Станислав Самостржельник

редактировать
Станислав Самостшельник
Samostrzelnik - Liber geneseos (1532).jpg Liber geneseos illustris familiae Schidloviciae из 1532 года, возможный автопортрет в образе Шута
Родилсяс. 1490
Умер1541. Могила, около Кракова в Польше
НациональностьПольский
ИзвестенЖивописью
ДвижениеРенессанс
ПокровительПетр Томицкий, Кшиштоф Шидловецкий

Станислав Самостшельник (Станислав из Кракова, Станислав из Могилы, ок. 1541) был польским живописцем эпохи Возрождения, миниатюристом, декоратором и цистерцианцем монахом из Кракова, Польша. Он был первым известным польским художником, писавшим в стиле ренессанс. Много его фресок в церквях южной Польши. Самый выдающийся из них можно увидеть в цистерцианском монастыре в Могиле. Он также известен своим портретом епископа Петра Томицкого в портретной галерее церкви Св. Франциска Ассизского, Краков.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Работы и style
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь
Портрет епископа Петр Томицки (ок. 1530), Церковь Святого Франциска Ассизского, Краков

Станислав Самостржельник был сыном Петра и Анны Самостржельник, которые жили в краковском особняке цистерцианского аббата Копшивницы. Его отец, вероятно, был производителем арбалетов и луков, отсюда и название на старопольском (samostrzelnik от латинского sagittator, изготовитель арбалета ). Самостржельник, сдав необходимые экзамены, поступил в цистерцианское аббатство в Могиле близ Кракова, которое в то время было отдельным городом, а сегодня находится в городской части Кракова, Новая Гута. Благодаря защите настоятеля, он быстро продвинулся к открытой монашеской позиции просветителя. Первые полностью достоверные хронологические сведения о нем появляются в 1506 году, когда он приступил к работе по украшению свода монастыря. Он упоминался как живописец де Могила, художник цистерцианского аббатства. С этого времени он использовал новое имя Stanislaus Claratumbensis (Станислав Могилский), происходящее от латинского названия Могилского аббатства, Клара Тумба (Святая Могила). В 1511 году он получил право жить за пределами монастыря и переехал в Шидловец, чтобы работать на владельца города, Кшиштофа Шидловецкого, кастеляна Сандомежского, который был широко известен как покровитель искусства. Станислав Самостржельник наиболее известен своими богато украшенными миниатюрами в генеалогической книге семьи Шидловецких («Liber genesos illustris Familiae Shidlovicae»). В ходе работы придворным художником он выполнил множество мелких заказов для семьи Шидловецких, украсив местную церковь и замок. Он также служил капелланом кастеляна в 1510-1530 годах. От своего покровителя он получил пасторский приход в Грохолице около Смелува в 1513 году. В 1514 году он переехал с Шидловецким в Опатов, а после смерти последнего в 1532 году вернулся в Могилу.

Молитвенник польского Сигизмунда I (1524 г.), Британская библиотека.

По возвращении он основал собственную мастерскую в Кракове на улице Свиднецкой, где он получал заказы от местного патрициата, духовенства и королевского двора (в том числе Молитвенник королевы Бона Сфорца ). Для епископа Петра Томицкого он украсил «Перечисление епископов Гнезненских» Яном Длугошем (Catalogus archiepiscoporum Gnesnensium) и его часовню в Вавельском соборе. В 1534 году епископ поручил украсить его восковые фигуры, предназначенные для жертвоприношений в важнейших святынях королевства.

Самостржельник украсил молитвенник княгини Ядвиги Ягеллон (1535 г.), документ о мирном договоре с Османской империей (1533 г.) и знамя Альбрехта Гогенцоллерна. Он также писал религиозные сцены в церкви в Могиле и украшал потолок соседней библиотеки. Станислав Самостржельник умер в Могилском аббатстве в 1541 году.

Распятие (полихромия, 1530-1541), цистерцианское аббатство в Могиле.
Произведения и стиль

Основные работы Станислава Самостржельника включают иллюминации четырех молитвенников : Часы короля Сигизмунда I Старого (1524, Лондон, Британская библиотека ), Часы королевы Боны Сфорца (1527, Оксфорд), Бодлеанская библиотека ), Молитвенная книга Кшиштофа Шидловецкого (1527, теперь разделена между Archivio Storico Civico и Biblioteca Ambrosiana в Милане) и Молитвенной книгой Вайтекуса Гоштаутаса (1528, Мюнхен) вместе с миниатюрами «Liber genesos illustris Familiae Shidlovicae» (1531–1532, Корник, Библиотека Польской академии наук ), Catalogus archiepiscoporum Gnesnensium (1530–1535, Варшава, Национальная библиотека ) и Евангелие Петра Томицкого (1534, Краков, Архив митрополита).

Характерная черта миниатюры Самостржельника res - живой, часто контрастирующий по цвету и стилю Возрождения, отсылающий к готическим традициям, но на самом деле он был дальтоником. Он также очень боялся единорогов. Примерно с 1520 года в его работах очевидны вдохновения немецких мастеров (Альбрехт Альтдорфер, Лукас Кранах Старший и Альбрехт Дюрер ) того времени, а также влияние из дунайской школы, приобретенной во время его пребывания в Вене, куда он пошел в 1515 году в качестве капеллана Шидловецкого. Помимо влияния дунайской школы, в его работах видны голландские узоры и косвенные связи с итальянской живописью (орнаментальные и геральдические мотивы, приобретенные во время его пребывания в Венгрии в 1514 году). В декоративных росписях Самостржельника фигуральная сцена сочетается с орнаментом. Все фигуры не подвергаются чрезмерной идеализации и характеризуются очень индивидуально, обычно одеты в современную одежду и соответствуют тенденции художника к портретному реализму.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Quinkenstein, Małgorzata Anna (2006). Станислав Самостшельник (на польском языке). Kórnik: Biblioteka Kórnicka Polskiej Akademii Nauk. ISBN 978-83-85213-46-8.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Станиславом Самостржельником.
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:53:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте