Цивилизация Норте-Чико

редактировать
Общество доколумбовой эпохи в прибрежном Перу
Норте-Чико
Map showing the extent of the Norte Chico civilization Карта памятников Норте-Чико с указанием их местоположения в Перу
Альтернативные названияКарал-Супе
Географический диапазонЛима, Перу
ПериодХлопок прекерамический
Датыc.3700 г. до н.э. -. c.1800 г. до н.э.
Типовое поселение Асперо
, предшествовавшееЛаурикоча
, за которым следуетКотош
Реконструкция одной из пирамид Асперо

Цивилизация Норте-Чико (также Караль или цивилизация Карал-Супе ) была сложным доколумбовым обществом, в которое входило до тридцати основных населенные пункты на территории нынешнего региона Норте-Чико на северо-центральном побережье Перу. Цивилизация процветала между четвертым и вторым тысячелетиями до нашей эры, с образованием первого города, обычно датируемого примерно 3500 годом до нашей эры, в Уариканга, в районе Форталеза. Начиная с 3100 г. до н.э. стали очевидными крупномасштабные поселения людей и общинное строительство, которые продолжались до периода упадка около 1800 г. до н.э. С начала 21 века она была установлена ​​как старейшая из известных цивилизаций в Америке.

. Эта цивилизация процветала на трех реках: Форталеза, Пативилка, и Супе. Каждая из этих речных долин имеет большие скопления участков. Южнее вдоль реки Хуаура есть несколько связанных участков. Альтернативное название Карал-Супе происходит от названия города Карал в долине Супе, большого и хорошо изученного городища Норте-Чико. Сложное общество в Норте-Чико возникло тысячелетие после Шумера в Месопотамии, было одновременно с египетскими пирамидами и предшествовало месоамериканскому Ольмеки почти на два тысячелетия.

В археологической номенклатуре Норте-Чико - это докерамическая культура доколумбовой поздней архаики ; в нем полностью отсутствовала керамика и, видимо, почти не было изобразительного искусства. Самым впечатляющим достижением цивилизации была ее монументальная архитектура, включая большие земляные насыпи-платформы и затонувшие круглые площади. Археологические данные свидетельствуют об использовании текстильной технологии и, возможно, поклонении символам общих богов, которые встречаются в доколумбовых андских культурах. Предполагается, что для управления древним Норте-Чико требовалось сложное правительство. Остаются вопросы по его организации, в частности, влияние продовольственных ресурсов на политику.

Археологи знали о древних местах в этом районе по крайней мере с 1940-х годов; Ранние работы велись в Асперо на побережье, месте, определенном еще в 1905 году, а позже в Карале, дальше от побережья. В конце 1990-х годов перуанские археологи во главе с Рут Шади предоставили первую обширную документацию о цивилизации, работая в Карале. Статья 2001 года в Science, содержащая обзор исследований Карала, и статья 2004 года в Nature, описывающая полевые работы и радиоуглеродное датирование в более широкой области, показали Полное значение Норте Чико и вызвало широкий интерес.

Содержание

  • 1 История и география
  • 2 Географические ссылки
  • 3 Морское побережье и сельскохозяйственные внутренние районы
    • 3.1 Утвержденная диета
    • 3.2 Теория морского основа андской цивилизации
    • 3.3 Хлопок и источники пищи
  • 4 Социальная организация
    • 4.1 Правительство
      • 4.1.1 Экономика
      • 4.1.2 Идеология
      • 4.1.3 Физическая
  • 5 Места и архитектура
  • 6 Развитие и отсутствующие технологии
  • 7 Исследования
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

История и география

Остатки структур платформенных насыпей в Карале

Датировка памятников Норте-Чико отодвинула предполагаемую дату возникновения сложных обществ в перуанском регионе более чем на один тысяча лет. Чавинская культура, около 900 г. до н.э., долгое время считалась первой цивилизацией этого региона. Он до сих пор регулярно упоминается как таковой в общих работах.

Открытие Норте-Чико также сместило фокус исследований с высокогорных областей Анд и низменностей, прилегающих к горам ( где хавин, а позже инка, имели свои основные центры) до перуанского литорали или прибрежных регионов. Норте-Чико расположен в северо-центральной части побережья, примерно в 150-200 км к северу от Лимы, примерно ограничен с юга и долиной Касма на севере. Он состоит из четырех прибрежных долин: долины, и; известные участки сосредоточены в последних трех, которые имеют общую прибрежную равнину. Три основные долины занимают всего 1800 км², и исследования подчеркнули плотность населенных центров.

