной преждевременного спуска.

Содержание
  • 1 Самолет
  • 2 Пассажиры и экипаж
  • 3 Крушение
  • 4 Расследование
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Самолет

У аварийного самолета был серийный номер 1351205. На момент крушения он наработал всего 111 часов полета. Самолет был импортирован в Югославию 23 апреля 1971 года, а сертификат летной годности был выдан 27 апреля.

Пассажиры и экипаж

На борту рейса 130 находились 76 пассажиров и 7 членов экипажа. Рейс перевозил британских туристов, направляющихся на отдых в Риеку, третий по величине город Хорватии. Семьдесят два пассажира были британскими туристами, а остальные - югославами. Среди пассажиров был хорватский поэт Йосип Пупачич, путешествовавший с женой и дочерью; все трое погибли в результате крушения.

Капитаном звена был 41-летний Милош Маркичевич. Он имел рейтинг по ППП, налетал 9 230 часов, 138 из которых - на Ту-134А. Вторым пилотом был 34-летний Стеван Мандич. Он налетал 2300 часов, из них 899 часов налет. Стажер Виктор Томич налетал 99 часов. Его курировал 39-летний бортинженер Иван Чавайда, налетавший 7 500 часов, из которых 1373 летали на Ту-134. В бортпроводник входили бортпроводники Алма Свобода, Мира Мише и Мирьяна Янкович.

Авария

Самолет вылетел из Гатвика в 16:33 GMT. Полет продолжался в обычном режиме до подхода к аэропорту Риека. Экипаж следил за ILS с несколько увеличенной скоростью. В четырех километрах от порога взлетно-посадочной полосы на высоте около 300 метров (980 футов) самолет попал в проливной дождь. Экипаж немедленно активировал дворники. За 50 секунд до приземления самолет поднялся вверх и покатился вправо.

Из-за сложных условий экипаж не смог вернуться на заход на посадку по ILS, но смог выровнять самолет по взлетно-посадочной полосе. Однако самолет оставался выше своей надлежащей глиссады, в то время как экипаж пытался снизить скорость с помощью рулей высоты и за счет уменьшения тяги. В 800 м от взлетно-посадочной полосы мощность была снижена до холостой ход, и лифты были задействованы. Затем самолет вошел на постепенно увеличивающийся угол снижения. Из-за вероятной оптической иллюзии экипаж решил, что находится ближе к взлетно-посадочной полосе и на большей высоте, чем на самом деле. Самолет упал на землю на скорости 140 узлов (260 км / ч). Правое крыло оторвалось, после чего самолет перевернулся и загорелся.

Все пассажиры и экипаж выжили при первом ударе. Затем начался пожар в левом крыле и хвосте. Густой дым сразу вошел в каюту. Затем запаниковавшие пассажиры попытались эвакуироваться из горящих обломков. У них были трудности из-за отсутствия видимости; электроснабжение отключилось сразу после удара, густой дым и темнота ухудшили положение.

Одной группе пассажиров было приказано проверить, можно ли эвакуировать кого-нибудь через заднюю часть самолета, а другой - проверить переднюю часть салона. Обе группы поняли, что двери сзади и спереди не могут быть открыты из-за силы удара. По мере усиления огня пассажиры пытались разбить топором окна кабины. Это ухудшило ситуацию, так как в кабину попал воздух, что усилило пожар. Кабина экипажа могла перемещать пассажиров только к передней части фюзеляжа.

Четверо пилотов эвакуировались через правое окно кабины . Бортинженер полета, Чавайда, сначала попытался помочь пассажирам и бортпроводникам эвакуироваться, но не смог, так как дверь кабины не открывалась.

Спасательные службы прибыли через несколько минут после крушения. Их попыткам потушить пламя помешали дождливые погодные условия, смывшие огненную пену. Ситуацию усугубили сильные ветры. Ветер также дул в направлении от хвоста к носу, что еще больше замедлило спасательную операцию.

бортпроводникам и пассажирам удалось частично открыть переднюю служебную дверь, но к тому времени дым стал слишком густым., и большинство пассажиров и бортпроводников скончались от отравления угарным газом. Один пассажир (единственный, кто выжил), Ранко Сарайчич, сумел эвакуироваться через отверстие в задней части самолета. Сарайчич сказал другим следовать за ним. Однако из-за паники никто этого не сделал. Через двенадцать минут после крушения пожар в кабине затронул систему подачи кислорода, что привело к сильному взрыву в передней части самолета. Все оставшиеся в живых пассажиры погибли в результате пожара.

По данным следователей, не менее 30% погибших были найдены с пристегнутыми ремнями безопасности.

Расследование

Авария расследовалась британским отделом расследования авиационных происшествий. Отчет был выпущен 1 декабря 1973 года. Было обнаружено, что когда рейс 130 летел под дождем, преломление света на лобовом стекле кабины создавало иллюзию, из-за которой взлетно-посадочная полоса казалась ближе, чем она была на самом деле. Это могло заставить экипаж подумать, что взлетно-посадочная полоса была на 200 футов (60 метров) ниже, чем она была на самом деле. Иллюзия привела к тому, что экипаж применил ввод носом вниз и снизил мощность до режима холостого хода, когда самолет находился в 800 метрах от взлетно-посадочной полосы. При опускании носа самолет достиг скорости 310 км / ч. Когда самолет коснулся земли на скорости 260 км / ч, он развалился и загорелся.

AAIB рекомендовала пилотам изучить иллюзии, которые могут возникнуть при приземлении в сильный дождь.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-12 20:07:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте