Общая численность населения | |
---|---|
До контакта - не менее 500. | |
Регионы со значительным населением | |
Языки | |
язык бунвуррунг, английский | |
религия | |
австралийская мифология аборигенов, христианство | |
родственные этнические группы | |
см. Список названий групп коренных австралийцев |
Бун вуррунг - это австралийские аборигены из нации Кулина, которые живут от реки Верриби до Уилсонс-Пром. Виктория, Австралия. До британской колонизации они жили так же, как и все люди кулинской нации, устойчиво на земле в течение десятков тысяч лет. Первые поселенцы называли их Западным Портом или Племенем Порт-Филип, и они были в союзе с другими племенами Кулинской нации, имея особенно прочные связи с Вурунджери человек.
Бунвуррунг был диалектом Войвуррунга, кулинского языка Пама-ньюнганская языковая семья. Этноним , который иногда использовался в ранних письменах для обозначения Bunwurrung, а именно Bunwurru, происходит от слова bu: n, означающего «нет», и wur: u, означающего либо «губа», либо «речь».
Люди бунуронга - это преимущественно морские люди, чьи земли, воды и космос занимали около 3000 квадратных миль (7800 км) территории вокруг Западного Порт-Бей и Полуостров Морнингтон. Его западная граница была установлена в Верриби. На юго-восток он простирался от Мордиаллока до бухты Андерсона, вплоть до мыса Уилсона. Внутри страны его границы доходили до хребтов Данденонг и тянулись на восток до окрестностей Варрагула.
Сообщества состояли из шести или более ( в зависимости от протяженности территории) землевладельческими группами назывались кланы, говорящие на родственном языке и связанные культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. Доступ других кланов к земле и ресурсам (таким как Биррарунг или река Ярра ) иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в течение рыболовного сезона в реке или ручье регулярно вылавливали рыбу и запасы рыбы истощались, то клан, владевший этими ресурсами, ограничивал или полностью прекращал рыбную ловлю до тех пор, пока рыба не получила шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся ресурсов. Как и в случае с большинством других территорий Кулина, к нарушителям применялись наказания, например, копья. Сегодня традиционные места проживания кланов, языковые группы и границы больше не используются, и потомки людей Вурунджери живут в современном обществе.
Обычно считается, что до европейского поселения существовало шесть отдельных кланов, у каждого из которых был Арвит, или глава клана.
Социальные подразделения Бунуронга состояли из групп, классифицирующих людей как Бунджил, Иглхок или Ваанг ворон.
Кланы Бунуронг должны были знать о европейцах, поскольку жители побережья, которые наблюдали, как корабли исследователей проплывают мимо, затем входят в Порт-Филлип и Западный порт. Первый контакт был установлен в феврале 1801 года, когда лейтенант Мюррей и его команда с леди Нельсон вышли на берег в поисках пресной воды недалеко от современного Сорренто. Осторожный обмен копья и каменных топоров на рубашки, зеркала и стальной топор закончился, когда британцы запаниковали, в результате чего полетели копья, выстрелы из мушкета и использование корабельной пушки , ранив нескольких бегущих людей из племени бунуронг.
В следующем месяце капитан Милиус с французского корабля Naturaliste в одиночестве танцевал на пляже в Западном порту для туземцев, в гораздо более мирном контакте.
Непосредственно перед периодом британских исследований и поселений, бунуронг были вовлечены в давний спор с Гунаи / Курнаи. люди из Гиппсленд. Согласно Уильяму Бараку, последнему традиционному старейшине народа Вурунджери, конфликт был спором из-за ресурсов, в результате которого бунуронг понесли тяжелые потери. Было совершено множество рейдов Гуннаи с целью похищения женщин Бунуронг. К 1836 году Йовенгерра была почти полностью уничтожена, в основном в результате нападений со стороны Гунаи. В 1833–1834 годах около 60–70 человек из племени бунуронг, если отчет был правильно истолкован, могли быть убиты во время набега Гунаи, когда они стояли лагерем к северу от Болота Каррум Каррум.
Первое британское поселение произошло в Салливан-Бэй в октябре 1803 года, недалеко от современного Сорренто, Виктория, под командованием лейтенанта Дэвида Коллинз. Уильям Бакли, осужденный, сбежал из этого неудавшегося поселения и прожил более 30 лет с людьми Ватхауронг, прежде чем приблизиться к партии Джона Бэтмена в 1835 году.
Люди бунуронг, живущие в основном вдоль Порт-Филиппа и побережья Западного порта, могли пострадать от европейских охотников на тюленей. Похищение тюленями женщин племени бунуронг и их отправка на острова Бассова пролива и в Тасманию могло вызвать межплеменные конфликты, и, по аналогии, это может также относиться к бунуронгу, чьи прибрежные районы посещались тюленями. Отчет Жюля Дюмона д'Юрвиля в 1830 году объясняет отсутствие Бунуронга на острове Филиппа, который был лагерем охотников на тюленей, именно его поведением. Еще в 1833 году девять женщин Войвуррунг и Бунуронг, а также мальчик Ёнки Ёнка были похищены и переправлены на базы тюленей на островах Бассова пролива. Контакт с тюленями подверг бы прибрежные племена европейским болезням, и это оказало бы сильное влияние на демографию, а также на экономические и социальные связи, связывающие народы Вурунджери и Бунуронг, равно как и возможные последствия инфекционных заболеваний, передаваемых этими тюленями.
Джеймс Флеминг, один из отряда геодезиста Чарльза Граймса из HMS Cumberland, который исследовал реку Марибирнонг и реку Ярра в Дайтс-Фоллс в феврале 1803 г. сообщил о шрамах от оспы у нескольких аборигенов, которых он встретил, предполагая, что эпидемия оспы могла охватить племена вокруг Порт-Филиппа до 1803 г., сокращение населения. Брум выдвигает предположение, что две эпидемии оспы уничтожили популяцию кулинских племен, убивая, возможно, половину каждый раз в 1790-х и снова примерно в 1830 году. Однако эта теория была поставлена под сомнение современными историческими диагностами, которые утверждают, что наблюдаемые симптомы в Ранняя этнографическая литература совместима с импетиго и стригущим лишаем.
. Одним особенно известным человеком во время европейского поселения в Виктории был Дерримут, старейшина бунуронга, который сообщил ранним европейцам поселенцев в октябре 1835 г. в связи с надвигающимся нападением кланов из группы Войвуррунг. Колонисты вооружились, и атаку удалось предотвратить. Бенбоу и Биллибеллари из Вурунджери также действовали, чтобы защитить колонистов, как часть их долга гостеприимства. Позже Дерримут очень разочаровался и умер в Убежище Благодетелей в возрасте около 54 лет в 1864 году. Несколько колонистов установили надгробие Дерримуту на Мельбурнском Генеральном кладбище в его честь.
К 1839 г. численность Бунуронга сократилась до 80–90 человек, и только 4 из 19 детей в возрасте до четырех лет, из вероятной популяции, которая до контакта составляла более 500 человек. К 1850 году протектор Уильям Томас подсчитал, что на земле бунуронгов проживало всего 28 человек.
В 1852 году бануронгам было выделено 340 гектаров (840 акров) в заливе Мордиаллок, в то время как войворрунгам удалось получить 782 гектара вдоль реки Ярра в Варрандите. Заповедники аборигенов никогда не укомплектовывались белыми и не были постоянными лагерями, а действовали как склады распределения, где распределялись пайки и одеяла, с целью удержать племена от растущего поселения Мельбурн. Совет по защите аборигенов отозвал эти два заповедника в 1862–1863 годах, посчитав их сейчас слишком близко к Мельбурну.
В марте 1863 года, после трех лет потрясений, уцелевшие кулинские лидеры, в том числе Саймон Вонга и Уильям Барак, привел сорок вурунджери, таунгуронгов (река Гоулберн) и бунуронг через Черный шпор и присел на корточки в традиционном кемпинге на Бэджер-Крик около Хилсвилля и запросил право собственности на участок. Это стало станцией Корандерк, названной в честь слова Войвуррунг, означающего викторианский рождественский куст. Корандеррк был закрыт в 1924 году, и его жители были перемещены в озеро Тайерс на Гиппсленд.
По мнению Бунуронга, их территория была вырезана создателем Лоханом при его перемещении. от Ярра-Флэтс до его последнего пристанища в Ва-мунг, и, как хранители этой страны морских беков, они требовали от посторонних соблюдать определенные ритуальные запреты и изучать их язык, если новоприбывшие должны были войти в их землю без вреда.
Великая вражда существовала, в частности, между бунуронгами и восточными гунаи, которые позже были признаны ответственными за участие в решительных событиях. сокращение населения племени.
Ранение или смерть члена племени обычно приводили к созыву конференции для оценки фактов, а в тех случаях, когда считалось незаконным, принималась месть. В 1839 году, после того, как один или два Бунуронга / Войвуррунга были убиты, группа из 15 человек уехала в Джилонг , чтобы нанести ответный удар злоумышленникам, Ватхауронгу. В 1840 году бунуронг убедились, что человек из племени в Эчука использовал колдовство, чтобы предопределить смерть одного из их воинов, чье имя было пел, когда жарилась кость опоссума, выброшенная после еды бунуронг и заключенная в кость ноги кенгуру. Вскоре после этого человек по имени Бунуронг умер, и племя отомстило первому члену племени эчука, который затем прибыл на их территорию. Он был организован из уст в уста, проходя из Эчуки через Нирабабалук и Вурунджери, чтобы провести собрание в Мерри-Крик. Девять или десять сородичей убитого племени эчука бросали копья и бумеранги в воина Бунуронга, вооруженного щитом, пока тот не был ранен в бок тростниковым копьем. Старейшина другого наблюдающего племени, Барапа Барапа, назвал это днем, испытание закончилось, и все отметили грандиозное подтверждение.