Перуанское побережье кажется «невероятным, даже отклоняющимся от нормы» кандидатом на «изначальное» развитие цивилизации по сравнению с другими мировые центры. Он чрезвычайно засушлив, ограничен двумя дождевыми тенями (вызванными Андами на востоке и Тихоокеанскими пассатами на западе). В регионе протекает более 50 рек, которые несут с собой талые воды Анд. Широкое распространение ирригации из этих водных источников рассматривается как решающий фактор в возникновении Norte Chico; поскольку вся монументальная архитектура на различных участках была найдена недалеко от ирригационных каналов.

радиоуглеродная работа Джонатана Хааса и др. Обнаружила, что 10 из 95 проб, взятых в районах Пативилка и Форталеза, датируются периодом до 3500 г. до н.э.; самый старый, датируемый 9210 годом до нашей эры, дает "ограниченное указание" на поселение людей в доколумбовую раннюю архаическую эпоху. Две даты, относящиеся к 3700 г. до н.э., связаны с общественной архитектурой, но, скорее всего, являются аномальными. Начиная с 3200 г. до н.э. стали очевидными крупномасштабные поселения людей и общинное строительство. Манн в обзоре литературы в 2005 году предлагает «где-то до 3200 г. до н.э. и, возможно, до 3500 г. до н.э.» как дату начала периода формирования Норте-Чико. Он отмечает, что самая ранняя дата, надежно связанная с городом, - это 3500 г. до н.э., в Уариканга, в районе Форталеза на севере, на основании дат Хааса.

Даты Хааса в начале третьего тысячелетия предполагают, что освоение прибрежных и внутренних территорий происходило параллельно. Но с 2500 по 2000 год до нашей эры, в период наибольшей экспансии, население и развитие решительно сместились в сторону внутренних территорий. Очевидно, все разработки происходили на крупных внутренних участках, таких как Карал, хотя они по-прежнему зависели от рыбы и моллюсков с побережья. Пик дат совпадает с датами Шейди в Карале, которые показывают жилище с 2627 г. до н.э. по 2020 г. до н. Однако вопрос о том, что прибрежные и внутренние территории развиваются одновременно, остается спорным (см. Следующий раздел).

Около 1800 г. до н.э. цивилизация Норте-Чико начала приходить в упадок, с более мощными центрами, появившимися на юге и севере вдоль побережья и на востоке внутри пояса Анд. Успех Norte Chico в ирригационном сельском хозяйстве, возможно, способствовал его затмению. Антрополог профессор Уинифред Кример из Университета Северного Иллинойса отмечает, что «когда эта цивилизация находится в упадке, мы начинаем находить обширные каналы дальше на север. Люди перемещались на более плодородные земли и уносили с собой свои знания об орошении». Пройдет тысяча лет, прежде чем возникнет следующая великая перуанская культура, Чавин.

Панорама Карала

Географические связи

Археологи отметили культурные связи с горными районами. В частности, были предложены связи с религиозной традицией Котоша.

Многочисленные архитектурные особенности, обнаруженные среди поселений Супе, в том числе подземные круглые дворы, ступенчатые пирамиды и последовательные платформы, а также материальные остатки и их культурное значение, раскопаны в Асперо и на участках долины, которые мы копаем (Карал, Чупасигарро, Лурихуаси, Мирая), проживают вместе с другими поселениями в этом районе, которые участвовали в так называемой религиозной традиции Котоша. Наиболее характерными среди этих особенностей являются комнаты со скамейками и очагами с подземными вентиляционными каналами, стенными нишами, двояковыпуклыми бусами, музыкальными флейтами и т. Д.

Морское побережье и сельскохозяйственный интерьер

Исследования Norte Chico продолжаются, но многие неуверенны. вопросы. Дебаты продолжаются по двум связанным вопросам: степень, в которой процветание Норте-Чико было основано на морских пищевых ресурсах, и точная взаимосвязь между прибрежными и внутренними территориями.

Подтвержденная диета

Был предложен общий план диеты Норте Чико. В Карале из съедобных одомашненных растений, отмеченных Шейди, являются тыква, бобы, лукума, гуава, пакай (Inga feuillei ) и сладкий картофель. Haas et al. отметили те же продукты в своем исследовании дальше на север, добавив при этом авокадо и ачира. В 2013 году хорошие доказательства в отношении кукурузы также были задокументированы Haas et al. (см. ниже).

Также был значительный компонент морепродуктов как на прибрежных, так и на внутренних участках. Шейди отмечает, что «останки животных почти исключительно морские» в Карале, включая моллюсков и мидий, а также большое количество анчоусов и сардин. То, что рыба анчоус достигла внутренних водоемов, ясно, хотя Хаас предполагает, что «моллюски [включая моллюсков и мидий], морских млекопитающих и водоросли не появляются составляли значительную часть рациона питания на внутренних, не морских территориях ".

