Джайпур-Атраули Гхарана (также известный как Джайпур Гхарана, Атраули Гхарана, Атраули-Джайпур Гхарана, Алладия Гхарана и Алладияхани Гаяки ) - это музыкальное общество хиндустани ученическое братство (гхарана ), основанное Алладией Хан (1855–1946) в конец 19 века.
Возникшая из традиции дхрупад, Джайпур Гхарана приобрела свое имя и статус в начале 20 века в результате растущей популярности певцов хаяла например Smt. Кесарбай Керкар, Гаанатапасвини Могубай Курдикар и Pt. Малликарджун Мансур. Благодаря огромной популярности таких музыкантов, как Сурашри Кесарбай Керкар, Гарана заработала репутацию ведущего представителя классической музыки хиндустани. Гхарана известна своей отличительной вокальной эстетикой, репертуаром раги и техническими способностями.
Гарана Джайпур-Атраули возникла из семьи Алладии Хан, которая произошла из Атраули (около Алигарха ) и мигрировали в Джайпур. Эта гхарана в основном произошла от Дагар-бани из Дхрупада, однако она также впитала более тонкую сущность Гаухар-бани и Хандар-бани.
Ученые говорят, что название этой гхараны, написанное через дефис, указывает на то, что музыканты джайпур-атраули-гхарана изначально происходили из деревни Атраули в районе Алигарх и переселились ко двору махараджи Джайпура, их главный покровитель. Другие говорят, что они пришли ко двору Джайпура Махараджи, а затем разошлись по различным другим дворам в этом районе, например, Джодхпур, Бунди, Атраули.
Многие раги и композиции, поющиеся в Джайпурской гхаране, происходят из традиции Хавели Сангита и дхрупада, например:
Гхарана известна своей уникальной лайакари (ритмической эстетикой) и богатым репертуаром раг., особенно дзёд раги (сложные раги) и санкирна раги (смешанные раги). Большинство гхаран применяют ноты в простой последовательности в аалапе и таане, тогда как в джайпурской гаяки ноты наносятся наклонно с филигранью, включающей непосредственно соседние ноты. Вместо плоского таана гамак (таан, исполняемый с двойными нотами с тонкой силой позади каждой из составляющих двойных нот таана) превращает спираль таан в, казалось бы, бесконечные циклы. Meend in aalap и gamak in taan - отличительная черта этой гаяки. Харкаты с острыми краями и мурки (четкие, быстрые фразы для украшения алаапа) относительно редки. Не только ноты поются в ритме таала, но и прогресс между матрами (долями) составляет доли четвертей и одну восьмую. Помня о стольких факторах, музыканты этой гхараны все же могут изящно добраться до Сэма, не имея лишних матр. Это особенно очевидно в том, как поется бол-алаап или бол-таан, где пристальное внимание уделяется коротким и долгим гласным в произносимых словах бандиш, а также строгая дисциплина, позволяющая избегать неестественных разрывов в словах. и в смысле лирики. Ни одна другая гхарана не уделяла столько внимания эстетике и лайкари в пении бол-алаапов и бол-таанов.
Подпись и специальные раги этой гхараны (некоторые из них были возрождены или созданы Алладией Хан) включают Sampoorna Malkauns, Basanti Kedar, Basant Bahar, Bihagda, Khat, Gandhari и Nat Kamod. Изюминкой Джайпура гаяки является мастерство над (смешанные или гибридные рааги). Певцы из других гхаран обычно поют одну рагу в аарохе (восхождении), а другую - в аварохе (спуске). Некоторые другие поют одну рагу в нижней половине октавы, а затем переключаются на другую рагу в верхней половине. Как вариант, они могут петь альтернативные фразы из двух составных раг. В Джайпур гаяки две раги сливаются так, что это звучит как однородная рага сама по себе, давая ощущение обеих составляющих раг, а не как гетерогенную смесь, сложенную вместе. Слушатель слышит смесь обеих раг, не теряя своей отличительной идентичности. Алладия Хан представил в своем репертуаре множество менее известных или малоизвестных раг, таких как Basanti Kedar, Jait Kalyan, Kafi Kanada, Raisa Kanada, Basanti Kanada, Savani Nat, Savani Kalyan, Bhoop Nat, Nat Kamod, Bihari, Khat, Khokar, Pat bihag. и Сампурна Малкаунс.
К его огромной чести, великий выразитель Кирана гхарана, Бхимсен Джоши - один из очень немногих певцов за пределами Джайпурской гхараны, которые пытались перенять gamak taan до некоторой степени, но он не совсем достиг сложности и изящества gamak, который является визитной карточкой Джайпура.
| MAYAU = | RAGHU = Рагхунандан. Паншикар } }
Нат Вишвамбхар. (предок) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свами Харидас. (предок) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мантол. Хан | Натху. Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каримбукс | Джахур. Хан | Гулам Гаус. Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чамман. Хан | Джехангир. Хан | Ахмад. Хан | Наттан. Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мохаммад. Хан | Гулам Ахмад. «Алладия» Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Говиндрао. Тембе | Бхаскарбува. Бахале | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ахмад. Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бадруддин. «Манджи» Хан | Насируддин. «Бадеджи» Хан | Шамсуддин. «Бхурджи» Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Моханрао. Палекар | Гулубхай. Джасданвалла | (сарангия ) | Кесарбай. Керкар | Ваманрао. Садоликар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Могубай. Курдикар | Малликарджун. Мансур | Мадукар. Садоликар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гаджананрао. Джоши | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гаури. Патхаре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||