Сергельс торг («Площадь Сергеля») - самая центральная общественная площадь в Стокгольм, Швеция, названный в честь скульптора 18 века Йохана Тобиаса Сергеля, мастерская которого когда-то располагалась к северу от площади. Строительство площади было завершено в 1967 году.
Сергельс торг имеет доминирующую ось с запада на восток и разделен на три отдельные части:
Место к югу от площади занято культурой l центр Kulturhuset, в котором также находится Стокгольмский городской театр и скрывается штаб-квартира Банка Швеции, выходящая на площадь позади. ведет на запад мимо универмага Åhléns City и церкви Клара к Klarabergsviadukten и Kungsholmen. Хамнгатан ведет на восток под Мальмскиллнадсгатаном к Кунгстрэдгорден, Нормальмсторг и Страндвэген. Вместе с подземным торговым центром к востоку от пешеходной площади и станцией метро T-Centralen и другими непрерывными подземными переходами к западу от нее Сергельс торг является частью сплошного подземного сооружения длиной почти в километр.
A Первомай демонстрация. Стокгольмский "Культурный фестиваль" 2011.С момента своего создания Сергельс торг подвергался резкой критике за то, что отдавал предпочтение автомобилям в ущерб пешеходам. В некоторых кругах он стал главной мишенью критики вызвавшего споры сноса центрального городского района Клара в 1950-х и 1960-х годах. Тем не менее, он не отличается, но больше, чем общественное пространство перед Центром Жоржа Помпиду в Париже и, как и его французский аналог, остается самым популярным местом в Стокгольме для встреч с друзьями. для политических демонстраций, для широкого круга мероприятий и для торговцев наркотиками. Сюда входит фонтан, в котором люди празднуют каждую крупную победу шведской спортивной команды.
До создания Сергельс торга, это было самое важное общественное пространство в этом районе, узел, вокруг которого вращалось движение, место, куда люди ходили работать и искать развлечения.
Альберт Лилиенберг был назначен суперинтендантом по градостроительству в 1927 году, а год спустя он представил первое предложение по общественной площади на этом месте в своем генеральном плане 1928 года. В своем предложении он представил квадрат, чья ось, ориентированная с севера на юг, будет выстраиваться в линию со Свеавэгеном, который должен быть продлен на юг через площадь до набережной с расширенным Хамнгатаном и соединяющимся с запада и востока. После этого первого предложения квадрат отображается на каждом последующем плане города, созданном для этого района, с чередованием ширины и длины. Несмотря на значительное количество подготовленных пересмотренных предложений, на удивление немногие из них были озабочены архитектурными соображениями, вместо этого сосредоточившись на оптимизации транспортных потоков.
В плане города Хельден, созданном в 1946 году, площадь, все еще называемая Свеаплатсен ("Swede Plaza") "), задумывался как подобный нынешней площади, но все же оставался нечеткой модернистской концепцией. В этом предложении площадь была сосредоточена на прямоугольном открытом пространстве, обставленном деревьями, скамейками и прудами; пространство, в которое можно попасть на метро, протянувшуюся под окружающим кольцом. В течение 1950-х годов постоянно увеличивающаяся транспортная нагрузка делала желательным разделение пешеходов и автомобильного движения, и несколько исследований, проведенных примерно в 1955 году, были сосредоточены на более низком уровне пешеходов с автомобилями на уровне улицы с различными отверстиями, позволяющими свету пропускать пешеходов.
В 1957 году в первом официальном предложении была представлена площадь, практически аналогичная нынешней; за исключением того, что вместо фонтана было отверстие с высокими деревьями, а с западной стороны, где сегодня находится лестничный пролет, стояло здание на столбах. Торговая палата критически отнеслась к этой концепции, заключив, что пешеходы на нижнем уровне будут создавать плохие бизнес-сайты, и этот анализ в конечном итоге оказался верным. В их собственном предложении, разработанном в следующем году совместно с различными властями, для пешеходов был зарезервирован уровень улицы, а автомобили оставались под землей. Однако это контрпредложение было выдвинуто всего за два месяца, что позволило оппонентам легко выявить его слабые места (в основном, неспособность оставить достаточно места для метро, которое строилось в то время). Тем не менее, предложение Хельдена также не произвело впечатления на город, и поэтому Хельден вместе с другими тщательно подобранными экспертами был отправлен в тур по Европе, включая Ковентри и Лондон, чтобы найти лучшее решение. В Штутгарте они могли сделать вывод, что для пешеходов на нижнем уровне необходимы эскалаторы, а в Вене пешеходный зал Оперный пассаж вдохновил их на замену центрального открытого пространства в Свеаплатсене с круглым рестораном со стеклянными стенами, эстетическим устройством, призванным придать площади архитектурное достоинство.
Этот недавно представленный центральный элемент привел к предложению фонтана с памятником над ним. Чтобы определить форму этого фонтана, Хеллен посоветовался со своим другом, математиком и художником Питом Хайном, который менее чем за минуту нашел кривую с «непрерывно меняющимся изгибом» и сразу же назвал ее суперэллипсом.. Перед тем, как представить свое окончательное предложение в 1960 году, Хеллен добавил треугольный узор к пешеходной площади и широкой лестнице на ее западной стороне.
Конкурс на центральный памятник в 1962 году выиграл Эдвин Эрстрём, со стеклянным обелиском высотой 37 метров, который получил название Kristall - vertikal accent i glas och stål («Кристалл - вертикальный акцент в стекле и стали»). Скульптура, окончательно завершенная в 1974 году, и, поскольку ее преследовали технические проблемы, так и не смогла обеспечить желаемый визуальный результат и, цитируя Холла, "таким образом добавляется ко многим проектам в рамках [реконструкции центра Стокгольма], которые не выдержали конфронтации с реальностью ". Художник, которого любил Хельден, начал работать над скульптурой для площади в 1960 году, но никогда не был приглашен для участия в конкурсе.
К югу от На площади планировалось возвести два здания, разделенных улицей, ведущей к ней, но старые здания к югу от площади обращали свои фронтоны в сторону модернистской композиции Хельдена на протяжении большей части 1960-х годов. В 1965 году в конкурсе на эту территорию участвовал культурный центр, предложенный Понтом Хюльтеном, легендарным основателем Moderna Museet, который хотел, чтобы его музей был перенесен с изолированного острова Скеппсхольмен. Конкурс выиграл архитектор Питер Сельсинг, а Kulturhuset был открыт в 1974 году. По сути, это единственная огромная бетонная стена, из которой утешаются неглубокие этажи с застекленными фасадами, структура Hultén в лирике. описывается как сцена, которая «проявляет сильную притягательную силу», демонстрируя людей и произведения искусства через стеклянный фасад.
Однако, учитывая северное расположение Стокгольма, предоставление солнцу полного доступа к общественным местам является главным приоритетом, а Kulturhuset оказался проблемной стеной, которая не только закрывает солнце, но и имеет тенденцию доминировать над площадью с ее большим объемом. Кроме того, на Сергельсторге преобладает кольцевой транспортный узел, и его сложно воспринимать как единое связное пространство. Таким образом, вместе с транспортной структурой в Slussen, построенной в 1930-х годах, Сергельс торг - это попытка, не имеющая аналогов в мире, сделать общественным искусством транспортную развязку, доминирующую в центральном районе города. С середины 1990-х годов было внесено бесчисленное количество предложений по восстановлению площади, и дебаты по поводу площади, вероятно, продолжатся.
В настоящее время (2015) большие площади места закрыты на реконструкцию 50 лет старые бетонные конструкции. Также ведется подготовка к установке путей трамвая от Хамнгатан до Кларабергсгатана.
Викискладе есть материалы, связанные с Сергельс торг. |
Координаты : 59 ° 19′57 ″ с.ш. 18 ° 03′52 ″ в.д. / 59,33250 ° с.ш. 18,06444 ° E / 59.33250; 18.06444