Шпиль (Штокхаузен)

редактировать

Spiel (Играть, или Игра) - это оркестровая композиция из двух частей Карлхайнца Штокхаузена, написанная в 1952 году. композитора после первого исполнения, позже оно было переработано и восстановлено в его каталоге произведений, где оно имеет номер произведения. Партитура посвящена первой жене композитора Дорис.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Инструменты
  • 3 Анализ
  • 4 Дискография
  • 5 Ссылки
История

В ноябре 1951 года Штокхаузен набросал свое первое оркестровое произведение и начал сочиняя первую из трех запланированных частей, условно названную Studie für Orchester (Этюд для оркестра). Вскоре после этого Герберт Эймерт представил Штокхаузена директору Donaueschinger Musiktage, Генриху Штробелю, который спросил, не хочет ли он сочинить оркестровое произведение для фестиваля., за которую Штробель был готов заплатить сумму в 1500 немецких марок - самую большую сумму денег, которую Штокхаузен когда-либо получал за любую единственную работу до того момента в своей жизни. Штокхаузен согласился послать редукцию для двух фортепиано части, которую он уже начал, Гансу Росбауду, дирижеру Симфонического оркестра радио Юго-Западной Германии, премьера которого состоится в Донауэшингене ( Курц 1992, 43; Штокхаузен 1978, 52). В январе 1952 г. Штокхаузен переехал в Париж, чтобы продолжить учебу в аспирантуре у Дариуса Мийо и Оливье Мессиана. К концу мая он закончил оркестровую работу, но решил, что первая часть (которая позже будет опубликована отдельно под названием Formel ) слишком мелодична и мотивирована. Следовательно, он отправил оставшиеся два движения, теперь названные Spiel, в Rosbaud вместо единственного движения, которое ему ранее было отправлено (Kurtz 1992, 50).

В конце сентября Штокхаузен отправился в Донауэшинген на репетиции и мировую премьеру. Штокхаузен сам исполнил партию фортепьяно, и на последних репетициях создалось впечатление, что Росбуд был бы рад, если бы пьесу можно было значительно сократить. Следовательно, Штокхаузен предположил, что вторая часть может заканчиваться в средней точке, откуда структура отражается. Росбуду было заметно облегчение, и поэтому премьера, которая состоялась в субботу, 11 октября, состояла только из первой части и первой половины второй. Очень большая секция перкуссии потребовала использования множества нетрадиционных инструментов, в том числе большого стакана для питья с металлическим стержнем, который отмечает несколько важных структурных точек. Для этого куратор музея принца Фюрстенберга позволил Штокхаузену выбрать из коллекции ценный и особенно красиво звучащий кубок. Во время выступления, как раз перед той точкой, где они решили закончить, было большое крещендо, за которым следовала пауза, после чего нужно было ударить по кубку и позволить прозвонить через общую паузу. К сожалению, Росбауд дал слишком большой сигнал, и ударник ударил слишком сильно, разбив кубок на тысячи частей. После этого раздался последний громкий звук, и публика разразилась скандалом. Штокхаузен решил, что больше никогда не хочет, чтобы это произведение снова исполнялось. Однако в 1973 году он переписал всю партитуру, упростив ударную нотацию, но оставив структуру нетронутой. Эта переработанная партитура с полной второй частью была записана для радиопередачи в июле 1973 года оркестром Südwestfunk Баден-Бадена под руководством композитора, а 14 сентября 1975 года она впервые была публично исполнена Штокхаузеном, дирижировавшим Берлинский филармонический оркестр (Anon. 2013 ; Stockhausen 1978, 53–54).

Инструменты

Оркестр состоит из 3 гобоев, 3 кларнетов, 3 фаготов, контрафагота, 3 валторн, семи перкуссионистов, глокеншпиля, вибрафона, челесты, электрооргана, фортепиано и струнных.

Анализ

Две части, сыгранные без пауз, озаглавлены:

  1. Париж 11.III.52
  2. Париж 4.V.52

Основные В основе работы лежит концепция пунктуализма, радикального отказа от мелодических и гармонических связей между тонами, что позволяет возникать структурам «тональных точек», которые функционируют во всем диапазоне высоты тона (Frisius 2008, 46).

Первая часть открывается ритмически сложными наложенными друг на друга слоями двух нот с интервалами разного размера, от минорной секунды до минорной седьмой. Механизм состоит из семи больших секций, определяемых регистром, в которых ведущую роль играет вибрафон, который стоит отдельно в четвертой, центральной секции, с нотами, сжатыми в средний регистр (Frisius 2008, 46–47). Общий дизайн сформирован из постепенного наращивания распыленных точек в мелодические цепочки. Это «музыка с сильным контрастом между яркими вспышками перкуссии и приглушенным светом поддерживающих инструментов: ноктюрн с взрывающимися раковинами» (Maconie 2005, 86).

Вторая часть работает в четыре слоя, с парными инструментами с тональным и без тонального тона. Четыре слоя характеризуются тонкими нюансами ритмических значений, различия которых особенно заметны в начале движения. Общий план можно рассматривать как полифонизированное развитие концепции Kreuzspiel, в котором каждый из слоев в начале ограничен одной октавой, начиная с мягких, продолжительных звуков как в тональной, так и в простой перкуссии. крайние высокие и низкие регистры, а затем банкноты направляются в постепенно расширяющийся процесс регистрации (Frisius 2008, 52; Maconie 2005, 86). Эта регистровая эволюция приводит в действие полифоническую систему, основанную на серии, состоящей из двенадцати нот, двенадцати длительностей и шести динамиков (Rigoni 1998, 117–18).

Дискография
  • Карлхайнц Штокхаузен. Drei Lieder, für Altstimme und Kammerorchester (1950); Сонатина, для скрипки и клавишника (1951); Spiel, für Orchester (1952); Schlagtrio, für Klavier und 2x3 Pauken (1952). Сильвия Андерсон, альт; Sinfonie-Orchester des Südwestfunks Baden-Baden, Karlheinz Stockhausen, cond. Сашко Гаврилов, скрипка; Алоис Контарский, фортепиано. LP-запись, 1 диск: стерео, 12 дюймов, 33⅓ об / мин. DGG 2530 827. [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1977 г. Эта запись Spiel переиздана на компакт-диске вместе с альбомами Штокхаузена Formel, Schlagtrio и Punkte, 1 звуковой диск: цифровой, 4¾ дюйма Штокхаузен, полное издание, компакт-диск 2. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1991.
Ссылки
  • Anon. 2013. "Donaueschinger Musiktage: Program seit 1921: Programm des Jahres 1952 ". Donaueschinger Musiktage, на www.swr.de (по состоянию на 5 января 2013 г.)
  • Frisius, Rudolf. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Die Werke 1950–1977; Gespräch mit Karlheinz Stockhausen, "Es geht aufwärts". Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тоопа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X ( pbk).
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Ланхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6.
  • Ригони, Мишель. 1998. Stockhausen:... un vaisseau lancé vers le ciel, второе издание, исправленное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: Издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. "Spiel für Orchester (1952)". В его Texte zur Musik 4 (1970–1977) под редакцией Кристофа фон Блюмредера, 52–54. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN 3-7701-1078-1.
Последняя правка сделана 2021-06-09 02:46:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте