Разведывательный танк-амфибия Т-38 | |
---|---|
Танк Т-38 | |
Тип | Амфибия легкий танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На вооружении | 1937–1943 гг. |
Войны | Вторая мировая |
История производства | |
Конструктор | и Н.Козырев, Завод №37, Москва |
Разработано | 1934–1936 |
Производитель | Завод №37 |
Произведено | 1937–1939 |
№ Построен | 1,3 40 |
Технические характеристики | |
Масса | 3,3 тонны |
Длина | 3,78 м |
Ширина | 3,33 м |
Высота | 1,63 м |
Экипаж | 2 |
Броня | 3–9 мм |
Основное. вооружение | 7,62-мм пулемет ДТ |
Двигатель | ГАЗ -АА 4-цилиндровый рядный бензиновый двигатель. 40 л.с. (30 кВт) |
Мощность / масса | 12 л.с. / тонна |
Подвеска | Подрессоренная тележка |
Эксплуатация. дальность | 170 км |
Максимальная скорость | 40 км / ч |
плавающий разведывательный танк Т-38 был советским десантный легкий танк, принимавший участие в Второй мировой войне. Разработанный как модернизированная версия более раннего легкого танка Т-37А, Т-38 оказался лишь умеренным усовершенствованием своего предшественника и в 1940 году был заменен на Т-40.
Первые испытания Т-37А выявили множество недостатков в его конструкции, в том числе ограниченную дальность полета, низкую плавучесть, а также ненадежную трансмиссию и ходовую часть, из-за которых гусеницы могли соскользнуть во время движения. Разработка усовершенствованного варианта танка, исправляющего эти недостатки, была начата в конце 1934 года на заводе № 37 в Москве под руководством главного конструктора Н. Астрова и главного инженера Н. Козырева. Модернизация оказалась настолько обширной, что проекту было присвоено независимое обозначение Т-38, а прототип был завершен к июню 1935 года.
Т-38 сохранил многие конструктивные особенности Т-37А, включая его переделанный двигатель ГАЗ-АА и ручная башня. Башню перенесли с правой стороны танка на левую, поменяв местами водителя и командира по сравнению с Т-37А. Т-38 также имел немного более широкий и более низкий профиль, чем его предшественник, что обеспечивало преимущество в плавучести, которое делало пробковые буи, используемые на Т-37А, ненужными. В то время как серийная модель Т-38 была вооружена только 7,62-мм пулеметом ДТ, первоначальный прототип также включал 20-мм пушку ШВАК, установленную на месте водителя. Это было удалено после того, как было установлено, что дополнительная пушка ограничивала способность водителя управлять танком.
Как и другие лёгкие танки того времени, Т-38 был разработан для разведки и поддержки пехоты. Как танк-разведчик Т-38 имел преимущества очень низкого силуэта и хорошей дальнобойности за счет способности плавать. Т-38 также должен был быть переносным по воздуху; Во время маневров Киев в 1936 году танки перевозили бомбардировщики Туполев ТБ-3, установленные под фюзеляжем. Каждому пехотному батальону было выдано по 38 Т-38, по 50 на каждый бронетанковый дивизион. Однако из-за тонкой брони и одноместного пулеметного вооружения этот танк имел ограниченное применение в бою, а отсутствие радиостанции в большинстве Т-38 было серьезным ограничением для разведывательной машины. Т-38 также боролся с перевозкой лишних грузов по воде. Танк был неспособен выдержать вес двух пехотинцев на плаву, а перегрузка в 120-150 кг приводила к затоплению люка командира и потоплению машины. Эти недостатки должны были быть исправлены преемником Т-38, Т-40, но лишь небольшое количество было построено до начала Второй мировой войны, в результате чего Т-37А и Т-38 составляли основную часть Красной Армии. плавающие танки.
Всего с 1936 по 1937 год было построено 1228 танков Т-38, еще 112 - в 1939 году после двухлетнего перерыва в производстве.
Танк служил в Красной Армии в Зимней войне с Финляндией в 1940 г., но не увенчался успехом из-за легкого вооружения и тонкой брони, которая легко пробивалась огнем винтовок и ручных пулеметов. В ограниченном пространстве Финляндии танк был смертельной ловушкой; он также не преуспел на ранних этапах Второй мировой войны, и большое количество солдат было захвачено немцами во время операции «Барбаросса». После 1941 года Т-38 редко виделся в прямом бою и в основном использовался для других ролей, таких как артиллерийский тягач, хотя сообщалось, что он использовался на переходе Днепр в 1943 году. Во время Второй мировой войны основной амфибийной разведывательной машиной Красной Армии был джип-амфибия Ford GPA, открытая небронированная машина, предоставленная по ленд-лизу.
Немецкая армия обычно не использовала трофейные Т-38 в качестве артиллерийских танков (в отличие от трофейных Т-26, Т-34 или других более ценных машин).
Румынские войска захватили три Т-38 по состоянию на 1 ноября 1942 года и еще четыре в марте 1944 года.
Викискладе есть материалы, связанные с Т-38. |