Алладия Хан | |
---|---|
Имя при рождении | Гулам Ахмад Хан |
Дата рождения | ( 1855-08-10) 10 августа 1855 года. Униара, Раджастхан, Индия |
Происхождение | Атраули, Уттар-Прадеш |
Умер | 16 марта 1946 (1946-03-16) (90 лет). Бомбей, Махараштра, Индия |
Жанры | Дхрупад, Дхамар, Хайал, |
Занятие(s) | певец |
Годы деятельности | 1870–1944 |
Алладия Хан (10 августа 1855 - 16 марта 1946) был индийским хиндустанским классическим певцом, который основал Джайпур-Атраули гхарана. Он известен своим возрождением, переосмыслением и созданием множества редких раг, композиций и техник, а также за воспитание таких учеников, как Бхаскарбува Бахале, Кесарбай Керкар и Могубай Курдикар.
Алладия Хан родилась 10 августа 1855 года в Униара, небольшая деревня в Тонке, Раджастхан (тогда в штате Джайпур ) семье музыкантов мусульманина-шиита.
Хан заявляет о своем происхождении от Натха Вишвамбхара, предка Свами Харидаса. Обратившись в ислам в эпоху Великих Моголов, семья Хана ведет свою историю от браминов Адья Гауд из Шандиля готра.
Хотя его отец Ахмед Хан умер рано, дядя Хана Джехангир (из Джайпура) учил его дхрупад в течение 5 лет, а затем хьял еще 8 лет. Хан практиковал упражнения палта по шесть часов в день почти в свои 50.
Алладия Хан служил при дворе различных королей Раджастана, в том числе и Амлаты.
Из-за чрезмерного расширения голоса по просьбе своего покровителя Хан почти на два года потерял голос в свои 30 с лишним лет. Говорят, что его восстановленный голос не вернулся к тому качеству и чувствительности, которые он использовал ранее. Эти ограничения привели к концепции того, что станет Джайпур гаяки.
Хан отправился в Бихар, Патна, Аллахабад, Непал и Барода в течение нескольких лет в начале своей жизни выступать перед королями.
Позже Хан поселился в Колхапуре со своей семьей в качестве придворного музыканта Шаху Махараджа.
В 1922 году он переехал в Мумбаи После того, как умер король. Он обучал многих учеников и пел во многих мехфилах в Мумбаи. Там он полюбил певцов, таких как Балгандхарва, и продолжал обучать своих учеников до самой смерти. Алладия Хан умерла в Бомбее 16 марта 1946 года.
Его автобиография, рассказанная его внуку Азизудину Хану Сахабу, доступна в английском переводе под названием «Моя жизнь» с предисловием Амлана Дасгупты и Урмилы Бхирдикар, опубликованной Thema, Kolkata, 2000.
Алладия Хан был признан за создание и воскрешение многих сложных Раагов, таких как Нат Камод, Бхуп Нат, Каунси Канада, Сампурна Малкаунс, Басанти Кедар, Шуддха Нат, Малави, Савани Кальян, Дхавала Шри.
Многие из этих раагов пели в Гавелисе в северном Раджастане, где вырос Хансахаб. Из традиции Хавели Сангит, Хансахаб привнес многие Рааги в царство живых концертов, а также создал Раагов и Бандиш, укорененных в них. Одним из воскрешенных им Раагов был Рааг Басанти Канада. Немногие из множества хавели сангит дхрупадов, которые он превратил в бандиш, были знаменитые Рааг Наяки Канада Бандиш «Меро Пия Расия» и Бихагда Бандиш «Ае Пьяри паг дыра». «Хан Сахеб никогда не позволял записывать свой голос».
Основными учениками Хансахаба были Азмат Хуссейн Хан, его собственный младший брат Хайдер Хан, его собственные сыновья, Манджи Хан и Бхурджи Хан и его внук Азизуддин Хансахаб. Брат Хансахаба помогал выращивать Джайпур-Атраули гхарана после смерти Хансахаба. Манджи Хан, второй сын *, умер в начале 1937 года, так что Бхурджи Хан, младший сын, унаследовал гаяки своего отца. Малликарджун Мансур и Дхондутай Кулкарни являются одними из известных учеников Бхурджи Кхана.
Помимо семьи, первыми учениками Хансахаба были Бхаскарбува Бахале, Кесарбай Керкар, Могубай Курдикар Говиндрао Шалиграм и Дхондутай Кулкарни.
Старший сын Алладии Хан, Насируддин «Бадеджи» Хан (1886-1966), не мог заниматься пением как профессией по состоянию здоровья, поэтому Азмат Хуссейн Хан, Манджи и Бхурджи Хан продолжил эту традицию.
Ежегодный музыкальный фестиваль Устад Алладия Хан отмечается в Мумбаи и Дхарваде каждый год, где несколько певцов и музыкантов выступают, отдавая дань уважения Алладии Хан.
Хан был непреклонен в том, что его голос и стиль не записывались из опасения нарушения авторских прав. Хотя были подозрения, что неоднозначные записи могут принадлежать Хану или его родственникам. Предполагается, что на записи тумри запечатлен пение Кхана.
В 2007 году история Дхондутая Кулкарни, ученика легендарного Бхурджи Кхана, была предметом исследования Намиты Девидаял. дебютный роман «Музыкальная комната».