Волынь | |
---|---|
Режиссер фильма Войцех Смарзовский на Гдынском кинофестивале, 2016 | |
Режиссер | Войцех Смарзовский |
Продюсер | Film itp. z oo |
Сценарий | Войцеха Смарзовского |
В ролях |
|
Музыка | Миколая Трзаска |
Под редакцией | Paweł Laskowski |
Дата выпуска | Польша 7 октября 2016 |
Страна | Польша |
Волынь (польский : Wołyń) - польский военная драма режиссера Войцеха Смарзовского. Действие фильма разворачивается в 1939–1943 годах, и его центральная тема - украинская антипольская ненависть, завершившаяся резней поляков на Волыни. Сценарий основан на сборнике рассказов «Ненависть» (польский: Nienawiść) Станислава Сроковского.
. Фильм был номинирован на премию «Золотые львы» 41-го Гдынского кинофестиваля, где получил три награды : за кинематографию, лучший дебют и лучший грим.
Поскольку бюджет фильма был недостаточным, режиссер обратился к общественности за финансовой поддержкой, чтобы собрать необходимые средства закончить фильм. Впоследствии финансовая поддержка была получена, например, от Telewizja Polska.
. Съемки проходили в: Люблине, Кольбушова, Казимеж-Дольны, Рава Мазовецка, Санок и Скерневице, с 19 сентября 2014 г. по 21 августа 2015 г.
В фильме рассказывается история юной польской девушки Зоси Гловацкой из Волыни села, населенного украинцами, Поляки и евреи. История начинается незадолго до начала Второй мировой войны в 1939 году браком сестры Зоси с украинцем. Во время свадьбы отец Зоси решает, что она выйдет замуж за старшего деревенского администратора Мацея Скибу, несмотря на то, что она сильно любила местного украинского мальчика Петра. Местное украинское население также испытывает негодование по отношению к польским чиновникам, поскольку оно выступает за польское меньшинство на Волыни. В ходе переговоров между участниками свадьбы выясняется, что некоторые украинцы совершают теракты против польских властей и украинских коллаборационистов, эти атаки встречают жесткие действия со стороны польского правительства, в том числе закрытие православных церкви и унижение украинского населения. Также показано, что некоторые части украинского и польского населения пытаются примириться друг с другом.
Когда начинается война, Мацей призывается в Польскую армию для борьбы с немцами в сентябрьской кампании. Когда кампания проиграна, Мацей и другие выжившие пытаются вернуться в свои дома. На обратном пути все члены группы, кроме Мацея, захвачены местными украинцами, подвергнуты пыткам и убиты. Мацею удается попасть в село, только выдав себя за украинца. Деревня находится в восточной части Польши, которая оккупирована Советским Союзом, и в деревне установился коммунистический режим. Местное украинское и еврейское население сотрудничает с советскими властями, заменяя довоенные польские власти в качестве губернаторов села.
Тем временем Зося беременеет, скорее всего, от Петра, но хочет, чтобы Мачей поверил, что ребенок его. В рамках массовой депортации, осуществленной Советским Союзом против поляков в 1939–1941, Мацея, Зося и Мацея от первого брака собираются отправить в Сибирь или Казахстан как принудительный труд. Зосю и детей спасают в последний момент, как раз перед отправлением поезда Петр подкупает охранника водкой. Когда они возвращаются в дом Петра, у Зося схватки. Пока она рожает ребенка, приезжает охранник и убивает Петро. Затем Зося заботится о доме и детях Мацея во время его отсутствия. Детей отправляют в школу, организованную Советами, где все дети учатся доносить против своих родителей и отказываться от своей религии.
Затем сюжет переключается на 1941 год, когда немецкая армия захватывает Волынь во время операции «Барбаросса». В новой ситуации те же украинцы, которые два года назад приветствовали Советский Союз, теперь приветствуют немцев водкой и хлебом. Немцы начинают убивать местных евреев и организовывать местные полицейские подразделения из украинских коллаборационистов, которые активно участвуют в Холокосте евреев. Однако такие люди, как Зося, и некоторые украинцы по-прежнему пытаются помочь евреям, пряча их в безопасных местах.
Тем временем Мацей возвращается домой после того, как ему удалось избежать депортации. Семья пытается организовать свою жизнь в изменившейся реальности, поскольку поляки сталкиваются с возросшей враждебностью со стороны своих украинских соседей, даже более, чем в начале войны. Увеличиваются убийства поляков украинцами. В этой ситуации Мацей отправляется на местный рынок, несмотря на протесты Зося, которая опасается за свою безопасность. Она оказывается права, поскольку другие польские соседи приезжают через несколько дней с отрубленной украинцами головой Мацею.
Зося старается как можно лучше заботиться о детях. Однако однажды она защищается от попытки изнасилования со стороны украинского милиционера, и обнаруживается скрытое ею присутствие евреев. Евреи, пожилая пара и молодой неродственный мальчик, сбегают и находят приют на зиму в доме местного украинца, который соглашается помочь после того, как еврей пообещал ему крупную сумму денег. Когда умирает жена еврея и наступает зима, украинец требует плату. Когда он видит, что еврей не может ему заплатить, он убивает его в лесу. Молодого еврея спасает сын украинца, друг.
Наконец, к лету 1943 года новости об убийствах поляков украинцами распространились среди поляков в деревне. В это время к Зося приезжает молодой поляк, получивший серьезные травмы. Когда он выздоравливает, он там обосновывается, так как Зося чувствует себя в большей безопасности. Он связывается с местным подразделением Армии Крайовой, которое по приказу правительства Польши в Соединенном Королевстве не защищает поляков от украинских атак, но готовится к будущим сражениям с немцами.. Когда человека Зося просят быть проводником для членов Армии Крайовой на пути к встрече с Украинской повстанческой армией (УПА), Зося отчаянно пытается отговорить его от поездки. Однако не удается. Когда два члена Армии Крайовой прибывают на встречу, как и было условлено, без оружия, они окружены солдатами УПА, взяты в плен, а затем расчленены лошадьми. Затем мужчины из УПА охотятся за остальной группой Армии Крайовой. Они находят только сбежавшего друга Зоси, который прячется в церкви, полной поляков. Во время проповеди украинцы входят в церковь, перебивая всех на своем пути, но подруга Зоси бежит к башне церкви и каким-то образом выживает при нападении.
А пока местное украинское население, бывший украинский милиционер и его друзья присоединяются к УПА в лесу. Они собираются и призывают искоренить земли у поляков. Показаны две проповеди украинских православных священников: одна проповедует о любви к ближнему, а вторая призывает убить всех поляков, чтобы наконец получить чистые украинские земли, и освящает вилы, молотки и ножи, которыми украинцы убивали своих польских соседей.
Вскоре в село прибывают первые выжившие после погромов и рассказывают историю о том, как соседи Украины убивали поляков и всех, кто не хочет участвовать в убийствах. Местный украинский сельский администратор приезжает в дом Зося, чтобы убедиться, что она и ее дети остаются дома, так как их украинские соседи не пострадают. Кроме того, другие поляки уверены в своей безопасности. Однако это всего лишь тактика обмана, позволяющая украинцам убить как можно больше поляков.
Наконец, убийства в деревне начинаются ночью. Зося убегает со своим ребенком, но, убегая, она видит, как поляков пытают, в том числе беременных женщин наносят удар ножом в утробе матери, вынимают живыми кишки и глаза, распинают заживо на дверях и так далее. Пасынок Зося убит во время расправы. Однако ее падчерица спасает украинский крестьянин. Спасаясь от верной смерти, Зося с ребенком попадает в предыдущий дом Петра, где ее спасает от смерти украинская мафия мать Петра.
Убегая с ребенком с места на место, Зося встречает в каждой деревне трупы изуродованных польских младенцев, женщин и стариков. В одном месте она сталкивается с подразделением немецкой армии, которое спасает ее от верной смерти, как раз за несколько минут до того, как украинцы собираются убить ее и ее ребенка. Немцы сначала удивляются тому, почему она идет рядом с ними, но когда они обнаруживают на своем пути все больше и больше стопок убитых поляков, они сочувствуют ей и сопровождают ее к месту, где живет ее сестра Елена. Её там ждут, ведь украинский муж Елены Василь дружит с поляками. Зося прячется в их сарае с сыном. Поскольку большая часть населения деревни уже вовлечена в убийства, брат Василия пытается убедить его присоединиться к националистам и убить свою польскую жену, чтобы он мог спасти себя и детей. Пока они спорят, Василий убивает топором собственного брата.
На следующую ночь на всю семью нападают поляки, которые хотят отомстить украинцам. Они осуждают Елену за то, что она жила с украинкой, зарезают ее новорожденного на ее глазах, убивают Василия и обезглавливают. Зося наблюдает за всем из сарая. В ужасе она снова убегает и теперь боится как украинцев, так и поляков. Она прячется в лесу с сыном.
По мнению Тадеуша Соболевского, Волынь - это фильм, не имеющий прецедентов в польском кино после 1989 года. Петр Жихович и Павел Лисицкий высоко оценили фильм, подчеркнув его подлинность и историческую достоверность. Гражина Торбицка и Томаш Рачек выразили удивление, что фильм не получил главную награду на кинофестивале в Гдыне в Польше. Якуб Маймурек написал, что «Волынь» оправдала его ожидания и является одним из лучших фильмов, рассказывающих об истории «кровоточащих земель». Автор также считает, что режиссер фильма Смарцовский честно представил отношения между поляками и украинцами, а сама идея фильма является предупреждением против любых форм радикализма. Ева Семашко, которая сотрудничает с Институт национальной памяти, призванный раскрыть исторические факты расправ над поляками на Волыни и Восточной Галиции, считает, что фильм точно показывает события. Она процитировала мнения свидетелей геноцида, которые заявили, что фильм похож на документальный фильм о событиях на Волыни. Ева Семашко дополнительно отметила, что резня поляков на Волыни была геноцидом с исключительной жестокостью - «genocidium atrox». Это был жестокий, жестокий и ужасный геноцид.
По словам Герхарда Гнаука, «Волынь» была фильмом, которого польское общество давно ждало. По случаю премьеры Гнаук напомнил об истории региона и польско-украинских отношениях. Автор привел ожидания некоторых политологов, что фильм может охладить отношения, вызвать негативные эмоции в Украине и использоваться россиянами для развязывания антиукраинской пропаганды. Гнаук особо выделил эпизод, в котором Зося и ее ребенок искали убежища возле подразделения немецкой армии. По мнению Гнаука, фильм очень хороший и уравновешивает права обеих сторон.
По рекомендации посла Украины в Польше Андрея Дещица, Показ фильма запрещен в Украине. Как сообщается, цензура была рационализирована украинскими властями, которые утверждали, что фильм «может вызвать волнения на улицах Киева». Глава Украинской ассоциации в Польше Петр Тыма поддержал запрет, заявив, что фильм подорвал усилия польско-украинского примирения. Украинские СМИ обвинили режиссера в создании необъективного фильма, «основанного только на польских исторических источниках». Первый такой показ был запланирован посольством Польши в Киеве. За этим должно было последовать обсуждение с директором. Среди приглашенных украинских гостей были президент, премьер-министр и несколько депутатов. Однако МИД Украины настоятельно рекомендовал посольству Польши отменить показ из соображений «общественного порядка». Соответственно, официальный представитель МИД Польши Рафал Собчак заявил, что ознакомительный просмотр отменен. Могут быть проведены переговоры о возможной новой дате ограниченного просмотра. Польский институт в Киеве по рекомендации Министерства иностранных дел Украины отменил презентацию фильма, снятого на фоне массовых убийств во Второй мировой войне.
Во время производства фильма некоторые украинские актеры, которые были приглашены на Герои пьес отклонили предложение, прочитав о них, потому что они думали, что фильм пропагандирует ненависть. Тем не менее, фильм получил положительную оценку со стороны Нади Савченко, депутата украинского парламента, которая приветствовала возможность рассказать о болезненных событиях прошлого и отметила многие позитивные сдвиги в сегодняшних польско-украинских отношениях.