Ваби-ча

редактировать

Ваби -cha (わ び 茶; 侘 茶; 侘 び 茶), стиль японской чайной церемонии, особенно связанный с Сэн но Рикю, Такено Джо и его создатель Мурата Дзюко. Ваби-ча подчеркивает простоту. Термин вошел в употребление в период Эдо, до которого он был известен как ваби-суки (侘 数 寄), суки, означающее «художественная склонность», и «ваби», означающее «заброшенный».

Содержание
  • 1 История
  • 2 Современная ваби-ча
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
История

Последние годы периода Муромати широко распространилась чайная церемония с предпочтением дорогих товаров китайского происхождения, известных как карамоно. Ваби-ча возникла как часть движения за ценить местные товары и более простые стили.

Как правило, развитие эстетической формы чаною ваби-ча приписывают трем главным фигурам: во-первых, Мурата Дзюко; затем Такено Джо; и, наконец, Сэн-но Рикю.

Рикю процитировал два стихотворения из поэтической антологии Шин Кокин Вакашу начала тринадцатого века, как иллюстрацию его эстетики ваби. Один из них, фаворит Такено Дзё, написан Фудзивара-но Тейка (1162–1241):

Я широко смотрю,. Ни цветов. Ни алых листьев:. Прибрежный лачуга из тростника. В осенних сумерках.

Другой, в котором Рикю нашел особую привлекательность, принадлежит Фудзивара Иетака (1158–1237):

Покажи тем, кто ждет. Только цветы. Там, в горных деревнях :. Трава проглядывает сквозь снег,. А вместе с ней весна.

В основе эстетики Рикю была чайная размером менее 4,5 татами. Рикю стремился превратить чаною в духовный путь. Его радикальное упрощение интерьера чайной комнаты, сокращение пространства до минимума, необходимого для «сидения», были наиболее практичным способом сосредоточить чайную практику на общении хозяина и гостей. Это видно в единственном сохранившемся чайном домике, приписываемом его дизайну, чайном домике под названием Тайан (待 庵), расположенном в храме Мёкиан в, который был объявлен японским правительством Национальным достоянием (кокухо). Его достижение представляет собой кульминацию эстетики ваби, рожденной созерцательным осознанием отношений между людьми и вещами. В случае с Рикю ваби приобрело самое глубокое и парадоксальное значение: очищенный вкус к материальным вещам как средство человеческого взаимодействия, превосходящее материализм.

Рикю также начал разрабатывать свои собственные чайные изделия, иногда по заказу местных мастеров.. Раку чайные чаши произошли от Рикю, когда изготовитель плитки по имени Раку Чоуджиро создал для него чайные чаши. Он даже создал свои собственные предметы для использования в чайной, в том числе цветочные контейнеры из бамбука, которые он вырезал сам.

Современная ваби-ча

По иронии судьбы, в наше время достижение ауры деревенской простоты, требуемой ваби-ча, может оказаться дорогостоящим делом. Даже простые и дешевые предметы, которыми пользовался Рикю и его последователи, приобрели статус и ценность: например, подлинные чаши для чая Раку являются одними из самых дорогих, доступных сегодня, и одними из самых востребованных. Точно так же создание простоты, продвигаемой Рикю для чайных комнат, также может быть очень дорогостоящим.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 06:03:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте