Горный перевал — судоходный маршрут через горный хребет или хребет. Поскольку многие горные хребты мира представляли собой огромные препятствия для путешествий, перевалы на протяжении всей истории играли ключевую роль в торговле, войне и миграции людей и животных. На более низких высотах его можно назвать горным перевалом. Горный перевал может образоваться между двумя вулканическими вершинами или образоваться в результате водной или ветровой эрозии.
В горных перевалах используются промежутки, седловины, перемычки или выемки. Топографическая седловина аналогична математическому понятию седловой поверхности, где седловая точка отмечает самую высокую точку между двумя долинами и самую низкую точку вдоль хребта. На топографической карте перевалы характеризуются контурными линиями в форме песочных часов, что указывает на пониженное место между двумя более высокими точками. В высоких горах разница в 2000 метров (6600 футов) между вершиной и горой определяется как горный перевал.
Проходы часто находятся прямо над истоком реки, образуя водораздел. Перевал может быть очень коротким, состоящим из крутых склонов к вершине перевала, или многокилометровой долиной, высшую точку которой можно определить только при съемке.
Через перевалы издавна строились дороги, а совсем недавно железные дороги. На некоторых высоких и труднопроходимых перевалах могут быть пробурены туннели под близлежащим склоном горы (например, туннель Эйзенхауэра в обход перевала Лавленд в Скалистых горах), чтобы обеспечить более быстрое движение транспорта в течение всего года.
Вершина перевала часто является единственной ровной поверхностью в этом районе и представляет собой высокую точку обзора. В некоторых случаях это делает его предпочтительным местом для строительства. Если национальная граница проходит по горному хребту, на границе обычно находится проход через горы, и может быть пограничный или таможенный пост, а также, возможно, военный пост. Например, Аргентина и Чили имеют третью по протяженности международную границу в мире, протяженностью 5300 километров (3300 миль). Граница проходит с севера на юг вдоль Анд, всего 42 горных перевала. На дороге через перевал принято ставить небольшой придорожный знак с указанием названия перевала и его высоты над средним уровнем моря.
Помимо относительно легкого перемещения между долинами, перевалы также обеспечивают маршрут между двумя горными вершинами с минимальным спуском. В результате пути часто встречаются на перевале; это часто делает их удобными маршрутами даже при путешествии между вершиной и дном долины. Перевалы традиционно были местом торговых путей, коммуникаций, культурного обмена, военных экспедиций и т. д. Типичным примером является перевал Бреннер в Альпах.
На некоторых горных перевалах выше линии деревьев зимой возникают проблемы со снежным заносом. Это можно облегчить, построив дорогу на несколько метров выше земли, что заставит снег сдуваться с дороги.
В англоязычном мире есть много слов для обозначения прохода. В Соединенных Штатах перевал очень распространен на Западе, слово разрыв распространено в южных Аппалачах, выемка в некоторых частях Новой Англии и седло в северном Айдахо. Термин col, происходящий от старофранцузского, также используется, особенно в Европе.
В Шотландии есть гэльский термин bealach (англизированный «balloch»), в то время как в Уэльсе есть аналогичный bwlch (оба являются островными кельтскими языками). В Озерном крае на северо-западе Англии часто используется термин «дом», хотя термин « перевал » также распространен — одно различие состоит в том, что перевал может относиться к маршруту, а также к его самой высокой части, в то время как «дом» — это просто эта самая высокая часть, часто несколько сглаженная в плоскогорье высокого уровня.
В Японии они известны как тогэ, что в переводе с японского означает «проходить». Это слово также может относиться к узким извилистым дорогам, которые можно найти в горах и вокруг них, а также в географически похожих районах.
В мире существуют тысячи названных перевалов, некоторые из которых хорошо известны, например, перевал Большой Сен-Бернар на высоте 2473 метра (8114 футов) в Альпах, Чанг-Ла на высоте 5360 метров (17 590 футов) и Кхардунг Ла на высоте 5 359 метров (17 582 фута) в Джамму и Кашмире, Индия. Дороги на перевале Мана на высоте 5 610 метров (18 410 футов) и Марсимик Ла на высоте 5 582 метра (18 314 футов), на китайско-индийской границе и рядом с ней соответственно, кажутся двумя самыми высокими автомобильными перевалами в мире. Перевал Хунджераб между Пакистаном и Китаем на высоте 4693 метра (15 397 футов) также является высокогорным автомобильным перевалом. Один из известных, но не автомобильных горных перевалов - Торонг Ла на высоте 5416 метров (17 769 футов) в заповеднике Аннапурна, Непал.
Перевал Стельвио в Альпах ( Италия )
Перевал Агуа-Негра между Аргентиной и Чили.
Билак-на- Ба, соединяющий Эпплкросс в шотландском Северо-Западном нагорье.
Перевал мертвой женщины по тропе инков к Мачу-Пикчу в Перу
Перевал в Татрах (Орнак, Польша).
Перевал Zádielska tiesňava в Словацком Красе ( Словакия ).
Тропа из Мананга в Мустанг через перевал Торонг Ла, Непал.
Кроуфорд Нотч в Нью-Гэмпшире, США
Слово Bwlch используется в валлийском языке не только для обозначения прохода или легкого маршрута через гребень, обычно впадину между возвышенностями с обеих сторон, но также...