Стокгольм Codex Aureus ( Стокгольм, Национальная библиотека Швеции, MS A. 135, также известный как Кодекс Aureus Кентерберийского и Кодекс Aureus Holmiensis ) является книгой Евангелия написано в середине восьмого века в Southumbria, вероятно, в Кентербери, чьи украшения сочетает в себе островные и итальянские элементы. Саутумбрия произвела ряд важных иллюстрированных манускриптов в течение восьмого и начала девятого веков, в том числе Веспасианскую Псалтирь, Стокгольмский кодекс Aureus, три мерсийских молитвенника (Королевскую молитвенницу, Книгу Нуннаминстера и Книгу Серна ), Тиберий Бед и Королевская Библия Британской библиотеки.
В рукописи есть 193 сохранившихся листа размером 395 на 314 мм (15,6 на 12,4 дюйма). Он содержит текст четырех Евангелий на латыни, написанный унциальным шрифтом на листах пергамента, которые попеременно окрашены в пурпурный и неокрашенные. Окрашенные в пурпур листья написаны золотым, серебряным и белым пигментом, неокрашенные - черными чернилами и красным пигментом. На некоторых фолио чернила разных цветов расположены так, что образуют геометрические узоры. В Римской и Византийской империях пурпурный пергамент был зарезервирован для имперских рукописей, а на Западе зарезервирован для самых грандиозных заказов, и часто его можно было увидеть только на нескольких страницах.
Программа иллюстраций включает два сохранившихся портрета евангелистов, шесть канонических таблиц и семь крупных украшенных инициалов. Рукопись является старейшим сохранившимся образцом инициалов, украшенных сусальным золотом. Стиль представляет собой смесь островного искусства, как в первоначальном изображении Чи-Ро, и средиземноморских традиций, возможно, включая некоторые из искусства ранних Каролингов. В открытии, показанном в начале Евангелия от Матфея, портрет евангелиста слева представляет собой последовательную адаптацию итальянского стиля, вероятно, близко следуя какой-то утерянной модели, хотя и добавляя чересстрочную развертку к раме стула, в то время как текстовая страница справа в основном написана на островном стиль, особенно в первой строке, с его энергичными кельтскими спиралями и переплетением. Следующие строки возвращаются к более тихому стилю, более типичному для франкских рукописей того периода. Тем не менее, почти наверняка один и тот же художник создал обе страницы и очень уверен в обоих стилях. Другой сохранившийся портрет Иоанна евангелиста включает в себя медальоны с кельтским спиральным орнаментом, которые, вероятно, вытянуты из эмалированных щитков подвесных чаш. Это одна из так называемой «группы Тиберия» рукописей, которые склоняются к итальянскому стилю и, кажется, связаны с Кентом или, возможно, королевством Мерсия в период расцвета Мерсийского превосходства. В обычной хронологии это последняя английская рукопись, в которой обнаружены «развитые спиральные паттерны трубы».
Надпись просит помолиться за четырех человек, одного из которых - ювелира (Вульфхельма). Остальные - Кеолхард, Никлас и Элххун, которые предположительно были монахами, ответственными за создание рукописи и сложной металлической обложки, которой она, несомненно, изначально обладала. В конце девятого века он был разграблен в Викинга армии и элдормен Aelfred (Alfred), элдормен из Суррей, пришлось заплатить выкуп, чтобы получить его обратно. Выше и ниже латинского текста Евангелия от Матфея добавлена надпись на древнеанглийском языке, в которой записано, как рукопись была выкуплена у армии викингов, которая украла ее во время одного из своих набегов в Кент Альфредом и передала Крайстчерч. Кентербери. Он гласит:
В шестнадцатом и семнадцатом веках он находился в Испании, а в 1690 году был куплен для шведской королевской коллекции. Сейчас он хранится в Национальной библиотеке Швеции.
Вся рукопись оцифрована в Мировой цифровой библиотеке