Литература Виджаянагара

редактировать

Колонны Чалукья и дравидийская архитектура

Литература Виджаянагара была создана в Империи Виджаянагара во время золотой век литературы в Южной Индии в целом. Правители покровительствовали каннада, телугу, санскриту и тамильским ученым, которые писали в джайн, Вирашаива и вайшнавские традиции. За этот период были выпущены сотни работ по всем аспектам индийской культуры, религии, биографий, прабханд (рассказов), музыки, грамматики, поэтики и медицины. В этом разделе сделана попытка перечислить различных поэтов и святых и их самые известные произведения.

Содержание
  • 1 Каннада
    • 1.1 Джайнские поэты
    • 1.2 Шиваитские поэты
    • 1.3 Вайшнавские поэты
    • 1.4 Светская литература
  • 2 телугу
    • 2.1 Ранний Виджаянагар
    • 2.2 Поздний Виджаянагар
  • 3 Санскрит
    • 3.1 Литература Адвайты
    • 3.2 Литература Двайта
    • 3.3 Светская литература
    • 3.4 Биографии и история
    • 3.5 Другие известные произведения из Южной Индии
  • 4 Тамильский
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Каннада
столбы внутреннего двора Хампи

Каннада Литература приняла сильную индуистскую направленность под покровительством царей Виджаянагара. Некоторыми выдающимися именами были Кумара Вьяса, Нарахари, БхимаКави, Падманака, Малланарья, Сингираджа и Чамараса.

джайнские поэты

Среди джайнских поэтов, которым покровительствовал Мадхура. Авторы Харихара II и Дева Райя I написал Дхарманатхапурану, Вритта Виласа написал Дхармапарикше и Шастрсара, Бхаскара из Пенугонды написал Джинадхарачарите (1424), Боммараса из Терканамби написал и Коттесварача Тулувадеша написал о жизни Дживандхараджа в метре Шатпади (семь линий метра). Бахубали Пандит (1351 г.) из Шрингери написал Дхарманатхапурану. Джайнизм процветал в стране Тулува, и там Абхинава Вади Видьянанда написал Кавьясару, Сальва написал джайнскую версию Бхараты в метре Шатпади и Расаратнакара, Неманна написал Джнанабхаскарачарите, Ратнакараварни написал Бхаратеша Вайбхавака, Сатпараджитака написал Ратнакарандака в стиле Чампу (смешанная форма прозы), Вриттивиласа написал Дхармапарикше и Шастрасару, Кальянакирти написал Джнаначандрабхьюдая (1439 г.), а Виджаяна написал Двадасанупрекше (1448 г.), Мангараса III написал сочинения Джаянаранарипа и другие произведения.

Поэты Шайвы

Веерашайва литература пережила ренессанс в этот период. Сингираджа написал Сингираджапурана, а Малабасавараджа Чаритра, Малланарья из Губби, которому покровительствовал Кришнадеварая, написал Вирасаивамриту Пурану (1530), Бхавачинтаратну (1513) и Сатьендру Чолакатхе. Дева Райя II покровительствовал нескольким Вирашаивам, таким как Лаккана Дандеша, который написал Шивататва Чинтамани, Чамараса, который написал Прабхулингу Лиле, Джакканарья написал Нурондуштхалу. Гуру Басава написал семь работ, шесть из которых размером шатпади называются Саптакавья, включая Шивайоганга Бхушана и Авадхутагите. Шивагна Прасади Махадевайя и Халагеядева были известны своей Шунья Сампадане.

, Джакканна, были и другие известные Вачанакары (писатели поэзии Вачаны). написал Басавапурана (1369) и был автором Падмараджапураны. Тонтада Сиддесвара, гуру Вирупакша Райа II создал 700 Вачанас, названных Шатстхаладжнянамрита. Виракта Тонтадарья написал Сиддхешварапурану, Ниджагуна Шивайоги написал Анубхавасару, Шивайогапрадипику и Вивекачинтамани. Вирупараджа написал Сангатью (литературное сочинение для исполнения на музыкальном инструменте) о жизни царя Чераманки, Вирабхадраджа написал пять сатак, учение и мораль Вирашайвы, а также Вирабхадра-Виджая. Сарваджнамурти написал «Сарваджнападагалу», Чандра Кави написал «Вирупакшастхану», Боммараса написал «Саундара пурану», Каллараса написал «Джанавасья» (также называемая Маданакатилака), Нилахантачарья написал «Арадхьячаритру», Чатурмукха-Пуасидара-ан-Тхурмукха-Пурангаратара-преданные написал рассказ о том, как Чатурмукха Пуасидара-Антараса-Тхурмукха-Пуна-Садараса-ан-63, Чатурмукха-Пуна-Сидараса-ан-63 Господь Шива, Чераманка написал Чераманкавью, Ченнабасаванка написал Махадевияккана-пурану, Нанджунда из Киккери написал Бхайравешвара Кавья, Садашива Йоги написал Раманатха виласа, а Виаркта Тонтадарья написал Сиддешвара-Пурана-Пурана и другие сочинения..

Вайшнавские поэты

Среди вайшнавских ученых Кумара Вьяса, которому покровительствовал Дева Райя II, написал Гадугину Бхарату. Позже это было завершено Тимманной Кави как Кришна Райя Бхарата (покровительствуемый царем Кришнадеварая ), Нарахари написал «Тораве Рамаяна». Другими важными трудами были Бхагавата Чату Витталанатха, которому покровительствовали Кришнадеварая и Ачьюта Рай, Нала Чарите, Харибхактисара, Мохана Тарангини и Рамадханья Чаритре великих святых Канакадаса и Киэртханитхья, Даса Сахитхья тысячи Деваранама от Пурандарадаса Канакадаса, Шрипадарая, Вьясатиртхи и Вадираджатиртхи. Нанджунда написал Кумара Рама Чариту, Керея Падмараса написал Падмараджа Пурану. «Рамадханья-харитра» Канакадаса считается уникальным произведением о классовой борьбе. Линганна написал «Келадинрипавиджаям», а Кави Малла написал «Манматхавиджаю», Мадхава написал «Мадахааланкару» (перевод санскритского перевода Данди «Кайвадарша»), Ишвара Кави, также известный как Бана Кави, написал «Кавиджихва-Бандхана» (труд по просодии), написал «Садананду Бхаратагана» и «Садананду Бхаратагана» написал Шивагите, а Тимма написал Наварасаланкару, Рамендра написал Саундарья-Катхаратна (метрическая версия Баттисапутталикате в метре трипади). Кришнадевараяна Диначари - недавнее открытие. Период Виджаянагара продолжил древнюю традицию литературы каннада.

Светская литература

Король Дева Райя II был поэтом и написал на каннаде «Собагина Соне» сборник романтических историй в форме повествования автор жене. Манджараджа I, джайн, написал книгу по токсикологии под названием Кхагендраманидарпана, Абхинава Чандра написал о ветеринарии в Ашва-вайдье, Шридхарадева написал медицинский труд под названием Вайдьямрита, Депараджа Вирашьява написал сборник романсов под названием Sobagina-sone, Брахман II написал поэт Манджараджа -Нигханту (1398 г.) был метрическим лексиконом, дающим каннада значения санскритских слов, Лингамантри создал лексикон Каббигаракаипиди, Виаркта Тонтадарья написал лексикон Карнатакасабдаманджари, Девоттама джайн написал лексикон Нанартаратнакара.

телугу

Ранний Виджаянагар

Период Виджаянагара был золотым веком литературы на телугу. Шринатха, которого уважали как Кави Сарвабхума (царь поэтов)) на телугу и покровительствуемый многими королями, включая Кондавиду Редди Кингс, Веламас из Рачаконды и Дева Райя II из Виджаянагары, написал Марутратчаритру, Саливахана Саптасати, Пандитаарадхьячарита, Шиваратри Махатмья, Бахимакхандасха, Шиваратри Махатмья, Харимакхандасха, Шиваратри Махатмья, Харимакхандасха, Паланати Вирачаритра, Шрингарадипика и Кридабхирам по предметам истории и мифологии.

