Дхрупад - это жанр в классической музыке хиндустани с Индийского субконтинента. Это старейший из основных вокальных стилей, связанных с классической музыкой хиндустани, Хавели Сангит, а также связанный с южноиндийской карнатической традицией. Это санскритское имя, образованное от слов dhruva (неподвижный, постоянный) и pada (стих), что означает «столб». Корни Дхрупада древние, и это обсуждается в индуистском санскритском тексте Натьяшастра (~ 200 г. до н.э. - 200 г. н.э.). Он также описан в других древних и средневековых санскритских текстах, таких как глава 33 книги 10 в Бхагавата-пуране (~ 800–1000 гг. Н. Э.), Где резюмируются теории музыки и религиозные песни для Кришны.
Термин обозначает как стихотворную форму поэзии, так и стиль, в котором она поется. Это духовный, героический, вдумчивый, добродетельный, воплощающий моральную мудрость или торжественную форму сочетания песни и музыки. Тематика варьируется от религиозных и духовных (в основном восхваление индуистских божеств ) до королевских панегириков, музыковедения и романтики.
Дхрупад имеет как минимум четыре строфы, называемые стхайи (или Астхайи), антара, санчари и абхога. Партия Sthayi - это мелодия, в которой используются первый тетрахорд средней октавы и ноты нижней октавы. Партия Антара использует второй тетрахорд средней октавы и ноты более высокой октавы. Партия Самкари - это этап разработки, который целостно строится с использованием уже сыгранных партий Стхайи и Антара, и в ней используется мелодический материал, построенный из всех трех октавных нот. Абхога - заключительный раздел, который возвращает слушателя к знакомой исходной точке стхайи, хотя и с ритмическими вариациями, с уменьшенными нотами, такими как легкое прощание, которые в идеале представляют собой математические дроби, такие как дагун (половина), тигун (третья) или каугун (четвертый). Иногда включается пятая строфа, называемая Бхога. Хотя обычно они связаны с философскими темами или бхакти (эмоциональной преданностью богу или богине), некоторые дхрупады были составлены для прославления королей.
Традиция восходит к 14 веку от святых Брадж (Матхура ), а именно Свами Харидас, Сурдас, а затем Тансен и Байджу Бавара.
Дхрупад, вероятно, происходит от дхрувапады, упомянутой в Натьяшастре для обозначения структурированных песен. Это одна из основных форм классической музыки, которая встречается на всем Индийском субконтиненте. Слово происходит от Дхрува, что означает неподвижный и постоянный. Это духовный, героический, вдумчивый, добродетельный, воплощающий моральную мудрость или торжественную форму сочетания песни и музыки. Югала Шатака Шри Шрибхатты в Нимбарка Сампрадая, написанная в 1294 году н.э., содержит тексты Дхрупад.
Самый ранний источник, в котором упоминается музыкальный жанр под названием Дхрупад, - это Айн-и-Акбари из Абу Фазл (1593). В более поздних работах большая часть материала приписывается музыкантам при дворе Ман Сингха Томара (1486-1516 гг.) Из Гвалиора. В этих рассказах двора Великих Моголов Дхрупад изображается как музыкальная форма, которая является относительно новой; и, согласно Саньялу, большинство источников соглашаются с тем, что Друпад обязан своим происхождением двору Ман Сингха Томара. Нет никаких упоминаний о Дхрупаде в Натья Шастре Бхарата, обычно датируемой 1 веком нашей эры, и даже в Сангит Ратнакар, тексте 13 века, считающемся авторитетным. Рави Шанкар утверждает, что форма появилась в пятнадцатом веке как развитие прабандхи, которую она заменила. Святой бхакти 16 века и поэт-музыкант Свами Харидас (также в Нимбарка-сампрадайе) был хорошо известным певцом дхрупад с песнями, посвященными Кришне. Он стал придворной музыкой при дворе Моголов с учеником Свами Харидаса Тансеном, известным, среди прочего, своими сочинениями Дхрупада.
Дхрупад - древний, а другой От него возник музыкальный жанр под названием Хьял. Дхрупад - торжественная музыка, возвышающая и героическая, чистая и духовная. Кьял добавляет декоративные нотки, более короткие, капризные и праздничные.
Древняя практика танцев на Дхрупаде была возвращена в недавнее время доктором Пуру Дадхич. Доктор Дадич - первый в Индии танцор катхака, который вернул «Дхрупад» на формальную сцену катхака и эту композицию в 28 матрах.
Дхрупад, как мы знаем сегодня она исполняется солистом или небольшим количеством певцов в унисон под ритм пахавадж или мриданг, а не табла. Вокалисту обычно аккомпанируют два танпура, музыканты сидят близко позади, а перкуссионист находится справа от вокалиста. Традиционно основным инструментом, используемым для дхрупада, был Рудра Вина, но сурбахар и сурсрингар также долгое время использовались для этой музыки. Желательно, чтобы любой инструмент, используемый для дхрупада, имел глубокий басовый регистр и длительный сустейн.
Как и вся индийская классическая музыка, дхрупад модальный и монофонический, с одной мелодической линией и без аккордовой последовательности. Каждая рага имеет модальную рамку - типично множество микротональных орнаментов (гамак ).
Тексту предшествует полностью импровизированный раздел, alap. Алап в дхрупаде поется с использованием набора из слогов, которые обычно считаются производными от мантры, в повторяющемся заданном образце: a rene na, té te rene na, ri rene na, te ne toom ne (последняя группа используется в конце длинной фразы). Стили дхрупада имеют давно разработанные алапы, их медленное и преднамеренное мелодическое развитие постепенно приводит к учащению ритмического пульса. В большинстве стилей пения дхрупад он может легко длиться час, в широком смысле подразделяющийся на собственно алап (без измерения), джор (с постоянным ритмом) и джхала (ускоренное бренчание) или номтом, когда слоги поются в очень быстром темпе. Затем композиция поется под ритмический аккомпанемент: четыре строки в последовательном порядке называются стхайи, антара, санчари и абхог.
Композиции существуют в метрах (тала ) тивра (7 ударов), сул (10 ударов) и чау (12 ударов) - композиция, установленная на 10-дольную джап тала, называется садра, в то время как один набор на дхамар с 14 ударами называется дхамар. Последний рассматривается как более легкая музыкальная форма, связанная с весенним праздником Холи.
Наряду с концертным исполнением продолжается практика пения дхрупад в храмах, хотя было сделано лишь небольшое количество записей. Он мало похож на концертный дхрупад: там очень мало или совсем нет алапа; Здесь используются перкуссия, такая как колокольчики и пальчиковые тарелки, не используемые в классической обстановке, а используемый барабан представляет собой меньший, старый вариант, называемый мриданг, очень похожий на мридангам.
Считается, что существует четыре широких стилистических варианта (vanis или banis) классического дхрупада - Гаури (Гаухар), Кхандар, Наухар и Дагар, предположительно связанных с пятью стили пения (geetis), известные с 7 века: шуддха, бхинна, гаури, вегсвара и садхарани. Есть несколько дхрупад гхарана : «дома» или семейные стили. Самая известная гхарана - это семья Дагара, которая поет в Дагар вани или Дагар Гхарана. В дагарском стиле большое внимание уделяется алапу, и на протяжении нескольких поколений их певцы выступали парами (часто парами братьев). Дагары - мусульмане, но поют индуистские тексты богов и богинь. Некоторые из лучших певцов дхрупад за пределами семьи Дагар, такие как Удай Бхавалкар, Ритвик Саньял и Братья Гундеча, также принадлежат к Дагарвани, поскольку делает инструменталист Пушпарадж Кошти, играющий на сурбахаре. Бишнупур гхарана включает, среди прочего, Манилал Наг.
Из штата Бихар происходят Дарбханга гхарана, Думраон Гхарана (Буксар) и Беттия гхарана. Маллики Дарбханга гхараны связаны с Кхандар вани и Гаухарвани. Рам Чатур Маллик (1902-1990), Видур Маллик (1936-2002), Абхай Нараян Маллик (р. 1937), Лаксман Бхатт Тайланг (р. 1928) и Сиярам Тивари ( 1919 - 1998) были хорошо известными представителями Дарбханга гхараны в прошлом веке. Дхрупад из Дарбханга гхараны широко представлен во Вриндаване благодаря покойному Пандиту Видуру Маллику, который жил и преподавал во Вриндаване в 1980-х и 1990-х годах. Среди великих художников-женщин Дхрупад Асгари Бай (1918-2006), Ашок Нанди (1946 г.р.), Мадху Бхатт Тайланг, пакистанская певица Алиша Рашид (род. 1978 г.) и итальянская певица Амелия Куни (род. 1958).
Думраон Гхарана - Дхрупад традиции Бихара Думраон Гхарана - это древняя традиция музыки дхрупад, которой почти 500 лет. Эта гхарана процветала под покровительством королей Думраон Радж, когда она была основана. Стиль друпада (вани) этой гхараны - это Гаухар, Кхандар и Наухарвани. Основателем этой гхараны был П. Manikchand Dubey и Pt. Ануп Чанд Дубей. Оба художника были награждены императором Великих Моголов Шахджаханом. Отец Бхарат Ратна Устад Бисмилла Хан, который также принадлежал к традиции Думраон Гхарана. Обычно он играл Шахная в стиле друпада. Среди известных ныне живущих певцов Думраон Гарана (Буксар) - Pt. Рамджи Мишра, представитель Думраон Гхарана.
Многие книги были написаны этой гхараной, например Шри Кришн Рамаян, П. Гана позвонила Дубею, Сурпракашу, Бхайраву, Пракашу, Рашпракашу, написанному Джеем Пракашем Дубей и Пракашем Кави. Абишек Сангит Паллав доктора Арвинда Кумара.
Большая работа была проделана над этой гхараной, и многие элементы этой Думраон Гхараны являются предметом исследования. Бхайарав Пракаш, написанный Джеем Пракашем Дубей Урфом Бначу Джи Дубей в 1875 году. Абхисек Сангит Паллав, написанный доктором Арвиндом Кумаром и написанный на языке хинди на языке Варника для Бихар ки сангит Садхна для девятого класса.
Мишры практиковали. Стили Гаурхар, Дагур, Наухар и Хандар. Эта гхарана процветала под покровительством царей Беттия Радж. Пандит Фалгуни Митра является представителем этого Гхарана в нынешнем поколении.
Научно-исследовательский отдел ITC Sangeet Research Academy, стремясь связать традиции с научными методологиями, с 1987 года организует симпозиумы и семинары. Цель этих семинаров / симпозиумов - для повышения осведомленности об исследованиях в различных областях музыки. В 2013 году они провели семинар Дхрупад совместно с Национальным центром исполнительских искусств (Индия) (NCPA, Мумбаи), где доктор Пуру Дадхич участвовал в качестве спикера, чтобы обсудить происхождение и предшественников Дхрупада. Профессор Ричард Виддесс (руководитель музыкального факультета Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Великобритания) и доктор Пуру Дадхич (Индор, Индия) подробно обсудили происхождение Дхрупада. Доктор Пуру Дадич установил, что Дхрупады старше времен Раджи Мансинга Томара.
Режиссер Мани Каул под опекой Устада Зии Мохиуддин Дагар и Устад Зия Фаридуддин Дагар сняли один из первых документальных фильмов о музыке дхрупад в 1983 году под названием «Дхрупад». В этом полнометражном документальном фильме на языке хинди показаны как его гуру, так и молодой Бахауддин Дагар - сын Зия Мохиуддин Дагар. Фильм, созданный Films Division of India, был снят в местах, связанных с историей Дхрупада в - Фатехпур Сикри и Джантар Мантар Джайпура, излагая теорию и практику музыкальной формы.