Семен Людвигович Франк | |
---|---|
Родился | Семен Людвигович Франк. 28 января 1877 года. Москва, Московский уезд, Московская губерния, Российская Империя |
Умер | 10 декабря 1950 (1950-12-10) (73 года). Лондон, Англия |
Эпоха | Философия ХХ века |
Регион | Русская философия |
Школа | Христианский мистицизм, Христианская философия |
Влияния | |
Под влиянием | |
Семен Людвигович Франк (Русский : Семён Лю́двигович Франк; 1877–1950) был русским философом. Родившись в еврейской семье, он стал христианином в 1912 году.
Семен Людвигович Франк родился в России в 1877 году, в Москве, в с. Еврейская семья. Его отец, врач, умер, когда мальчик был маленьким, и его воспитывал дед по материнской линии, ортодоксальный еврей М. Россянский, который научил его ивриту и водил в синагогу. Через отчима народника В.И. Зака он познакомился с творчеством Н. К. Михайловский и другие революционеры.
В средней школе заинтересовался марксизмом. В 1894 году он начал изучать право в Московском университете, но проводил больше времени, проповедуя социализм рабочим, но к 1896 году он нашел марксистские экономические теории неудовлетворительными, хотя оставался социалистом. В 1899 году он написал революционный памфлет, за который его выслали из Москвы; поэтому он завершил свое обучение философии и политической экономии в Берлине. В 1900 году он опубликовал на русском языке «Критику теории ценности Маркса». В 1901 году он вернулся в Россию и получил степень бакалавра в Казанском университете. После этого его главной заботой стала философия.
В 1901 Петр Бернгардович Струве пригласил Франка внести свой вклад в его сборник «Проблема идеализма» (опубликован в 1902 году), в котором критиковался материализм и позитивизм. Следующие пять лет он провел между Москвой и Германией, писал и переводил философские произведения и помогал Струве. С 1902 по 1905 год он сотрудничал с периодическим изданием Струве «Освобождение», выходившим в Штутгарте (1902–1904) и Париже (1904–1905). В 1906 году он переехал в Петербург и писал философские очерки в журнал Струве «Русская мысль». В 1908 году он участвовал в работе влиятельного симпозиума «Вехи».
В 1908 году он женился на Татьяне Сергеевне Барцевой (1886-1984), от которой у него будет четверо детей: Алексей (1910-1969), Наталья (1912-1999), Василий (1920-1996) и Виктор.
В 1912 году он обратился в православие и начал читать лекции по философии в Санкт-Петербургском университете. Позже он писал: «Я считаю свое христианство завершением моего ветхозаветного воспитания, как органическую эволюцию, основанную на религиозных основах, которые я принял в детстве».
Франк провел 1913-1914 гг. В Германии, где он написал Der Gegenstand des Wissens («Объект знания»), за что получил степень магистра (1916). Затем последовала его «Душа человека» («Душа человека») (1917).
Летом 1917 года Франк был назначен деканом факультета искусств нового Саратовского университета. В 1921 году он был назначен на кафедру философии Московского университета. Там он присоединился к философу Николаю Бердяеву, руководившему Свободной академией духовной культуры.
Однако в июне 1922 года он и другие интеллектуалы были изгнаны из Советского Союза на так называемом «корабле философов ».
Фрэнк провел остаток жизни при поддержке Всемирного совета церквей и своего друга, швейцарского психолога и экзистенциалиста Людвига Бинсвангера. С 1922 по 1937 год он был в Германии, но с 1933 года его еврейское происхождение сделало его безработным в Германии. Спасаясь от преследований евреев нацистами, в 1937 году он переехал в Париж. Во время изгнания он опубликовал несколько книг и статей на русском языке и статьи на немецком, французском и голландском языках.
Он и его жена пережили Вторую мировую войну, скрывшись около Гренобля ; их четверо детей сбежали в Британию. В первые годы войны он написал «Бог с нами», первое из его произведений, переведенных на английский язык (опубликовано в 1946 году). В 1945 году он и его жена переехали в Великобританию.
Фрэнк умер от рака легких в Лондоне. Он и его жена похоронены на кладбище Хендон в Лондоне.
Философия Семена Франка была основана на знании онтологической теории. Это означает, что знание было интуитивным в целом, но также и логически абстрактным; логика ограничена только частью бытия. Фрэнк учил, что существование существует, но также и становится. Как становится, у человека есть динамический потенциал. Таким образом, будущее человека неопределенно, поскольку реальность одновременно рациональна и иррациональна. Ведь реальность включает в себя единство рациональности и иррациональности, т.е. необходимости и свободы. Позиция Франка заключается в существовании свободы воли.