Теобальд из Этампа (латиница : Theobaldus Stampensis; французский : Тибо или Тибо д'Этамп; рожд. до 1080, умер после 1120) был средневековым школьным учителем и теологом, враждебным священническому безбрачию. Он первый ученый, читавший лекции в Оксфорде, и считается предшественником Оксфордского университета.
Биография Теобальда была реконструирована Бернаром Жинестом. Теобальд был каноником и сыном каноника из Этампа. В детстве он знал многих женатых священников вокруг Этампа, в то время, когда григорианская реформа стремилась навязать церковное безбрачие. Вероятно, он получил образование в школе Шартрского собора и стал мастером (на латыни схоластером ) школы прихода Сен-Мартен в Этампе и частным наставником молодого виконта. из Шартр, Хью III из Ле Пюизе. После того, как король Франции Филипп I присоединил Этамп к королевским владениям, он начал отдавать предпочтение монахам Мориньи над местными священниками. В 1113 году, после того, как Хью де Ле Пюизе был схвачен и заключен в тюрьму королевскими войсками, Теобальд покинул Этамп и отправился в герцогство Нормандия. Там он стал учителем в Кане и планировал покинуть Францию в Данию, но в конце концов он пересек Ла-Манш в Англию, где герцог Нормандский Генрих Боклерк был королем. В Оксфорде он читал публичные лекции перед аудиторией от 60 до 100 священнослужителей.
Сохранились шесть букв Теобальда Этампского.
Два написаны в Кан. Первое - это письмо, написанное некоему Филиппу, который совершил неопределенное сексуальное отклонение и, соответственно, подвергся преследованию; утешая его, Теобальд развивает идею, что недостатки такого рода не являются самыми серьезными и что гордыня - гораздо более опасный грех; он очень четко предполагает, что те, кто совершает исповедание целомудрия, часто впадают в педофилию. Второе письмо отправлено королеве Маргарите, которую до недавнего времени считали Святой Маргаритой Шотландской, умершей в 1093 году, но Жинест показал, что она Маргарет Фредкулла, королева Дания, все еще жив в 1116 году. Он поблагодарил королеву за щедрость аббатства Сент-Этьен из Кана и, кажется, делает подношения.
Четыре написаны из Оксфорд. Представляется невозможным привести их в хронологическом порядке. Один адресован Фаритию, аббату Абингдона, чтобы защитить себя от обвинения в ереси. Он защищает и показывает, что его учение является православным: мертвые дети, которые не были крещены, попадают в ад. Второе письмо отправлено епископу Линкольна, Англия ; он самый длинный и подтверждается авторитетом Священного Писания и Отцами Церкви, что даже величайшие грешники могут получить доступ к спасению, если он покается до своего последнего часа. Третий адрес адресован еретику Росцеллину из Компьень. Однако учение Роскеллина о Троице не интересует Теобальда. Он обвиняет его в критике сыновей священников и защищает их, указывая на то, что Иоанн Креститель был одним из них. Он также высказывает крайне редкое мнение по этому поводу: Дева Мария тоже была дочерью священника. Последнее из этих четырех писем Оксфорда касается монахов и лишает их права занимать место священнослужителей и собирать десятину и льготы, которые до этого были монополией клирики и каноны.
Это последнее довольно короткое письмо подвергло анонимному монаху бесконечный ответ, частично написанный в стихах, которые решительно поддерживают священнослужителей и каноны того времени, и похвалы в обмен на монахов, лишенных всех добродетелей.