Звардонь | |
---|---|
Деревня | |
Общий вид | |
Звардонь | |
Координаты: 49 ° 31′N 18 ° 59′E / 49,517 ° N 18.983 ° E / 49,517; 18.983 | |
Страна | Польша |
Воеводство | Силезское |
Повят | Живец |
Гмина | Райча |
Высота | 690 м (2260 футов) |
Население | 1,000 |
Звардонь- это деревня в административном районе Гмина Райча, в Живецком уезде, Силезское воеводство, в горном хребте Живецкие Бескиды на юге Польши, на границе со Словакией. Он расположен примерно в 10 км (6 миль) к западу от Райчи, в 25 км (16 миль) к юго-западу от Живец и в 82 км (51 миль) к югу от столицы региона Катовице. Поселок известен прежде всего горным туризмом и пограничным переходом. В 1884 году была открыта железнодорожная ветка до Чадца. Хотя Звардонь сегодня принадлежит Силезскому воеводству, исторически он находился в Малой Польше. В селе проживает около 1000 человек.
Звардонь, расположенный на высоте 690 метров над уровнем моря, находится между тремя горными перевалами - Пшислопом, Звардоньской и Граничне. До 1975 года деревня была административно связана с Краковом и Малой Польшей. В 1975-1999 годах он принадлежал Бельско-Бялскому воеводству, а после территориальной реформы Польши в 1999 году стал частью Силезского воеводства, хотя исторически не принадлежал Силезии. Звардонь имеет железнодорожную станцию вдоль исторической Галицкой трансверсальной железной дороги, которая соединяет Живец и другие города Польши с словацким городом Жилина и далее Вена. С момента строительства линии Звардонь был пограничной станцией, а переход был закрыт в 2007 году в связи с Шенгенским соглашением. Деревня также расположена на автомагистрали S69, которая идет от Бельско-Бяла в Словакию.
Звардонь - относительно молодое село. Точно неизвестно, когда он был основан, скорее всего, где-то в 17 веке. Его старейшим районом является поселок Мыто, который, вероятно, был основан пастухами, пришедшими в этот район из многолюдных деревень около Венгерской Гурки. Имя Звардонь впервые появляется на картах в конце 18 века. Деревня принадлежала Малой Польше, в ее крайнем юго-западном углу, недалеко от границы с Венгерским королевством. В конце 18 века, после разделов Польши и образования Галиции, император Иосиф II приказал построить дорогу вдоль перевала Пшислоп.. Звардонь принадлежал Живецкому уезду и оставался маленькой деревней до 1884 года, когда была открыта железнодорожная линия из Живца в Чадцу. К 1889 году население выросло до 124 человек, в 1891 году здесь было открыто почтовое отделение, а в 1901 году - начальная школа.
В 1930-х годах Звардонь, принадлежавший Краковскому воеводству, стал популярным местом для катания на лыжах. Благодаря хорошему климату, снежной зиме, безлесным склонам и хорошему железнодорожному сообщению, деревня процветала. Строились новые дома, зимой спецпоезда из Варшавы привозили туристов и лыжников. В 1930 году открыли трамплин для прыжков с трамплина . Во время Второй мировой войны Звардонь был непосредственно присоединен к Третьему рейху. Его 356 польских жителей были изгнаны и заменены немцами. После войны Звардонь оставался популярным туристическим центром благодаря хорошо развитой лыжной инфраструктуре, гостевым домам и нескольким трассам.
Викискладе есть материалы, связанные с Звардонь. |
Координаты : 49 ° 31′N 18 ° 59′E / 49,517 ° N 18,983 ° E / 49,517; 18.983