Ватикан и Восточная Европа (1846–1958) описывает отношения от понтификата Папы Пия IX (1846–1878) до понтификата Папы Пия XII (1939–1958). Он включает отношения церковного государства (1846–1870) и Ватикана (1870–1958) с Россией (1846–1918), Литва (1922–1958) и Польша (1918–1958).
Понтификат Пия IX начался в 1846 году. В 1847 году было заключено соглашение, великодушное соглашение, по которому Россия разрешила Папе исполнять vacant Епископальный Смотрит латинских обрядов как в России, так и в Польских и Литовских губерниях России. Новые свободы просуществовали недолго, поскольку они были подорваны завистью к конкурирующей православной церкви, политическими устремлениями Польши и тенденцией имперской России действовать самым жестким образом против любых разногласий. Пий IX сначала попытался расположиться посередине, решительно выступая против революционной и насильственной оппозиции русским властям и призывая их к большей церковной свободе. После провала польского восстания 1863 , он встал на сторону преследуемых поляков, громко протестуя против их преследований, разозлив царское правительство до такой степени, что все католические места были закрыты к 1870 году. катастрофа, которая продолжала преследовать дипломатию Ватикана на протяжении десятилетий.
Папа Лев XIII начал свой понтификат с дружеского письма царю Александру II в чем он напомнил русскому монарху из миллионов католиков, живущих в его империи, которые хотели бы быть хорошими русскими подданными, при условии уважения их достоинства.
В Пруссии польских католиков преследовали как поляков, а во время Kulturkampf, как католиков. Отто фон Бисмарк начал свою деятельность в 1871 году, намекая на связь между Польшей, католиками и Австрией.
До <50 лет>Папа Пий X (1903–1914), положение польских католиков в России не улучшилось.
К 1914 году Германии понадобились польские добровольцы для войны. У польских политиков были скромные просьбы об их поддержке: полное признание польского языка, религиозное образование на польском языке, возврат отчужденной собственности и отмена законов, дискриминирующих польское население. Они не были предоставлены.
После русской революции Ватикан столкнулся с новым До сих пор неизвестная ситуация, идеология и правительство, отвергающее не только католическую церковь, но и религию в целом. «Папа, царь, Меттерних, французские радикалы и немецкая полиция» были против этого согласно Манифесту коммунистов 1848 . Исторический институт Советской Академии наук писали, что «реакционная политика Ватикана» была порождением страха перед социализмом и ненависти к коммунизму.
Отношения с Россией резко изменились за Вторая причина: Прибалтика и Польша обрели независимость от России после Первой мировой войны, что сделало возможным относительно свободную церковную жизнь в этих бывших русских странах. Эстония была первой страной, которая начала искать связи с Ватиканом. 11 апреля 1919 года Государственный секретарь Пьетро Гаспарри сообщил эстонским властям, что Ватикан соглашался на дипломатические отношения. конкордат был в принципе согласован годом позже, в июне 1920 года. Из-за небольшого количества католиков в преимущественно протестантской Эстонии, горстка католических священников там продолжала управляться с Латвии до 1924 года. Развитие независимой католической иерархии в Эстонии началось в конце того же года с образованием Апостольской администрации Эстонии в Ноябрь.
Язепс Ранцанс стал первым представителем молодого латвийского правительства в Ватикане в октябре 1919 года. Германис Альбац заключил конкордат между Латвией и Святым Престолом в мае 1921 года.>конкордат 1922 года был подписан 30 мая 1922 года. Он гарантировал свободу католической церкви, учредил архиепископию, освободил духовенство от военной службы, разрешил создание семинарий и католических школ и описал права собственности и неприкосновенность церкви. Архиепископ поклялся в союзе с Латвией.
Отношения с католической Литвой были несколько более сложными из-за польской оккупации Вильнюса, город и резиденция архиепископа, на которую Литва претендовала так же, как и на свою собственность. Польские войска оккупировали Вильнюс и совершили там зверства в католической семинарии, что вызвало несколько протестов Литвы перед Святым Престолом. Отношения со Святым Престолом были определены во время понтификата Папы Пия XI (1922–1939).
Перед всеми другими главами государств Папа Бенедикт XV в октябре 1918 года поздравил польский народ с обретением независимости. В публичном письме архиепископу Каковскому из Варшавы он вспомнил их преданность и многочисленные усилия Святого Престола по оказанию им помощи. Он выразил надежду, что Польша снова займет свое место в семье народов и продолжит свою историю как образованная христианская нация. В марте 1919 года он назначил десять новых епископов, а вскоре после этого Ахилле Ратти, уже находившийся в Варшаве в качестве своего представителя, в качестве папского нунция.
Пий XI назначил Мишеля д'Эрбиньи в 1922 году в качестве своего главного агента в разработке политики в отношении Советского Союза. В Берлине нунций Эухенио Пачелли работал в основном над выяснением отношений между церковью и германским государством. После того, как Акилле Ратти был избран Папой, в отсутствие папского нунция в Москве Пачелли также работал над дипломатическими соглашениями между Ватиканом и Советским Союзом. Он вел переговоры о поставках продуктов питания в Россию, где преследовалась Церковь. Он встретился с советскими представителями, в том числе с министром иностранных дел Георгием Чичерином, которые отвергали любое религиозное образование, рукоположение священников и епископов, предлагая только соглашения без важных для Ватикана пунктов. «Чрезвычайно сложный разговор между двумя очень умными людьми, такими как Пачелли и Чичерин, которые, казалось, не испытывали неприязни друг к другу», - написал один из участников. Несмотря на пессимизм Ватикана и отсутствие видимого прогресса, Пачелли продолжал секретные переговоры до тех пор, пока Папа Пий XI не приказал прекратить их в 1927 году.
«Жестокие преследования, за исключением полного уничтожения духовенства»., монахи, монахини и другие люди, связанные с Церковью, «продолжались и в тридцатые годы. Помимо казни и ссылки многих священнослужителей, монахов и мирян, обычным явлением была конфискация церковного инвентаря «для жертв голода» и закрытие церквей. Однако согласно официальному отчету, основанному на переписи 1936 года, около 55% советских граждан открыто считали себя религиозными, другие, возможно, скрывали свою веру.
Во время понтификата Папы Пия XI (1922–1939) церковная жизнь в Польше процветала: некоторые антиклерикальные группы выступали против новой роли церкви. особенно в сфере образования. Но имели место многочисленные религиозные собрания и конгрессы, праздники и паломничества, многие из которых сопровождались письмами поддержки понтифика.
Литва был признан Ватиканом в ноябре 1922 года. Признание включало в себя условие Пьетро Гаспарри Литве «иметь дружеские отношения с Польшей». Дипломатическая тупиковая ситуация возникла, поскольку литовское правительство отказывалось принимать практически все епископские назначения Ватиканом. Отношения не улучшились, когда в апреле 1926 г. Папа Пий XI в одностороннем порядке учредил и реорганизовал Литовскую церковную провинцию без учета требований и предложений Литвы, причем настоящим яблоком раздора стал Вильнюс, оккупированный Польша. Осенью 1925 года Мечисловас Рейнис, католический профессор богословия, стал министром иностранных дел Литвы и попросил соглашения. Литовские вооруженные силы приняли более чем год спустя, и к концу 1926 года было согласовано предложение конкордата, составленного папским визитатором Юргисом Матулайтисом-Матулявичюсом. подписано в Риме 27 сентября 1927 года кардиналом Гаспарри и Августинасом Вольдемарасом. Его содержание во многом соответствует Польскому Конкордату 1925 года. Ратификациями обменялись в Ватикане 10 декабря 1927 года кардинал Гаспарри и Юргис Шаулис.