Теория морской основы андской цивилизации

Люди из цивилизации Норте-Чико использовали позвонки синий кит в качестве стула

Роль морепродуктов в диете Норте-Чико вызвала споры. Многие ранние полевые исследования проводились в районе Асперо на побережье, прежде чем был реализован полный объем и взаимосвязь нескольких мест цивилизации. В статье 1973 года Майкл Э. Мозли утверждал, что морское натуральное хозяйство (морепродукты) было основой общества и его удивительно раннего расцвета, теория позже была разработана как «морская основа андской цивилизации». (MFAC). Он также подтвердил ранее отмеченное отсутствие керамики в Асперо и пришел к выводу, что «кочки » на этом участке представляют собой остатки искусственных платформенных насыпей.

Этот тезис морское происхождение противоречило общепринятому мнению ученых о том, что рост цивилизации был основан на интенсивном сельском хозяйстве, в частности, на выращивании по крайней мере одного злака. Производство излишков сельскохозяйственной продукции долгое время считалось важным фактором повышения плотности населения и возникновения сложного общества. Идеи Мозли будут обсуждаться и оспариваться (например, что морские остатки и их калорийность были переоценены), но они рассматривались как правдоподобные только в сводке литературы Манна в 2005 году.

В соответствии с гипотезой морского выживания. предполагалось преобладание участков, непосредственно прилегающих к побережью, над другими центрами. Эта идея была поколеблена осознанием величия Карала, находящегося внутри страны. В дополнение к статье Шейди 1997 года, датирующей Карал, новостная статья Science 2001 года подчеркнула доминирование сельского хозяйства и также предположила, что Карал был самым старым городским центром в Перу (и во всей Америке). Он осуждает идею о том, что цивилизация могла зародиться у побережья, а затем двинуться вглубь страны. Один археолог был процитирован как предположение, что «вместо прибрежных предшественников монументальных внутренних памятников мы имеем теперь прибрежные деревни-спутники монументальных внутренних памятников».

Эти утверждения были быстро оспорены Сандвейсом и Мозли, которые заметили, что Караль, хотя и самый крупный и сложный докерамический памятник, не самый старый. Они признали важность сельского хозяйства для промышленности и увеличения рациона питания, в то же время в целом подтвердив «формирующую роль морских ресурсов в ранней андской цивилизации». Теперь ученые согласны с тем, что во внутренних районах действительно было значительно больше населения и что «вдоль четырех рек проживало столько людей, чем на берегу, что они должны были доминировать».

Остается вопрос: какие областей, разработанных в первую очередь и созданных по шаблону для последующего развития. Хаас отвергает предположения, что морское развитие на участках, непосредственно прилегающих к побережью, было первоначальным, указывая на одновременное развитие, основанное на его датировке. Мозли по-прежнему убежден, что прибрежный Асперо является самым старым местом, и что его морское существование послужило основой для цивилизации.

Хлопок и источники пищи

Хлопок (вида Gossypium barbadense ), вероятно, послужили основой для преобладания внутреннего побережья над побережьем (независимо от того, было ли развитие раньше, позже или одновременно). Хотя это и не было съедобным, это был самый важный продукт ирригации в Норте-Чико, жизненно важный для производства рыболовных сетей (которые, в свою очередь, обеспечивали морские ресурсы), а также текстиля и текстильная технология. Хаас отмечает, что «контроль над хлопком позволяет правящей элите использовать ткань для одежды, сумок, накидок и украшений». Он готов признать дилемму взаимозависимости: «Доисторические жители Норте-Чико нуждались в рыбных ресурсах для их белка, а рыбакам нужен был хлопок, чтобы делать сети для ловли рыба." Таким образом, определение хлопка как жизненно важного ресурса, производимого на суше, само по себе не решает вопроса о том, были ли внутренние центры прародителями побережья или наоборот. Мозли утверждает, что успешные морские центры переместились бы вглубь суши в поисках хлопка. Точная связь между продовольственными ресурсами и политической организацией остается нерешенной.

Разработка Norte Chico особенно примечательна очевидным отсутствием основных продуктов питания. Однако недавние исследования все чаще оспаривают это и указывают на кукурузу как основу питания этой и более поздних доколумбовых цивилизаций. Мозли обнаружил небольшое количество початков кукурузы в 1973 году в Асперо (также было замечено при работе на стройплощадках в 1940-х и 1950-х годах), но с техпор назвал находку «проблематичной». Однако появляется все больше свидетельств важности кукурузы в этот период:

Археологические исследования на ряде участков в регионе Норте-Чико на северном центральном побережье предоставляют широкий спектр эмпирических данных о производстве, переработке и потреблении. кукурузы. Новые данные, полученные из копролитов, записей пыльцы и остатков каменных орудий, в сочетании со 126 радиоуглеродными датами, демонстрируют, что кукуруза широко выращивалась, интенсивно обрабатывалась и составляла основной компонент рациона в период с 3000 по 1800 г. до н.э.

Общественная организация

Основание пирамид Норте-Чико

Правительство

Остатки двух основных пирамид Карал в засушливой долине Супе Монолит в Карале Алтарь Благодатного огня, Помимо мэра Темпло

, вождества Норте-Чико были «почти наверняка теократическими, хотя и не жестоко», по словам Манна. На строительных площадках показаны возможные свидетельства пира, которые включали музыку и, вероятно, алкоголь, что позволяет предположить, что элита способна мобилизовать и вознаградить население. Трудно определить степень централизованной власти, но образцы архитектурного строительства указывают на элиту, которая, по крайней мере в определенных местах в определенное время, обладала значительной властью: в то время как часть монументальной архитектуры строилась постепенно, другие здания, такие как два основных насыпи платформы в Карале, по всей видимости, были сооружены в один или два этапа интенсивного строительства. В качестве еще одного доказательства централизованного контроля Хаас указывает на остатки больших каменных складов, найденных в Упаке, на Пативилке, как символ власти, способной контролировать жизненно важные ресурсы, такие как хлопок.

предполагает Хаас. что образцы мобилизации рабочей силы, выявленные археологическими свидетельствами, указывают на уникальное появление человеческого правительства, одно из двух наряду с Шумером (или трех, если Мезоамерика рассматривается как отдельный случай). В то время как в других случаях идея правительства была бы заимствована или скопирована, в этой небольшой группе правительство было изобретено. Другие археологи отвергли такие претензии как гиперболические.

Исследуя основы возможного правительства, Хаас предлагает три широкие основы власти для ранних сложных обществ:

  • экономическая,
  • идеология и
  • физический.

Первые два он находит в древнем Норте-Чико.

Экономический

Экономическая власть опиралась бы на контроль над хлопком и съедобными растениями и связанные с ними торговые отношения, при этом власть сосредоточивалась на внутренних территориях. Хаас предварительно предполагает, что объем этой экономической базы мог широко расшириться: в Норте-Чико есть только два подтвержденных береговых участка (Асперо и Бандуррия) и, возможно, еще два, но хлопковые рыболовные сети и одомашненные растения были обнаружены вверх и вниз перуанское побережье. Вполне возможно, что главные внутренние центры Норте-Чико были в центре широкой региональной торговой сети, сосредоточенной на этих ресурсах.

Журнал Discover со ссылкой на Шейди предлагает богатую и разнообразную торговую жизнь: "[Карал] экспортировал свою продукцию и продукцию Асперо в отдаленные общины в обмен на экзотический импорт: Spondylus раковины с побережья Эквадора, богатые красители из Андское нагорье, галлюциногенный табак с Амазонки. " (Учитывая все еще ограниченный объем исследований Norte Chico, к таким заявлениям следует относиться осмотрительно.) Другие сообщения о работе Шейди указывают на то, что Карал торговал с общинами в джунглях дальше от суши и, возможно, с людьми из гор.

Идеология

Идеологическая власть лидеров была основана на очевидном доступе к божествам и сверхъестественному. Свидетельства относительно религии Норте Чико ограничены: изображение бога-посоха, злобной фигуры с капюшоном и клыками, было найдено на тыкве, датированной 2250 годом до нашей эры. Бог Посоха - главное божество более поздних Андских культур, и Уинифред Кример предлагает найти точки для поклонения общим символам богов. Как и во многих других исследованиях в Норте Чико, природа и значение находки оспаривались другими исследователями.

Акт архитектурного строительства и обслуживания мог также быть духовным или религиозным опытом: процессом совместного экзальтация и церемония. Шейди назвал Карал «священным городом» (la ciudad sagrada): социально-экономические и политические центры были сосредоточены на храмах, которые периодически реконструировались, с крупными жертвами всесожжения, связанными с реконструкцией.

Физический

Хаас отмечает отсутствие каких-либо намеков на физические основы силы, то есть оборонительное сооружение. Нет никаких свидетельств войны «любого рода или на любом уровне в течение докерамического периода ». Изуродованные тела, сожженные здания и другие явные признаки насилия отсутствуют, а поселения совершенно не защищают. Свидетельства развития сложного правительства в отсутствие войны резко контрастируют с археологической теорией, которая предполагает, что люди уходят от родственных групп к более крупным единицам, напоминающим «государства », для взаимной защиты часто ограниченные ресурсы. Присутствовал жизненно важный ресурс: пахотная земля в целом и урожай хлопка в частности, но переход к усложнению, очевидно, не был вызван

Последняя правка сделана 2021-05-31 12:52:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте