Томас Л. Томпсон (родился 7 января 1939 г. в Детройте, Мичиган ) - датский библеист и теолог американского происхождения. Он был профессором теологии в Копенгагенском университете с 1993 по 2009 год, и он живет в Дании.
Томпсон является частью минималистского движения, известного как Копенгагенская школа, группы ученых, которые считают, что Библия не может использоваться в качестве источника для определения история древнего Израиля, и сам «Израиль» является проблематичным понятием.
Томпсон был католиком и получил степень бакалавра искусств в Университете Дукесн, в Питтсбурге, Пенсильвания, США, в 1962 году. После года в Оксфорде он переехал в Тюбинген, где проучился 12 лет у Курта Галлинга и Герберта Хаага. Тем временем он был преподавателем богословия в Дейтонском университете (1964–65) и доцентом по изучению Ветхого Завета в Университете Детройта (1967–69). Затем он изучал католическое богословие в Тюбингенском университете ; его диссертация «Историчность патриархальных нарративов: поиски исторического Авраама» была завершена в 1971 году, но отклонена католическим факультетом (одним из его экзаменаторов был Джозеф Ратцингер, тогдашний профессор систематики в Тюбингене. Богословие, а затем Папа Бенедикт XVI). Затем Томпсон рассматривал возможность подачи диссертации на протестантский факультет, но в 1975 году покинул Тюбинген, не получив ученой степени. Отклоненная диссертация была опубликована в 1974 г. в De Gruyter Press. Эта работа вместе с «Авраамом в истории и традициях» Джона Ван Сетерса стала одной из первых работ библейского минимализма.
. Преподавая неполный рабочий день в Университете Северной Каролины, он был приглашен для завершения учебы в Университете Темпл в Филадельфии, Пенсильвания, получив докторскую степень. в изучении Ветхого Завета с отличием в 1976 году.
Споры вокруг его диссертации помешали ему получить должность в североамериканском университете. Он продолжал как частный ученый, работая учителем в средней школе, дворником и маляром, пока в 1984 году ему не было присвоено звание приглашенного профессора в École Biblique в Иерусалиме. оказался противоречивым среди израильтян, которые, по словам Томпсона, возражали против его более раннего исследования, ставящего под сомнение историчность рассказов о еврейском происхождении. Затем он работал над проектом по палестинским топонимам для ЮНЕСКО, критикуя израильские власти за деарабизацию палестинских топонимов. Обвинения в антисемитизме привели к закрытию проекта.
Томпсон был назван стипендиатом Национального фонда гуманитарных наук в 1988 году. Он преподавал в качестве приглашенного доцента в Университет Лоуренса (1988–89) и доцентом Университета Маркетт (1989–1993), но не получил должностей. В 1990 году он встретился на конференции с датским теологом Нильсом Петером Лемче, а в 1993 году поступил на факультет теологии Копенгагенского университета в качестве профессора экзегезы Ветхого Завета. Он вышел на пенсию и получил почетный статус в 2009 году.
Томпсон - главный редактор серии «Копенгагенский международный семинар», помощник редактора Скандинавского журнала Ветхого Завета, а также член редакционной коллегии. журналов Holy Land Studies и Dansk Teologisk Tidsskrift.
В центре внимания писателей Томпсона было взаимодействие между Библией (в частности, Ветхим Заветом) и археологией. Его книга Историчность патриархальных повествований (1974) была критикой господствовавшего в то время взгляда, согласно которому библейская археология продемонстрировала историчность таких фигур, как Авраам и другие библейские патриархи. В его книге «Ранняя история израильского народа из письменных и археологических источников» (1993) излагается его аргумент о том, что библейская история недостоверна, и делается вывод: «Лингвистическая и литературная реальность библейской традиции является фольклорной по своей сути. a Benei Israel... не является отражением ни одной социально-политической сущности исторического государства Израиль ассирийского периода... »В Библия в истории: как писатели создают прошлое (название в США: The Mythic Past: Biblical Archeology and the Myth of Israel), он утверждал, что Ветхий Завет полностью или почти полностью является продуктом периода между V и II веками до нашей эры.
Аргументы Томпсона подверглись критике со стороны многих. библейские ученые, видные среди них Уильям Дж. Девер в своей книге Что знали библейские писатели и когда они это знали?, которая была описана как «очень полемическая и отчасти яростные атаки не в последнюю очередь против профессора Томаса Л. Томпсона ". Сам Томпсон рецензировал книгу Дэвера и давал свои собственные ответы на критику Дэвера. Тот факт, что Томпсон, как объект многих критических замечаний, представленных в книге, хотел бы рецензировать ее, подвергся критике со стороны Х. Хагелиа.
Томпсон представил критику об историчности Нового Завета в своей книге 2005 г. Миф о Мессии: Ближневосточные корни Иисуса и Давида, Он утверждает, что библейские рассказы о царе Давиде и Иисусе из Назарета являются мифическими по своей природе и на основе месопотамской, египетской, вавилонской, греческой и римской литературы. Например, он утверждает, что воскресение Иисуса взято непосредственно из мифов о Дионисе, которого он описал как «умирающего и восходящего бога». Томпсон не сделал окончательного вывода об историчности или антиисторичности Иисуса. Он был участником недолговечного проекта Иисуса с 2008 по 2009 год.
Миф о Мессии подвергся критике со стороны исследователей Нового Завета, таких как Барт Эрман, который в 2012 опубликовал критику сторонников теории антиисторичности Иисуса, Существовал ли Иисус? «Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета», в котором он заявил, что «иного рода поддержка мифической позиции приходит в работах Томаса Л. Томпсона», и критиковал аргументы Томпсона и критиковал Томпсона как исследователя Ветхого Завета, из-за отсутствия достаточной базы в изучении Нового Завета, чтобы дать полезный анализ текста. В 2012 году Томпсон ответил онлайн-статьей «Разве это не сын плотника? Ответ Барту Эрману, в котором он отвергает характеристику своих взглядов Эрманом, заявляя, что Эрман «приписал моей книге аргументы и принципы, которые я никогда не представлял, и уж точно не то, что Иисуса никогда не существовало».
Томпсон и Томас Веренна совместно редактировали книгу 2012 года «Разве это не плотник ?: Вопрос об историчности фигуры Иисуса». Во введении была определена цель собранных эссе: «Мы не устанавливаем историчность исторического Иисуса и не имеем достаточных оснований для ее отклонения, наша цель - разъяснить, как мы используем критические исторические и экзегетические методы».