Туполев Ту-154М авиакомпании «Сибирь», аналогичный участнику происшествия. | |
Обстрел | |
---|---|
Дата | 4 октября 2001 г. |
Краткое содержание | Случайное сбивание украинской ракетой С-200 |
Зона | Черное море. 42 ° 11'N 37 ° 37'E / 42,183 ° N 37,617 ° E / 42,183; 37,617 Координаты : 42 ° 11'N 37 ° 37'E / 42,183 ° N 37,617 ° E / 42,183; 37.617 |
Самолет | |
Тип ВС | Туполев Ту-154 M |
Эксплуатант | Авиакомпания «Сибирь» |
Регистрация | RA-85693 |
Страна происхождения | Аэропорт Бен-Гурион. Тель-Авив, Израиль |
Пункт назначения | Аэропорт Толмачево. Новосибирск, Россия |
Пассажиры | 78 |
Пассажиры | 66 |
Экипаж | 12 |
Погибшие | 78 |
Выжившие | 0 |
Авиакомпания «Сибирь» Рейс 1812 был коммерческим рейсом, сбитым ВВС Украины над Черным морем 4 октября 2001 года, следовавшим из Тель-Авив, Израиль. в Новосибирск, Россия. Самолет советского Туполев Ту-154, на борту которого находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Большинство пассажиров были израильтянами, навещающими родственников в России. Выживших не было. Место крушения находится примерно в 190 км к западу-юго-западу от черноморского курорта Сочи, в 140 км к северу от турецкого прибрежного города Фатса и в 350 км к юго-юго-востоку от Феодосия в Крыму. Авария произошла во время пусков боевых ракет во время совместных украинско-российских учений ПВО. Учения проходили на подконтрольном России полигоне 31-го научно-исследовательского центра Черноморского флота России на мысе Опук близ города Керчь (Крым). В конце концов Украина признала, что причиной крушения могла быть ошибочная ракета С-200, выпущенная ее вооруженными силами. Украина выплатила 15 миллионов долларов оставшимся в живых членам семей 78 жертв (200 000 долларов на каждую жертву).
Рейс 1812 вылетел из Тель-Авива в Новосибирск. Он продолжался на высоте 36000 футов над Черным морем, когда российский наземный центр управления в Сочи внезапно потерял связь с авиалайнером. Вскоре после этого пилот армянского самолета, пересекавшего близлежащее море, сообщил, что видел взрыв российского самолета, прежде чем он упал в море около 13:45 по московскому времени (9:45 по Гринвичу). Большинство пассажиров были израильтянами, навещавшими своих родственников в России. На борту никто не выжил. В Израиле был учрежден национальный день траура - с минутой молчания, приспущенными флагами и школами, в которых преподаются специальные уроки, посвященные трагедии. В лесу Бен-Шемен в Израиле установлен памятник погибшим.
Произошедшая менее чем через месяц после терактов 11 сентября в 2001 г., российские официальные лица изначально подозревали, что авиакатастрофа является актом терроризма, и они отрицали Американцы сообщают, что причиной этого стала ракета С-200. Позже московский Межгосударственный авиационный комитет постановил, что причиной крушения стал случайный удар украинской ракеты С-200 во время учений, проведенных у мыса Онук (или Чулук) в г. Крым.
Согласно первоначальным частным оценкам американских военных, авария произошла из-за того, что ракета С-200 пролетела мимо своего беспилотного летательного аппарата, который был успешно уничтожен С-300, выпущенным по в то же время - и вместо самоуничтожения заблокировали пассажирский самолет примерно на 250 километров (160 миль) дальше и взорвали на 15 метров (50 футов) над самолетом.
Российские официальные лица отклонили заявление американцев как «не заслуживают внимания», а президент России Владимир Путин на следующий день заявил прессе, что «оружие, использованное в этих учениях, имело такие характеристики, что они не могли попасть в воздушный коридор, по которому летел самолет. движение ". Украинские военные первоначально отрицали, что их ракета сбила самолет; они сообщили, что С-200 был запущен в сторону моря и успешно самоуничтожился. Действительно, официальный представитель Минобороны Константин Хивренко отметил, что «ни направление, ни дальность (ракет) не соответствуют практической или теоретической точке, в которой взорвался самолет».
Однако некоторые украинские официальные лица позже признали, что это вероятно, их военные сбили авиалайнер. Украинские официальные лица предположили, что вмешательство воды привело к отклонению ракеты от курса. Сообщается, что Украина запретила испытания Бук, С-300 и аналогичных ракетных комплексов на срок 7 лет после этого инцидента.
7 октября 2001 г. сообщил, что основной фюзеляж самолета, в котором, как предполагалось, находился самописец, находился на глубине 1000 метров (3300 футов), которая была слишком глубокой для того, чтобы дайверы могли ее найти.
.
20 ноября 2003 г. было подписано соглашение о компенсации ex gratia между правительствами Украины и Израиль. Позже его ратифицировали согласившиеся с условиями родственники погибших. Помимо вопросов о компенсации, в соглашении указано, что «Украина не несет юридической ответственности за происшествие, произошедшее с самолетом, и не несет никаких обязательств по этому поводу». Комментируя соглашение, генерал Александр Кузьмук, экс-министр обороны, уволенный после аварии, заявил СМИ, что «выплаты были гуманным действием, а не признанием вины». Заместитель премьер-министра в правительстве Виктора Януковича, Кузьмук отрицал ответственность украинских военных за сбитие над Черным морем, хотя Украина согласилась возместить ущерб.
Украина согласилась выплатить семье каждого из 38 убитых российских граждан сумму в 200 000 долларов, такую же сумму согласовали за каждого из 40 убитых израильтян. Мировое соглашение было ратифицировано парламентом в мае 2004 года, а президент Владимир Путин подписал его в июне 2004 года.
Некоторые родственники жертв авиакатастрофы отказались принять компенсацию, предложенную Украиной. Они подали гражданский иск против украинской власти в Печерский местный суд Киева. В ходе судебных слушаний представители Минобороны Украины заявили, что самолет «не мог быть сбит украинской ракетой» согласно судебно-медицинской экспертизе обломков самолета, информации радара и технических возможностях ракет.. Они также утверждали, что советская система идентификации «друг или противник» рассматриваемой ракеты помешала бы ей поразить авиалайнер советского производства. Адвокат, представлявший истцов, утверждал в СМИ, что вина украинского правительства была эффективно доказана тем, что оно договорилось о компенсации израильским родственникам жертв.
22 августа 2007 г. Киевский апелляционный суд отклонил иск родственников потерпевших к Министерству обороны Украины, постановив, что военные Украины не несут ответственность за несчастный случай. Решение суда противоречит отчету группы МАК, которая расследовала аварию от имени России.
В период с 2003 по 2005 год правительство Украины заплатило 15,6 доллара. млн в качестве компенсации родственникам погибших. В 2004 году Сибирские авиалинии подали иск против Министерства обороны Украины и Государственного казначейства Украины в киевский суд, требуя более 15,3 миллиона долларов в качестве компенсации за потеря пассажирского самолета. Однако в сентябре 2011 года Киевский межрегиональный апелляционный хозяйственный суд отклонил иск о компенсации от российской авиакомпании. Апелляционная жалоба в Апелляционный хозяйственный суд Киева была отклонена в мае 2012 года. В декабре 2012 года решение было оставлено без изменения Высшим хозяйственным судом Украины. По состоянию на январь 2013 года судебное разбирательство продолжалось, но снова было прервано из-за протестов на Майдане.
Последующие поминальные службы были проведены в Израиле, Сочи и Новосибирске.