Бог Посоха - главный божество в андских культурах. Обычно его изображают с посохом в каждой руке, с клыкастыми зубами и растопыренными когтистыми лапами, другие его характеристики неизвестны, хотя его часто изображают со змеями в головном уборе или одежде. Он известен как Виракоча в религии инков.
Самое старое известное изображение Бога Посоха было найдено в 2003 году на некоторых фрагментах разбитой тыквы на месте захоронения в (Норте Чико регион) и углерод датирован 2250 г. до н.э. Это делает его старейшим изображением бога, которое можно найти в Америке.
Есть ученые, которые утверждают, что Бог Посоха Вари-Тиуанако является предшественником главных богов инков, Солнца, Луны и Грома. Как главное божество, он считался богом-создателем и служил основным религиозным символом всех перуанских Анд, особенно в период раннего горизонта (900-200 до н.э.) и позже. Поклонение этому божеству распространилось в Центральных Андах в период Среднего Горизонта (600-1000 гг. Нашей эры). Это подтверждается найденными при раскопках артефактами Среднего Горизонта, напоминающими Посох-Бога.
Бог посоха был основной иконографией, разделяемой культурами доколумбового Перу, особенно тех, которые населяли северное побережье и южное нагорье. Это проявляется в стилистическом единообразии икон и изображений, что предполагает их широкую приверженность.
В этих андских культурах были различные изображения Посоха-Бога. Однако в апофеоз его часто изображали как божество, всегда держащего в руках инструменты силы. Например, артефакт, найденный в Chavin de Huantar, изображал божество, держащее раковины Spondylus и Strombus, которые были женскими и мужскими символами соответственно. Это представление показало, как Бог-посох обладал властью для поддержания социальной гармонии и андского идеала гендерной взаимодополняемости. Другой скульптурный камень из серии «Ранний горизонт», стела Раймонди, является, пожалуй, самым популярным изображением и изображает Бога-посоха в виде небесного бога или бога молний, спускающегося на землю.
Изображения южного нагорья. Бог посоха не только несли мотивы, но и был представлен сопровождающим его супругам в виде божеств, нарисованных на тканях, используемых для украшения стен храмов или керамических сосудов.
Бог посоха имеет один из самых важных иконографических элементов в центре Археология Анд, и это заметно как в переносном, так и в фиксированном искусстве с использованием различных материалов, таких как камень, текстиль и керамика. Например, форма бога посоха занимает центральное место в Солнечных воротах культуры Тиуанако, монолите из одного камня. Туники и керамика из культур Тиуанако и Вари периода Среднего Горизонта демонстрируют схожего бога. Другой пример - гигантские фляги для подношений, найденные в Кунчупата. Они были нарисованы изображением Бога-Посоха, которое имеет сходство с изображением этого бога на обратной стороне монолита Понсе в Тиуанако.
Викискладе есть материалы, связанные с Богом-посохом. |