Баммера Потана перевел Бхагавата пурану на телугу и написал Бхогини Дхандака и Вирабхадра Виджая. Вемана писал сатаки, моральные и социальные стихи, которые превратились в разговорные фразы на телугу. Аннамачарья, которому также покровительствовал Салува Нарасингарая, написал сотни кританов в честь Господа Венкатешвары из Тирупати, которые стали популярными молитвенными песнями на телугу. Его жена и первый известный поэт на телугу, Таллапалка Тиммакка написал Субхадру Париная.

Маллайя и Сингайя вместе написали Варахапуранаму и Прабодхачандродая, а Вишванатха Наяни написал Раявачакаму. Начанна Сома находилась под покровительством Букка Рая I.. Вирабхадра Кави перевел Джаймини Бхарату и Шрингара Шакунталу. Према Раджу Джаккана написал Викрамаркачариту, хвалебную речь великому царю Удджайна, Дуггапалли Дуггая написал Начикетапакхьяну, Дургагупта написал Вишнупурану, а Гаурана написал Харишчандрапахьяну.

Поздний Виджаянагар

Во время правления Кришнадеварая культура и литература телугу процветали и достигли своего расцвета. Великий император сам был знаменитым поэтом, написавшим Амуктамаляда. При его дворе восемь поэтов на телугу считались восемью столпами литературного собрания. В старину считалось, что восемь слонов держат Землю в восьми разных направлениях. Титул Аштадиггаджас прославляет эту веру, поэтому двор также назывался Бхувана Виджаям (Завоевание мира). Период Империи известен как «Период Прабандхи» из-за качества литературы по прабандхе, выпущенной в это время.

Среди этих восьми поэтов Алласани Педдана считается величайшим и получил титул Андхра Кавита Питамаха (отец поэзии на телугу). Сварочиша Самбхава или Манучарита - его популярная прабандха, посвященная Кришнадеварае. Нанди Тиммана написал Париджатхапахаранам. Мадайягари Маллана написал Раджашекхара Чаритраму. Дхурджати написал Калахасти Махатьяму и Айялараджу Рамабхадруду написал Сакалакатха Санграха и Рамабхьюдаяму. Пингали Сурана написал Рагхава Пандавияму, Калапурнодаям, Прабхавате Прадьяман. Рагхавапандавеэяму - это двойное произведение с двойным смыслом, встроенное в текст, описывающее как Рамаяну, так и Махабхарату. Калапурнодаям (что означает «полный расцвет искусства») считается первым оригинальным поэтическим романом в литературе телугу. Баттумурти, псевдоним Рамараджабхушануду, писал Кавьяланкарасанграхаму, Васучаритру, Нарасабхупалиям и Харишчандраналопахьянам. Среди этих работ последняя - двойная работа, которая одновременно повествует историю царя Харишчандры, Налы и Дамаянти. Тенали Рамакришна первым написал «Удбхатарадхья Чаритраму», шиваитский труд. Однако позже он обратился в вайшнавизм и написал вайшнавские религиозные тексты Пандуранга Махатмьяму и Гхатикачала Махатмьяму. Тенали Рама остается одним из самых популярных народных деятелей Индии сегодня, находчивым придворным, готовым даже перехитрить всемогущего императора.

Другими известными поэтами были Санкусала Нрисимха Кави, который написал Кавикарна Расаяну, Чинталапуди Эллайя, который написал Радхамадхававиласу и Вишнумаявиласу, Молла, поэт написал версию Рамаяпахи, Камсаньяна Рудкьяна и Адданки Гангадхара написал «Басавапурана». Мануманчи Бхатта написал научную работу под названием Хаялакшана Шастра.

Санскрит

Санскритская литература находилась под покровительством царей Виджаянагара. Ранние цари династии Сангама покровительствовали святым Шрингери, в то время как цари Салува и Тулува покровительствовали Мадхва святым Удупи.

литературы Адвайты

Династия Сангама покровительствовала Адвайте святым из ордена Шрингери. Некоторыми важными работами этого периода были «Ведартха Пракаша» Саяны, «Яджнатантра Судханидхи», «Праяшитра Судханидхи», «Аланкара Судханидхи», «Яджнатантра Судханидхи», «Сарвадаршанасанграха», «Пурушартха Судханидхи» («Яджнатантра Судханидхи», многие меньшие трактаты под названием «Судханидхая»). ритуал) и Пурушартха (цели человеческих усилий). Мадхва Видьяранья, духовная сила, стоящая за основателем империи, написала Парашара - Мадхавия, Раджакатенирная, Виваранапремаясангарха и Дживанмуктививека, Бхаратхитиртха написал Панчадаши, Сангитасара. Анандапурна написал комментарии к Кхандана Кхандахадья, Брахмасиддхи, Виварана и Ньяячандрика.. Исавара Дикшита, которому покровительствовал Кришнхадеварая, написал два комментария к Рамаяне, Лагху и Брихад Виварана в Хемакуте.

Аппая Дикшита (1554–1626), религиозный поэт написал комментарии к различным философским школам, включая шиваитскую адвайту Шрикантхи. Ему покровительствовал король Веллора Чинна Бомман, подданный императора Алии Рамы Рая. Некоторые из его работ - Шива Карнамитра и Шиварка Манидепиака.

Валлабхачарья (1479–1531), великий поэт-философ и прославившийся Мадхурастакам, находился под покровительством Кришнадеварьи и написал много других работ, таких как Вьяса Сутра Бхашья, Джаймини Сутра Бхашья, Бхагавата Тика Субодхини, Пушти Правала Марьяда и Сиддханта Рахасья на санскрите. Он также останавливался в Каши и других местах Индии, поэтому неизвестно, все ли его работы были выполнены во время его пребывания в Виджаянагаре.

Литература Двайта

Многие из Мадхва харидов ордена Удупи не только занимали должности «раджгуру» царей Виджаянагара, они также писали несколько известных работ двайта веданта. Среди них были Джаятиртха, Шрипадарая, Вьясатиртха.

Вьясатиртха (1460–1539), святой, уважаемый мастер религиозного дискурса, последователь Таттвавады, философский Школа мысли (ученик Шримада Ананды Тиртхи) написала несколько работ, включая Ньяямриту, Таркатандаву и Татпарьячандрику, вместе известных как Вьяса-Трайя. Некоторые другие известные его работы - это комментарии Бхедодживаны и Мандараманджари. В Чандрагири ему покровительствовал Салува Нарасимха, а позже он стал «раджгуру» Кришнадеварая. Он также был Гуру Пурандарадаса и Канакадаса, двух выдающихся светил традиции Харидаса, бывший также основателем современной карнатической музыки.

Вадираджатиртха, который был раджгуру Салува Нарасимха Дева Райя написал Юктималлика (доктрина, предназначенная для критики работ Шанкарачахарьи). Другими выдающимися харидами были Джаятиртха, получивший титул Тикачарья (написал две полемики, а именно Ньяясудха, Вадавали), Рагхоттаматиртха и Виджайиндратиртха.

Светская литература

Видьяранья Шрингери написал Сангитасару, трактат о музыке. Каллинатха, которому покровительствовал Малликарджуна Рай, писал о музыке, а его внук Рама Аматия, которому покровительствовал Алия Рама Рая, также писал Сварамелакаланидхи о музыке.

Праудха Деварая написал Ратиратна Прадипика, книгу по эротике. Саяна написал Дхатувритти, книгу по грамматике санскрита. Саяна также написал Аюрведу Судханидхи по традиционной индийской медицине. Лакшмана Пандит написал еще одну книгу о медицине, Вайдьяраджа Валлабхам.

Анандапурана Видьясагара из Гокарны написал Вяхьяратнавали во время правления Харихара II. Педа комати Кондавиду написал два произведения по поэтике и музыке, названные Сахитячинтамани и Сангитачинтамани. Предшественник Комати Кумарагири из Кондавиду, чья жена Лакумадеви является танцовщицей, написал «Васантараджиям» труд о танце. Симхабхупала из Рачаконды написал Расарнавасудхакара трактат о расе и правилах драматургии. Его придворный поэт Вишвесвара написал «Чаматкарачандрика» труд о риторике. Вамана Бхатта написал Сабхда Ратнакара, словарь с фонетикой. Валлабхачарья написал трактат по математике «Лилавати Ганита».

Биографии и история

Семья поэтов Диндима с севера Аркота процветала от Харихары I до Ачута Деварая. Раджанатха Диндима II написал Салувабхьюдаям (стихи о войнах Салувы Нарасимхи), Раджанатха Диндима III написал Ачьютабхьюдайю (также называемую Ачьютараябхьюдая) о царе Ачьюте Райе. Гауда Диндима был известным поэтом того времени и потерпел поражение от Шринатха, знатока телугу и санскрита.

Деванна Бхатта написал Смрити Чандрика. Гангамба Деви, поэт и королева написала Мадхура Виджаям о победе ее мужа Кампараялу над султанатом Мадурай. Тирумаламба Деви, также поэт, написала Варадамбика Паринаям о браке Ачьютадеварая.

Другие известные труды из Южной Индии

Некоторые из самих королей - ученые. Кришнадеварая, покровительствовавший многим поэтам, сам опытный ученый написал Мадаласа Чариту, Сатьяваду Париная, Расаманджари и Джамбавати Кальяну. Царь Деварая I написал Маханатаку Судханидхи. царь Салува Нарасимха написал Рамабхьюдаям.

Вамана Бхатта Бана, которому покровительствовал король Редди Педда Комати Вема из Кондавиду, написал Вемабхупалачариту, Налабхьюдая, Рагхунатхачаритакавью, Парватипаранию и Канакалекха Кальяну. Сам Педда Комати является автором Амарусатаки и Саптасати сары (выбор из 100 стихов из антологии царя Халы по Пракриту). Катаявема писал комментарии к пьесам Калидаса.

Тамил

Кришнадеварая также покровительствовал тамильскому поэту Харихара, который написал Ирусамая вилаккам (экспозиция о шиваизме и вайшнавизме). Другими тамильскими поэтами эпохи Виджаянагара были Арунагиринатар, который, по мнению некоторых ученых, был потомком Диндима Кависа. Оттуккаду Венката Кави (1700-65) на самом деле приветствует его как Диндима Кави в своем сочинении, Бхаджанамрита парамананда в Наттаи. Арунагиринатхар написал Тируппугаж, содержащий более 1360 песен в разных размерах и несколько песен, прославляющих Господа Муругу, Сварупананда Дешика, который написал антологию по философии Адвайты в его Sivaprakasap Perundirattu и множество стихов, таких как Paduturai, Nanavinoda Kalambakam, Mohavadaipparani и Annavadaipparani. Его ученик Таттуварая, который написал небольшую антологию под названием Курундиратту, Пугалди, Джнанпракашар, Андари, Каччияппа Шивачарья, написал Кандапуранам и Иланджурияр, также пользовался покровительством.

Примечания
Ссылки
  • Dr. Сурьянат У. Камат, Краткая история Карнатаки с доисторических времен до наших дней, Книги Юпитера, MCC, Бангалор, 2001 (перепечатано в 2002 году) OCLC: 7796041
  • Проф К.А. Нилаканта Шастри, История Южной Индии, от доисторических времен до падения Виджаянагара, 1955, ОУП, Нью-Дели (перепечатано в 2002 г.) ISBN 0-19-560686-8
  • Хампи, Путеводитель, Департамент туризма Индии, издание Good Earth, Нью-Дели, 2003 ISBN 81-87780-17-7
  • R. Нарасимхачарья, История литературы каннада, 1988, Азиатские образовательные службы, Нью-Дели, Мадрас, 1988, ISBN 81-206-0303-6
  • Карла М. Синополи, Политическая Экономика ремесленного производства: Империя ремесел в Южной Индии c.1350-1650, 2003, Cambridge University Press, ISBN 0-521-82613-6
  • Arthikaje. «Литературная деятельность, искусство и архитектура». История карнатаки. OurKarnataka.Com. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 г. Получено 31 декабря 2006 г.
  • Исследование империи Виджаянагар Робертом Сьюэллом
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 13:18:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте