Языки | |
---|---|
Язык Woiwurrung, английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов | |
Родственные этнические группы | |
Boonerwrung, Dja Dja Wurrung, Taungurong, Wathaurong см. Список названий коренных австралийских групп |
Вурунджрите являются Коренной австралийской нацией группы Woiwurrung языка, в нации Кулин. Они занимали долину Биррарунг (река Ярра) до того, как британцы заселили эту территорию, вокруг нынешнего местоположения Мельбурна, и поселенцы называли их племенем Ярра. Wurundjeri - одна из нескольких подгрупп или кланов людей Woiwurrung, которые традиционно занимали часть территории, которая сейчас является местом города Мельбурн. Существовали две отдельные клановые группы: Вурунджери-баллук и Вурунджери-уильям.
Совет по культурному наследию племени Вурунджери и компенсациям был основан в 1985 году людьми Вурунджери.
Согласно раннему австралийскому этнографу Альфреду Уильяму Ховитту, имя Вурунджери в его транскрипции Urunjeri относится к виду эвкалипта Eucalyptus viminalis, также известному как манна или белая камедь, который распространен вдоль Бирранга. Некоторые современные сообщения о традиционных преданиях Вурунджери утверждают, что их этноним сочетает в себе слово wurun, означающее Manna Gum и djeri, разновидность личинки, найденной на дереве, и поэтому интерпретируют это слово как означающее « Люди Witchetty Grub ».
Люди Wurundjeri говорят на Woiwurrung, одном из пяти языков народов Кулина.
Норман Тиндейл оценил территорию Вурунджери примерно на 12500 км 2 (4800 квадратных миль). Они захватили районы рек Ярра и Солтуотер вокруг Мельбурна и пошли на север до горы Разочарование, на северо-запад до Македонии, Вуденда и Лэнсфилда. Их восточные границы доходили до горы Бау-Бау и Хилсвилля. Их южные пределы приблизились к Мордиаллоку, Варрагулу и Мо.
Люди Wurundjeri-Balluk и Wurundjeri-willam занимали территорию от долины Ярра / водосбора реки Ярра до Гейдельберга.
В июне 2021 года границы между землями двух традиционных групп владельцев в Большом Мельбурне, Wurundjeri и Boonwurrung, были согласованы между двумя группами после того, как они были составлены Советом по вопросам наследия аборигенов Виктории. Новая граница проходит через город с запада на восток, при этом центральный деловой район, Ричмонд и Хоторн входят в состав земель Вурунджери, а Альберт-парк, Сент-Кильда и Колфилд - на земле Бунуронг. Было согласовано, что гора Коттрелл, место резни в 1836 году, в результате которой погибло не менее 10 человек Ватхауронг, будет находиться под совместным управлением над линией 160 м (520 футов). Две Стороны Registered аборигенов, представляющая две групп являлись Bunurong Land Совета аборигенов Corporation и культурного наследие корпорации вурунджери WOI Wurrung аборигены.
Самые ранние европейские поселенцы наткнулись на парковый пейзаж, простирающийся вглубь материка от Мельбурна, состоящий из больших участков травянистых равнин на севере и юго-западе, с небольшим лесным покровом, что считается свидетельством местных методов сжигания листов, обнажающих огромное количество ромашки ям ( мурнонг), которые распространились в этом районе. Эти корни мурнонг и различные клубневые лилии являются основным источником крахмала и углеводов. Сезонные изменения погоды, наличие продуктов питания и другие факторы будут определять расположение кемпингов, многие из которых находятся недалеко от Биррарунга и его притоков.
Кланы Wurundjeri и Gunung Willam Balug добывали диорит в карьере каменного топора Mount William, который был источником высоко ценимых топоров из зеленого камня, которые продавались на обширных территориях вплоть до Нового Южного Уэльса и Аделаиды. Шахта обеспечивала сложную торговую сеть для экономического и социального обмена между различными коренными народами Виктории. Карьер использовался более 1500 лет и занимал 18 гектаров, включая подземные карьеры в несколько метров. В феврале 2008 года это место было внесено в Список национального наследия Австралии за его культурную и археологическую ценность.
Заселение и отчуждение земель Вурунджери началось вскоре после церемонии, на которой лидеры Вурунджери провели церемонию тандеррума, функция которой заключалась в предоставлении посторонним временного доступа к ресурсам земель клана. Джон Бэтмен и другие белые истолковали этот символический акт, зафиксированный в форме договора, как эквивалент средневекового уничтожения всей территории Войурронга. Через несколько лет поселение началось вокруг Паунд-Бенд с майором Чарльзом Ньюманом в Маллум-Маллум-Крик в 1838 году и Джеймсом Андерсоном на Бил-Яллоке, ныне известном как Андерсон-Крик, годом позже. Их меры по очистке территории от аборигенов были встречены партизанскими перестрелками, возглавляемыми Джагой Джагой, с присвоением скота и сожжением полей. Они были вооружены винтовками и считались отличными стрелками, стреляя рядом с Андерсоном, чтобы отогнать его, когда они помогали себе собирать урожай картофеля по пути в Йеринг в 1840 году. Ловушка, установленная там капитаном Генри Гибсоном, привела к поимке Джаги Джага. и битва, в которой Вурунджери безуспешно боролись за его освобождение. Сопротивление было сломлено, поселения процветали. Один старейшина, Дерримут, позже сказал:
Понимаете... все это мое. Все это время здесь когда-то был Дерримут. Неважно сейчас, меня скоро повалят… Почему у меня нет лубры ? Почему у меня нет пикчанины? У тебя есть все это место. У детей нет хорошего, у лубры нет ничего хорошего. Я упаду и очень скоро умру.
В 1863 году выжившим представителям племени Вурунджери было предоставлено «разрешительное занятие» на станции Корандеррк, недалеко от Хилсвилля, и они были насильственно переселены. Несмотря на многочисленные петиции, письма и делегации к колониальному и федеральному правительству, в выдаче этой земли в качестве компенсации за потерянную страну было отказано. Coranderrk был закрыт в 1924 году, и его жильцы, за исключением пяти человек, отказавшихся покинуть страну, были снова переселены на озеро Тайерс в Гиппсленде.
Все оставшиеся люди Вурунджери являются потомками Бебеджана через его дочь Анни Борат (Борат) и, в свою очередь, ее сына Роберта Вандина (Вандун). Бебеджан был нгурунгэта из народа Вурунджери и присутствовал при подписании «договора» Джоном Бэтменом в 1835 году. Джой Мерфи Вандин, старейшина Вурунджери, объясняет важность сохранения культуры Вурунджери:
В недавнем прошлом культура Вурунджери была подорвана из-за того, что людям запретили «говорить о культуре» и языке. Еще одна потеря - потеря детей, взятых из семей. Теперь необходимо найти некоторые знания о прошлом и собрать их из документов. Обнаружив и сделав это, Вурунджери перенесет свое прошлое в настоящее и воссоздает место, где они живут. «Место хранения» должно заключаться в том, чтобы хранить вещи для будущих поколений наших людей, а не в качестве витрины для всех и не в качестве ресурса для заработка долларов. Я работаю над сохранением культуры Wurundjeri для людей Wurundjeri в будущем.
В 1985 году был создан Совет по компенсациям за землю и культурное наследие племени Вурунджери для выполнения установленных законом функций в соответствии с законодательством Содружества и Виктории, а также для оказания помощи в повышении осведомленности о культуре и истории Вурунджери в более широком сообществе.
Старейшины Wurundjeri часто посещают мероприятия с присутствующими посетителями, где они традиционно приветствуют деревенское приветствие на языке Woiwurrung :
Известные люди Wurundjeri во время британского поселения включали:
Другие известные люди Wurundjeri включают: