Туполев ТБ-3

редактировать

ТБ-3 (АНТ-6)
Туполев ТБ-3.jpg
Роль Тяжелый бомбардировщик
Производитель Воронежское авиационное производственное объединение
Дизайнер Андрей Туполев
Первый полет 22 декабря 1930 г.
Вступление 1932 г.
На пенсии 1945 Советские ВВС
Основные пользователи Советские ВВС (ВВС) Аэрофлот
Произведено 1932–1934, 1935–1937
Количество построенных 818
Разработано из Туполев ТБ-1
Разработана в Туполев АНТ-16

Туполева ТБ-3 ( русский : Тяжёлый Бомбардировщик, Tyazhyolyy Bombardirovshchik, тяжелый бомбардировщик, гражданское обозначение АНТ-6) был моноплан тяжелый бомбардировщик развернут в ВВС СССР в 1930 - х годах и использовали в первые годы Второй мировой войны. Это был первый в мире тяжелый бомбардировщик с свободнонесущим крылом и четырьмя двигателями. Несмотря на устаревание и официально снятый с вооружения в 1939 году, ТБ-3 выполнял обязанности бомбардировщика и транспорта на протяжении большей части Второй мировой войны. ТБ-3 также участвовал в боях как базовый истребитель проекта Zveno и как транспортный легкий танк.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Развитие
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 варианта
  • 5 операторов
  • 6 Несчастные случаи и происшествия
  • 7 Технические характеристики (ТБ-3 4М-17Ф, модель 1934 г.)
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Библиография
Разработка

В 1925 году Советские ВВС обратились к ЦАГИ с требованием о тяжелом бомбардировщике с общей мощностью двигателя 1500 кВт (2000 л.с.) и колесным или плавающим шасси. ОКБ Туполева начало проектные работы в 1926 году, а в 1929 году были утверждены правительственные эксплуатационные требования. За основу был взят Туполев ТБ-1, и самолет изначально был оснащен двигателями Curtiss V-1570 "Conqueror" мощностью 440 кВт (590 л.с.). с намерением перейти на производство Mikulin M-17 (модифицированные BMW VI ). Макет был утвержден 21 марта 1930 года, а первый прототип был завершен 31 октября 1930 года самолет вылетел 22 декабря 1930 с Михаилом Громовым в контроле и с лыжным шасси. Несмотря на то, что самолет чуть не разбился из-за вибрации, приводящей к закрытию дросселей, испытательный полет прошел успешно. 20 февраля 1931 года ВВС СССР одобрили серийное производство АНТ-6 с двигателями М-17.

Опытный образец был переоборудован двигателями BMW VIz 500 мощностью 540 кВт (720 л.с.), увеличенными радиаторами и деревянными винтами фиксированного шага конструкции ЦАГИ. Одноколесное шасси было сочтено слишком слабым и было заменено тандемными тележками с шинами 1350 мм × 300 мм (53 дюйма × 12 дюймов). Первый опытный ТБ-3 4М-17 поднялся в воздух 4 января 1932 года под управлением Андрея Юмашева  [ ru ] и И.Ф. Петрова. Неожиданно выяснилось, что последующие серийные самолеты были на 10–12% тяжелее прототипа, что значительно ухудшало характеристики. Несоответствие было обнаружено из-за высоких допусков на сырье, в результате чего стальной лист, трубы и проволока были намного толще, чем на тщательно сконструированных прототипах. Самолеты также были более грубо окрашены толстым слоем камуфляжа и лака. Фабрики попросили рабочих дать предложения по снижению веса, заплатив 100 рублей за каждый 1 кг (2,2 фунта) снятого с самолета. В сочетании с усилиями ОКБ это привело к снижению веса почти на 1000 кг (2200 фунтов). Несмотря на это, серийные самолеты могли отличаться друг от друга на несколько сотен килограммов.

В 1933 году единый ТБ-3 4М-17Ф был модернизирован с удалением башен и кандалов бомб, закрытием всех проемов и установкой лонжеронов для колес. Это привело к увеличению максимальной скорости всего на 4,5% и аналогичному увеличению дальности полета. Туполев пришел к выводу, что обтекаемость минимально выгодна для больших и медленных самолетов. Для изучения эффекта гофрирования обшивки в январе – феврале 1935 г. на одном единственном ТБ-34 AM-34R гофры постепенно покрывали тканью. Это привело к увеличению максимальной скорости на 5,5% и потолка на 27,5%. Тот же самолет продемонстрировал значительное увеличение скороподъемности при оснащении экспериментальными четырехлопастными винтами.

Рекордные полеты
  • ТБ-3 4М-34Р установил рекорд продолжительности полета 18 часов 30 минут.
  • ТБ-3 4 АМ-34ФРН с Андреем Юмашевым за штурвалом установил ряд рекордов грузоподъемности:
    • 11 сентября 1936 г. - с 5000 кг (11000 фунтов) до 8116 м (26627 футов), 28 октября улучшился до 8980 м (29460 футов).
    • 16 сентября 1936 г. - от 10 000 кг (22 000 фунтов) до 6 605 м (21 670 футов)
    • 20 сентября 1936 года - от 12000 кг (26000 фунтов) до 2700 м (8900 футов)
Дизайн
ТБ-3 после аварийной посадки во время Зимней войны в марте 1940 г.

ТБ-3 был цельнометаллическим самолетом стальной конструкции, поскольку один из проектов конструкторского бюро Андрея Туполева был основан на методиках и технологиях проектирования цельнометаллических самолетов 1918 года, пионером которых был Хьюго Юнкерс. Рама состояла из балок с V-образным сечением, покрытых гофрированной ненапряженной обшивкой, толщиной от 0,3 мм (0,012 дюйма) до 0,8 мм (0,031 дюйма). Гофры были 13 мм (0,51 дюйма) глубиной и 50 мм (1,97 дюйма) друг от друга. Консольные крыла поддержали четыре трубки сечения лонжеронов. В 1934 году, благодаря разработке более прочных стальных сплавов, размах крыла был увеличен с 39,5 до 41,85 м (129,6 до 137,3 футов) с одновременным увеличением площади крыла с 230 до 234,5 м 2 (2476 до 2524 квадратных футов). По любой части самолета можно было ходить в мягкой обуви, не повреждая кожу, а передние кромки крыльев опускались вниз, образуя проходы для обслуживания двигателей. Органы управления приводились в действие тросом с хвостовым оперением с регулируемым углом наклона и системой компенсации дифферента на случай отказа двигателя с одной стороны. Несъемная основная стойка шасси не оснащалась тормозами. В топливных баках не было пожара или утечки защиты, хотя двигатели имели внутреннюю систему пожаротушения. Двигатели M-17 были настроены так, чтобы обеспечить максимальную теоретическую дальность полета 3250 км (1750 нм; 2020 миль) без загрязнения свечей зажигания или карбюратора. Оборонительное вооружение состояло из ручных пулеметов в пяти башнях - одна в носовой части, две сверху в средней части фюзеляжа и по одному выдвижному «мусорному ящику» под каждым крылом между гондолами двигателей. Позже варианты перемещенные один из верхнего фюзеляжа башенки кормовых хвостового плавника.

История эксплуатации
Десантники садятся на транспорт ТБ-3 ТБ-3, несущий Т-27 танкетка Туполев АНТ-6А советской организации Главсевморпуть (ГУСМП)

ТБ-3 использовался в боевых действиях во время битвы на Халхин-Голе против Японии и в Зимней войне с Финляндией. Хотя официально он был снят с вооружения в 1939 году, к началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в советских ВВС имелось 516 боевых ТБ-3, еще 25 эксплуатировались ВМФ СССР. Размещенные далеко от западной границы СССР, ТБ-3 избежали катастрофических потерь во время первых ударов немецкой авиации, после чего 23 июня ТБ-3 из 3-го ТБАП (тяжелого бомбардировочного полка) начали выполнять ночные бомбардировки. Нехватка боеготовых самолетов также требовала использования ТБ-3 в дневное время без истребительного сопровождения, и в этой роли бомбардировщики, действуя на малых и средних высотах, несли большие потери истребителям противника и огнем с земли. К августу 1941 года ТБ-3 составляли 25% советских бомбардировщиков и, управляемые элитными экипажами ВВС, совершали до трех боевых вылетов за ночь. Самолет участвовал во всех крупных сражениях до 1943 года, включая первую Смоленскую битву, битву под Москвой, Сталинградскую битву, блокаду Ленинграда и Курскую битву. На 1 июля 1945 года в составе 18-й воздушной армии еще оставалось десять ТБ-3.

ТБ-3 широко использовался как грузовой и десантный транспорт, на борту которого находилось до 35 солдат. За первые пять месяцев войны самолет перевез 2 797 т (6 166 000 фунтов) грузов и 2300 человек личного состава.

ТБ-3 также использовался в нескольких специальных проектах в качестве базового истребителя в проекте Звено и для доставки легких танков Т-27, Т-37 и Т-38. 1 августа 1941 года, пара ТБ-3 в Звено-SPB конфигурации, каждый из которых имеет два И-16 истребителей, несущих пару 250 кг (550 фунтов) бомб, уничтожил нефти депо без каких - либо потерь в порту Констанцы, Румыния. 11 и 13 августа 1941 года Звено-СПБ успешно повредило мост Короля Карола I через Дунай в Румынии. Операции «Звено» закончились осенью 1942 года из-за уязвимости баз.

В знак признания той роли, которую ТБ-3 сыграл во время войны, 18 июня 1945 года три самолета были включены в первый послевоенный воздушный парад.

Варианты
ТБ-3 4 АМ-34ФРН в компоновке Звено-СПБ с истребителями Поликарпов И-16, вооруженными бомбами ФАБ-250 Парашютисты прыгают с Туполева ТБ-3

Источник: Шавров

ТБ-3 4М-17Ф
Первый серийный вариант составлял около половины всех построенных ТБ-3.
ТБ-3 4М-34
Двигатели Микулин АМ-34 с переработанными радиаторами, добавленными маслоохладителями, построено несколько десятков.
ТБ-3 4М-34Р
Двигатели Микулин АМ-34Р с редукторами, обеспечивающими значительно улучшенные характеристики, дополнительной башней за хвостовым стабилизатором, хвостовыми колесами с гидравлическими тормозами, аэродинамическими доработками стыка крыла с фюзеляжем и радиаторами, выдвижными ветрогенераторами.
ТБ-3 4 АМ-34РД
Серия дальнемагистральных демонстрационных самолетов с обтекаемыми фюзеляжами и колесными тормозами. Некоторые самолеты имели одиночные основные шестерни диаметром 2 м (6 футов 7 дюймов) и трехлопастные металлические винты. В 1933–1934 годах совершал полеты в Варшаву, Париж и Рим.
ТБ-3 4 АМ-34РН
Высотная версия с двигателями АМ-34РН, четырехлопастными винтами на внутренних двигателях и двумя лопастями на подвесных, одинарными главными колесами 2 м (6 футов 7 дюймов), башнями модернизированными до пулеметов ШКАС, максимальная скорость 288 км / ч ( 179 миль / ч) на высоте 4200 м (13 800 футов), практический потолок 7 740 м (25 390 футов). Испытан в августе – октябре 1935 г., но в производство не пошел, так как базовая конструкция ТБ-3 устарела.
ТБ-3 4 АМ-34ФРН / ФРНВ
Двигатели AM-34FRN / FRNV с увеличенной выходной мощностью и четырьмя лопастными винтами, улучшенной аэродинамикой, включая обтекаемые башни, основные колеса длиной 2 м (6 футов 7 дюймов) с тормозами, максимальная скорость более 300 км / ч (190 миль / ч).
ТБ-3D
Предлагаемый вариант с дизельными двигателями Чаромского АН-1 мощностью 550 кВт (740 л.с.) и расчетной дальностью полета 4280 км (2660 миль) в производство не поступал, так как по другим характеристикам уступал ТБ-3 4 АМ-34РН.
G-2
Списанные ТБ-3 с двигателями М-17 и М-34 переоборудованы для грузовых перевозок Аэрофлота
АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика»
ТБ-3, модифицированный для экспедиции 1937 года на Северный полюс, с закрытой кабиной, одинарными главными колесами длиной 2 м (6 футов 7 дюймов) и трехлопастными металлическими винтами.
Операторы
  Китай
  Советский союз
Несчастные случаи и происшествия
17 марта 1938 г.
Самолет «Полярная авиация» G-2 (CCCP-N210) разбился при посадке в Бухте Теплице; наземный туман вынудил экипаж выполнить уход на второй круг. В результате плохого CRM самолет снова вошел в туман. Снижение продолжалось до тех пор, пока левая посадочная лыжа не ударилась о снег, оторвав шасси и вызвав крушение самолета; все семь находившихся на борту самолета остались живы, но самолет был списан.
14 марта 1941 г.
Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L1496) остановился и разбился возле Беговата, Узбекистан, после того, как пилот попытался набрать высоту после потери высоты из-за сильной турбулентности, в результате чего погибли шесть членов экипажа. Самолет выполнял грузовое сообщение Ташкент – Фергана.
27 августа 1941 г.
Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L1996) врезался в холм недалеко от Кизил-Арвата в Туркменистане при попытке совершить вынужденную посадку после того, как экипаж не смог определить пункт назначения, в результате чего шесть из девяти находившихся на борту самолета погибли. Самолет выполнял грузовое сообщение Ташкент – Ашхабад.
26 декабря 1941 г.
Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L3043) разбился возле Дмитриевки (ныне Байсерке) в Казахстане после того, как самолет потерял высоту при развороте, в результате чего погибли 26 из 34 находившихся на борту самолета. Самолет выполнял пассажирский рейс Алма-Ата (ныне Алматы) - Караганда - Казань с участием высокопоставленных казахстанских партийных и государственных чиновников. Эта авария является самой смертоносной с участием G-2.
29 декабря 1941 г.
Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L2010) разбился в реке Амударья возле аэропорта Чарджоу после того, как самолет быстро потерял высоту из-за пространственной дезориентации пилота, в результате чего погибли семь из 36 находившихся на борту. Самолет выполнял пассажирское сообщение Чарджоу – Ургенч.
Технические характеристики (ТБ-3 4М-17Ф, 1934 г.в.)
Туполев ТБ-3

Данные Шаврова

Общие характеристики

  • Экипаж: 8-10 человек
  • Длина: 24,4 м (80 футов 1 дюйм)
  • Размах крыла: 41,8 м (137 футов 2 дюйма)
  • Высота: 8,5 м (27 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 234,5 м 2 (2524 кв. Фута)
  • Профиль : Туполев А0 (20%); подсказка: Туполев А0 (10%)
  • Пустой вес: 11 200 кг (24 692 фунта)
  • Полная масса: 17200 кг (37920 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 19 300 кг (42 549 фунтов)
  • Силовая установка: 4 × Mikulin M-17F V-12 поршневых двигателя жидкостного охлаждения 705 л.с. (526 кВт)
  • Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.

Представление

  • Максимальная скорость: 212 км / ч (132 миль / ч, 114 узлов)
  • Дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль)
  • Практический потолок: 4800 м (15700 футов)
  • Скорость подъема: 1,25 м / с (246 фут / мин)
  • Время набора высоты: 1000 м (3281 фут) за 4 минуты
3000 м (9843 фута) за 22 минуты
  • Нагрузка на крыло: 73 кг / м 2 (15 фунтов / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,15 кВт / кг (0,091 л.с. / фунт)
  • Разбег: 300 м (984 фута)
  • Посадочный пробег: 330 м (1083 футов)

Вооружение

  • Орудия: 6–8 пулеметов 7,62 × 54ммR DA, 100 магазинов на 63 патрона.
  • Бомбы: до 5000 кг (11000 фунтов) бомб со стандартной загрузкой.
Смотрите также

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Рекомендации

Заметки

Библиография

  • Даффи, Пол и Андрей Кандаловы. Туполев: Человек и его самолет. Шрусбери, Великобритания: Эйрлайф Паблишинг, 1996. ISBN   1-85310-728-X.
  • Гордон, Ефим и Владимир Ригмант. ОКБ Туполева: История КБ и его самолетов. Хинкли, Лестершир, Великобритания: Издательство округов Мидленд, 2005. ISBN   1-85780-214-4.
  • Ганстон, Билл. Энциклопедия русской авиации за 1875 - 1995 гг. Лондон: Osprey Aerospace, 1995. ISBN   1-85532-405-9.
  • Куликов Виктор и Михаил Константинович Масслов. Les Bombardiers Quadrimoteurs Sovjetiques Tupolev TB3 и Petkyakov PE8 (на французском языке). Outreau, Франция: Lela Presse, 2001. ISBN   2-914017-05-7.
  • Лесниченко, Владимир (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Боевые составы: использование советскими« кораблями-носителями »для перевозки истребителей, 1939–1941 гг.». Энтузиаст воздуха (84): 4–21. ISSN   0143-5450.
  • Шавров В.Б. История конструктских самолетов в СССР до 1938 г. (3 изд.). Машиностроение, 1985. ISBN   5-217-03112-3.
  • Ванагс-Багинский, Алексей. «Хроника Ремаркаблса АНТ-6... Прародитель блэкджек» Air Enthusiast номер 35, январь-апрель 1988. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press ISSN   0143-5450. С. 1–18.
Последняя правка сделана 2023-03-29 09:15:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте