Dhrupad

редактировать
Древний жанр классической индийской музыки

Дхрупад - это жанр в классической музыке хиндустани с Индийского субконтинента. Это старейший из основных вокальных стилей, связанных с классической музыкой хиндустани, Хавели Сангит, а также связанный с южноиндийской карнатической традицией. Это санскритское имя, образованное от слов dhruva (неподвижный, постоянный) и pada (стих), что означает «столб». Корни Дхрупада древние, и это обсуждается в индуистском санскритском тексте Натьяшастра (~ 200 г. до н.э. - 200 г. н.э.). Он также описан в других древних и средневековых санскритских текстах, таких как глава 33 книги 10 в Бхагавата-пуране (~ 800–1000 гг. Н. Э.), Где резюмируются теории музыки и религиозные песни для Кришны.

Термин обозначает как стихотворную форму поэзии, так и стиль, в котором она поется. Это духовный, героический, вдумчивый, добродетельный, воплощающий моральную мудрость или торжественную форму сочетания песни и музыки. Тематика варьируется от религиозных и духовных (в основном восхваление индуистских божеств ) до королевских панегириков, музыковедения и романтики.

Дхрупад имеет как минимум четыре строфы, называемые стхайи (или Астхайи), антара, санчари и абхога. Партия Sthayi - это мелодия, в которой используются первый тетрахорд средней октавы и ноты нижней октавы. Партия Антара использует второй тетрахорд средней октавы и ноты более высокой октавы. Партия Самкари - это этап разработки, который целостно строится с использованием уже сыгранных партий Стхайи и Антара, и в ней используется мелодический материал, построенный из всех трех октавных нот. Абхога - заключительный раздел, который возвращает слушателя к знакомой исходной точке стхайи, хотя и с ритмическими вариациями, с уменьшенными нотами, такими как легкое прощание, которые в идеале представляют собой математические дроби, такие как дагун (половина), тигун (третья) или каугун (четвертый). Иногда включается пятая строфа, называемая Бхога. Хотя обычно они связаны с философскими темами или бхакти (эмоциональной преданностью богу или богине), некоторые дхрупады были составлены для прославления королей.

Традиция восходит к 14 веку от святых Брадж (Матхура ), а именно Свами Харидас, Сурдас, а затем Тансен и Байджу Бавара.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Природа и практика
  • 3 Семья и стиль
  • 4 Семинары
  • 5 Документальные фильмы
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография

История

Дхрупад, вероятно, происходит от дхрувапады, упомянутой в Натьяшастре для обозначения структурированных песен. Это одна из основных форм классической музыки, которая встречается на всем Индийском субконтиненте. Слово происходит от Дхрува, что означает неподвижный и постоянный. Это духовный, героический, вдумчивый, добродетельный, воплощающий моральную мудрость или торжественную форму сочетания песни и музыки. Югала Шатака Шри Шрибхатты в Нимбарка Сампрадая, написанная в 1294 году н.э., содержит тексты Дхрупад.

Самый ранний источник, в котором упоминается музыкальный жанр под названием Дхрупад, - это Айн-и-Акбари из Абу Фазл (1593). В более поздних работах большая часть материала приписывается музыкантам при дворе Ман Сингха Томара (1486-1516 гг.) Из Гвалиора. В этих рассказах двора Великих Моголов Дхрупад изображается как музыкальная форма, которая является относительно новой; и, согласно Саньялу, большинство источников соглашаются с тем, что Друпад обязан своим происхождением двору Ман Сингха Томара. Нет никаких упоминаний о Дхрупаде в Натья Шастре Бхарата, обычно датируемой 1 веком нашей эры, и даже в Сангит Ратнакар, тексте 13 века, считающемся авторитетным. Рави Шанкар утверждает, что форма появилась в пятнадцатом веке как развитие прабандхи, которую она заменила. Святой бхакти 16 века и поэт-музыкант Свами Харидас (также в Нимбарка-сампрадайе) был хорошо известным певцом дхрупад с песнями, посвященными Кришне. Он стал придворной музыкой при дворе Моголов с учеником Свами Харидаса Тансеном, известным, среди прочего, своими сочинениями Дхрупада.

Дхрупад - древний, а другой От него возник музыкальный жанр под названием Хьял. Дхрупад - торжественная музыка, возвышающая и героическая, чистая и духовная. Кьял добавляет декоративные нотки, более короткие, капризные и праздничные.

Древняя практика танцев на Дхрупаде была возвращена в недавнее время доктором Пуру Дадхич. Доктор Дадич - первый в Индии танцор катхака, который вернул «Дхрупад» на формальную сцену катхака и эту композицию в 28 матрах.

Природа и практика

Дхрупад, как мы знаем сегодня она исполняется солистом или небольшим количеством певцов в унисон под ритм пахавадж или мриданг, а не табла. Вокалисту обычно аккомпанируют два танпура, музыканты сидят близко позади, а перкуссионист находится справа от вокалиста. Традиционно основным инструментом, используемым для дхрупада, был Рудра Вина, но сурбахар и сурсрингар также долгое время использовались для этой музыки. Желательно, чтобы любой инструмент, используемый для дхрупада, имел глубокий басовый регистр и длительный сустейн.

Как и вся индийская классическая музыка, дхрупад модальный и монофонический, с одной мелодической линией и без аккордовой последовательности. Каждая рага имеет модальную рамку - типично множество микротональных орнаментов (гамак ).

Тексту предшествует полностью импровизированный раздел, alap. Алап в дхрупаде поется с использованием набора из слогов, которые обычно считаются производными от мантры, в повторяющемся заданном образце: a rene na, té te rene na, ri rene na, te ne toom ne (последняя группа используется в конце длинной фразы). Стили дхрупада имеют давно разработанные алапы, их медленное и преднамеренное мелодическое развитие постепенно приводит к учащению ритмического пульса. В большинстве стилей пения дхрупад он может легко длиться час, в широком смысле подразделяющийся на собственно алап (без измерения), джор (с постоянным ритмом) и джхала (ускоренное бренчание) или номтом, когда слоги поются в очень быстром темпе. Затем композиция поется под ритмический аккомпанемент: четыре строки в последовательном порядке называются стхайи, антара, санчари и абхог.

Композиции существуют в метрах (тала ) тивра (7 ударов), сул (10 ударов) и чау (12 ударов) - композиция, установленная на 10-дольную джап тала, называется садра, в то время как один набор на дхамар с 14 ударами называется дхамар. Последний рассматривается как более легкая музыкальная форма, связанная с весенним праздником Холи.

Наряду с концертным исполнением продолжается практика пения дхрупад в храмах, хотя было сделано лишь небольшое количество записей. Он мало похож на концертный дхрупад: там очень мало или совсем нет алапа; Здесь используются перкуссия, такая как колокольчики и пальчиковые тарелки, не используемые в классической обстановке, а используемый барабан представляет собой меньший, старый вариант, называемый мриданг, очень похожий на мридангам.

Семья и стиль

Считается, что существует четыре широких стилистических варианта (vanis или banis) классического дхрупада - Гаури (Гаухар), Кхандар, Наухар и Дагар, предположительно связанных с пятью стили пения (geetis), известные с 7 века: шуддха, бхинна, гаури, вегсвара и садхарани. Есть несколько дхрупад гхарана : «дома» или семейные стили. Самая известная гхарана - это семья Дагара, которая поет в Дагар вани или Дагар Гхарана. В дагарском стиле большое внимание уделяется алапу, и на протяжении нескольких поколений их певцы выступали парами (часто парами братьев). Дагары - мусульмане, но поют индуистские тексты богов и богинь. Некоторые из лучших певцов дхрупад за пределами семьи Дагар, такие как Удай Бхавалкар, Ритвик Саньял и Братья Гундеча, также принадлежат к Дагарвани, поскольку делает инструменталист Пушпарадж Кошти, играющий на сурбахаре. Бишнупур гхарана включает, среди прочего, Манилал Наг.

Из штата Бихар происходят Дарбханга гхарана, Думраон Гхарана (Буксар) и Беттия гхарана. Маллики Дарбханга гхараны связаны с Кхандар вани и Гаухарвани. Рам Чатур Маллик (1902-1990), Видур Маллик (1936-2002), Абхай Нараян Маллик (р. 1937), Лаксман Бхатт Тайланг (р. 1928) и Сиярам Тивари ( 1919 - 1998) были хорошо известными представителями Дарбханга гхараны в прошлом веке. Дхрупад из Дарбханга гхараны широко представлен во Вриндаване благодаря покойному Пандиту Видуру Маллику, который жил и преподавал во Вриндаване в 1980-х и 1990-х годах. Среди великих художников-женщин Дхрупад Асгари Бай (1918-2006), Ашок Нанди (1946 г.р.), Мадху Бхатт Тайланг, пакистанская певица Алиша Рашид (род. 1978 г.) и итальянская певица Амелия Куни (род. 1958).

Думраон Гхарана - Дхрупад традиции Бихара Думраон Гхарана - это древняя традиция музыки дхрупад, которой почти 500 лет. Эта гхарана процветала под покровительством королей Думраон Радж, когда она была основана. Стиль друпада (вани) этой гхараны - это Гаухар, Кхандар и Наухарвани. Основателем этой гхараны был П. Manikchand Dubey и Pt. Ануп Чанд Дубей. Оба художника были награждены императором Великих Моголов Шахджаханом. Отец Бхарат Ратна Устад Бисмилла Хан, который также принадлежал к традиции Думраон Гхарана. Обычно он играл Шахная в стиле друпада. Среди известных ныне живущих певцов Думраон Гарана (Буксар) - Pt. Рамджи Мишра, представитель Думраон Гхарана.

Многие книги были написаны этой гхараной, например Шри Кришн Рамаян, П. Гана позвонила Дубею, Сурпракашу, Бхайраву, Пракашу, Рашпракашу, написанному Джеем Пракашем Дубей и Пракашем Кави. Абишек Сангит Паллав доктора Арвинда Кумара.

Большая работа была проделана над этой гхараной, и многие элементы этой Думраон Гхараны являются предметом исследования. Бхайарав Пракаш, написанный Джеем Пракашем Дубей Урфом Бначу Джи Дубей в 1875 году. Абхисек Сангит Паллав, написанный доктором Арвиндом Кумаром и написанный на языке хинди на языке Варника для Бихар ки сангит Садхна для девятого класса.

Мишры практиковали. Стили Гаурхар, Дагур, Наухар и Хандар. Эта гхарана процветала под покровительством царей Беттия Радж. Пандит Фалгуни Митра является представителем этого Гхарана в нынешнем поколении.

Семинары

Научно-исследовательский отдел ITC Sangeet Research Academy, стремясь связать традиции с научными методологиями, с 1987 года организует симпозиумы и семинары. Цель этих семинаров / симпозиумов - для повышения осведомленности об исследованиях в различных областях музыки. В 2013 году они провели семинар Дхрупад совместно с Национальным центром исполнительских искусств (Индия) (NCPA, Мумбаи), где доктор Пуру Дадхич участвовал в качестве спикера, чтобы обсудить происхождение и предшественников Дхрупада. Профессор Ричард Виддесс (руководитель музыкального факультета Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Великобритания) и доктор Пуру Дадхич (Индор, Индия) подробно обсудили происхождение Дхрупада. Доктор Пуру Дадич установил, что Дхрупады старше времен Раджи Мансинга Томара.

Документальные фильмы

Режиссер Мани Каул под опекой Устада Зии Мохиуддин Дагар и Устад Зия Фаридуддин Дагар сняли один из первых документальных фильмов о музыке дхрупад в 1983 году под названием «Дхрупад». В этом полнометражном документальном фильме на языке хинди показаны как его гуру, так и молодой Бахауддин Дагар - сын Зия Мохиуддин Дагар. Фильм, созданный Films Division of India, был снят в местах, связанных с историей Дхрупада в - Фатехпур Сикри и Джантар Мантар Джайпура, излагая теорию и практику музыкальной формы.

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:12:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте