Карьера Никодимуса Дизмы

редактировать
Польский бестселлер Тадеуша Доленги-Мостовича
Карьера Никодема Дизмы
Tadeusz Dolega-Mostowicz.jpg Тадеуш Долега-Мостович, автора Карьеры Никодема Дизмы
АвторТадеуш Доленга-Мостович
Оригинальное названиеКариера Никодема Дизмы
СтранаПольша
ЯзыкПольский
ЖанрРоман
ИздательTowarzystwo Wydawnicze Rój
Дата публикации1932

Карьера Никодима Dyzma (польское название: Kariera Nikodema Dyzmy) - польский политический бестселлер 1932 года Тадеуша Доленги-Мостовича. Это был его первый крупный литературный успех с немедленным материальным вознаграждением, побудившим Мостовича писать и издавать примерно две книги в год (всего он написал 17 романов). Книга, очень популярная уже в межвоенный период, была превращена в польский фильм 1956 года с Адольфом Дымша в главной роли, а затем в телевизионный мини-сериал 1980 года. в главной роли Роман Вильгельми и в комедийном фильме 2002 года с Сезари Пазура.

в главной роли
  • 1 Сюжет
  • 2 Предыстория
  • 3 Наследие
  • 4 Противоречие
  • 5 Перевод
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Дополнительная литература
Сюжет
Отель Europejski, Варшава, где начинается карьера главного героя

Никодимус Дизма - человек из небольшого городка, который приезжает в польскую столицу из восточных провинций (известный как «Креси ») в поисках работы. Прогуливаясь по улицам Варшавы, он находит потерянное приглашение на вечеринку. Надеясь на бесплатную еду, он решает воспользоваться ею, потому что у него есть смокинг. На приеме он дружит с депутатом парламента и покоряет сердца гостей своим отношением к делу. Его знакомят с богатым землевладельцем по имени Куницки, бывшим аферистом , которого так впечатлила Дизма, что он предлагает ему работу смотрителем его загородного имения.

В имении Дизма встречает жену Куницкого, Нину, которая быстро влюбляется в него, но вызывает отвращение дочери Куницкого, Касии, лесбиянки, у которой был роман. с Ниной. Вскоре Дызма берет под свой контроль все дела в имении и начинает подниматься по социальной и политической лестнице. Ему предлагают ряд престижных назначений; однако он вынужден скрывать свое прошлое от любопытных глаз противников и широкой публики. Его незнание того, чего от него ждут, воспринимается либо как его юмор или эксцентричность, либо его подчиненные как попытки проверить их. Повышение статуса Дизмы плохо сказывается на его нравственности, поскольку в конце концов он заказывает убийство своего бывшего босса из провинции, который мог бы раскрыть правду о происхождении Дизмы. В конце концов он женится на Нине и решает отказаться от награды, чтобы стать премьер-министром, опасаясь, что его претензии будут раскрыты.

Общие сведения

Доленга-Мостович был журналистом, критиковавшим Sanation и Юзефа Пилсудского. Он был похищен группой солдат в штатском, избит и брошен за пределами Варшавы. Он написал роман как критику политического класса, находившегося тогда у власти.

Наследие

Никодимус Дизма стал пословицей в Польше как архетип грубого оппортуниста, который делает свой стремительный путь благодаря случайным связям, безжалостности и уступчивости забывающего общества.

Дух времени и окружающее его общество заставляют его стать тем, кем он должен стать. Невежественный и податливый, Дизьма превращается в марионетку в руках элитного класса. Что бы ни случилось с ним во время его восхождения по социальной лестнице, выходит за рамки его умственной, финансовой и юридической компетенции.

Януш Корвин-Микке сравнил одноименного Никодема Дизму с бывшим президентом Польши Лехом Валенсой. По его мнению, между их персонажами было три основных различия: Дизма в конечном итоге отказался стать премьер-министром, а Валенса все же стал президентом; что, несмотря на то, что обстоятельства помогли ему, именно Дизма обманул других, в то время как Валенса все устроил для него службами безопасности, что является преувеличением по поводу утверждений о сотрудничестве Валенсы с SB ; в-третьих, что Дизма умел играть на балалайке, а Валенса - нет. Это было неправильно, потому что на самом деле Дызма играл на мандолине.

Название романа совпало с названием песни Яцека Качмарского, взятой из точки зрения будущего шурина Дизмы, Чоро Понимирски, который в конечном итоге раскрывает правду о Но в прошлое Дызмы не верят.

Противоречие

Американский роман Быть там (1970), написанный соотечественником польского происхождения Ежи Косиньским, имеет сильное сходство к подвигам Никодима Дизмы. В июне 1982 г. в статье Village Voice Джеффри Стоукса и Элиота Фремонт-Смита Косинский обвинялся в плагиате Доленги-Мостович, чей бестселлер был в значительной степени неизвестен англоязычным читателям. время публикации Косиньского в 1970 году.

В статье также утверждалось, что все романы Косинского, включая «Быть ​​там», были написаны призраком или, возможно, переведены с польского его «помощниками редактора», что указывает на поразительную стилистику различия между ними и возникновение дальнейших споров об авторстве литературных произведений Косиньского.

"Быть там" был снят Хэлом Эшби в 1979 году под тем же названием, в главной роли Питер Селлерс.

Перевод

Эва Малаховска-Пасек и Меган Томас перевели роман на английский язык в 2018 году, и англоязычное издание будет опубликовано в сентябре 2020 года в издательстве Northwestern University Press.

См. Также
  • icon Портал романов
Примечания
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-10 06:14:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте