Тринадцать ассирийских отцов (грузинский : ათცამმეტი ასურელი მამანი, латинизированный : attsammet'i asureli mamani) были, согласно грузинской церковной традиции, группой монашеских миссионеров, прибывших из Месопотамии в Грузию в укрепить христианство в стране в 6 веке. Им приписывают грузинские церковные историки основание нескольких монастырей и скитов и начало аскетического движения в Грузии.
Жизни ассирийских отцов связаны в цикле средневековых грузинских агиографических текстов и не известны за пределами этих источников. Некоторые из этих витэ представляют собой формальности, составленные для синаксария 18-го века, но четыре из них существуют в первоначальной форме, а также в метафрастической версии. Датировка, а также авторство этих текстов спорны. Грузинские католикосы Арсен I (830-87) и Арсен II (955-80) были предложены в качестве авторов некоторых витэ. Другие тексты без указаний могли быть составлены раньше, в конце VII века.
Многие монастыри в современной Грузии названы в честь ассирийских отцов и, как говорят, были основаны и возглавлялись ими и их многочисленными учениками. В средние века эти религиозные основы сыграли важную роль в формировании грузинской христианской идентичности.
Традиции, письменные и устные, именуют 19 ассирийских монахов, действовавших в Грузии в VI веке, и число «13». кажется во многом символическим. Современные ученые расходятся во мнениях относительно того, были ли они ассирийцами, грузинами с ассирийским образованием, миссионерами или беженцами - монофизитами или диофизитами - из Сирии, от которой монофизитство отступило, когда Грузия еще была в то время главным образом монофизитами.
Местами в Иберии, где служили отцыглавой ассирийских отцов, были: