Русская философия

редактировать
Михаил Нестеров. В России. Душа народа. На картине изображены русские философы Владимир Соловьев, Лев Толстой и Федор Достоевский.

Русская философия - собирательное название философского наследия русских мыслителей.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Историография
  • 2 Основные школы и направления
  • 3 Истоки русской философии
    • 3.1 Философская мысль в Древнерусском государстве (XI – XIII вв.)
    • 3.2. Философские проблемы в творчестве русских писцов XIV – XVII веков.
      • 3.2.1 Иосиф Волоцкий и Нил Сорский
      • 3.2.2 Острожская школа
      • 3.2.3 Ртищевская школа
      • 3.2.4 Московская Славяно-Греко-Латинская Академия
      • 3.2.5 Философия в Смоленской коллегии
  • 4 Русская философия XVIII века
  • 5 Русская философия XIX века
    • 5.1 Философия всеединства Владимира Соловьева.
    • 5.2 Философия Льва Толстого
    • 5.3 Позитивизм
  • 6 Русская философия ХХ века
    • 6.1 Экзистенциализм Николая Бердяева
    • 6.2 Евразийство
  • 7 советская философия
  • 8 Постсоветская философия
    • 8.1 Школа Георгия Щедровицкого
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Историография

В историографии нет единого мнения относительно происхождения русской философии, ее периодизации и культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое конкретный исследователь видит в русской интеллектуальной истории. Традиционно, начиная с XIX века, различают «допетровский» или «древнерусский» и «постпетровский» или «просветительский» этапы развития русской философии. В современной историографии выделяется и третий, «советский» период. Исходя из религиозной мысли, архимандрит Гавриил, первый историк русской философии, видел ее истоки в дидактических «Учениях» Владимира Мономаха, тем самым непосредственно возвышая русскую философию до уровня традиционных древнерусских писцов. Однако ряд крупных историков русской философии склонны рассматривать философию в более жестких границах: русская философия складывается как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого.

Сведение русской философии к парадигме Просвещения неоднократно подвергалось критике в связи с редукционизацией русского философского наследия прошлых эпох. Споры о происхождении и границах русской философии не утихают и по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как феномен русской интеллектуальной культуры, уходящий корнями в богословскую и дидактическую литературу Древней Руси ( Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Кирилл Туровский и другие - одни из первых русских философов).

По словам Николая Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учение о Софии), соборность, метафизика, религиозность, интуиционизм, позитивизм, реализм ( онтологизм ).

Семен Франк охарактеризовал русскую философию, указав на неотделимость рационального и нравственного смыслов, присущих русским мыслителям, заложенных в слове « правда». Николай Бердяев также указал на стремление русской мысли «выработать для себя тоталитарное целостное мировоззрение, в котором правда – правда будет сочетаться с правдой – справедливостью ».

По словам профессора Андрея Сухова, ни одна другая философия не содержит столько размышлений о судьбе страны.

Как отмечает исследователь Мария Варламова, в России Платон - гораздо более значимая фигура, чем Аристотель.

Профессор Нина Дмитриева отмечает, что «русская философская мысль до рубежа XIX – XX веков развивалась в основном в русле литературной критики и журналистики с упором на актуальные социально-политические и этические проблемы. А в последние десятилетия XIX века. века, мистические и религиозные мыслители стали задавать тон в академической и так называемой свободной философии ».

Как отмечает в своей работе «История русской духовной культуры» профессор, доктор исторических наук Наталья Воробьева, современные исследователи постулируют отсутствие самобытной национальной славяно-русской философской системы, рассматривая систему русской философии как феномен Нового времени.

Как пишет академик Дмитрий Лихачев : «Русская философия на протяжении многих веков была тесно связана с литературой и поэзией. Поэтому ее следует изучать в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским...».

Основные школы и направления

Основные направления русской философии включают:

  1. Западничество и либерализм - середина 19 века;
  2. Славянофильство и почвенничество - середина 19 века;
  3. Народничество - вторая половина 19 века;
  4. Анархизм - вторая половина 19 века;
  5. Космизм - конец XIX - первая половина XX века;
  6. Толстовство - конец 19 - начало 20 века;
  7. Позитивизм - конец 19 - начало 20 века;
  8. Веховство - начало 20 века;
  9. Софиология - начало 20 века;
  10. Евразийство - первая половина 20 века, начало 21 века;
  11. Марксизм-ленинизм - 20 век;
  12. Этатизм ;
  13. Традиционализм ;
  14. Национализм.

Истоки русской философии

Философская мысль в Древнерусском государстве (XI – XIII вв.)

Существование древнерусской философии спорно. Одни исследователи, например протоиерей Дмитрий Лескин, признавали факт его существования, другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблем в древнерусской литературе. Философские мысли «эллинских мудрецов» попали в древнерусскую литературу из переводных источников. В рамках религиозного мировоззрения рассматривается вопрос о природе человека (Святослава Изборник, Кирилл Туровский, Нил Сорский ), государственной власти ( Иосиф Волоцкий ) и общечеловеческих ценностей (« Слово закона и благодати » митрополита Илариона, которого иногда называют «первый древнерусский философ»). Этический идеал содержится в Учении Владимира Мономаха. Помимо историософии (этногенез как наказание за Вавилонскую башню), «Повесть временных лет» также содержит элементы религиозной философии: концепции собственности (ипостась), плоти (материи), видения (формы), желания и мечты ( воображение) развиваются. Также в древнерусском государстве была широко распространена переводная литература византийских философских памятников, важнейшим из которых был сборник изречений Филиппа Отшельника «Пчела» и «Диоптра». Среди наиболее известных авторов, оставивших философски значимые произведения, - Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Клим Смолятич, Кирик Новгородец, Кирилл Туровский и Даниил Заточник.

Философские проблемы в творчестве русских писцов XIV – XVII веков.

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Основные статьи: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Ересь иудействующих, Стригольники.

Широкая полемика развернулась между последователями Иосифа из Волоколамска (в мире - Иван Санин) по прозвищу «иосифяне» и Нилом Сорским (в мире - Николай Майков), по прозвищу «заволжские старцы», или «непобедимые». обладатели ". Центральный вопрос, волновавший полемистов, был связан с ролью церкви в государстве и значением ее земельных владений и убранства. Проблема украшения церквей и земли не была непосредственно связана с философией, однако, это послужило толчком для рассмотрения проблем церковного имущества в плоскости библейской и святоотеческой литературы (в полемике, Григория Синаита и Симеона Нового Богослова, Иоанна Цитируются Лествичник, Исаак Сирин, Иоанн Кассиан Римлянин, Нил Синайский, Василий Великий и др.) И в конечном итоге привели к вопросу о значении связи между верой и властью, который разрешился на русской земле в идее «харизма» правителя. Эта философская проблема получила дальнейшее развитие в эпистолярном наследии Ивана Грозного и князя Курбского, в «Сказании о воеводе Дракуле» Федора Курицына, а также в послании Ивана Пересветова. Кроме того, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский вошли в историю в ходе борьбы с ересью иудействующих и стригольников, распространившейся на Новгородской земле (прежде всего в самом Новгороде и в Пскове). С распространением ереси иудействующих в российской интеллектуальной среде стали появляться произведения псевдо-Аристотеля. Положение стригольников по своему духу было близко к гуситам. В связи с этим нужны не только аргументы святоотеческой литературы, но и памятники латинской схоластики, которые начал переводить Дмитрий Герасимов, также известный как Дмитрий Схоластик, член кружка Геннадия. Примечательно, что реакция на еретиков со стороны Иосифа Волоцкого и Нила Сорского также различалась радикально: Иосиф Волоцкий настаивал на уничтожении еретиков, по словам Иосифа, необходимо «нанести им раны, освятив тем самым свою руку», А Нил Сорский и Вассиан Патрикеев настаивали на необходимости увещевания, сражаясь словом, а не мечом. Противоречие между иосифлянами и не-обладателями стало важным примером напряженности между властью и вольнодумцами в российском государстве, которая впоследствии снова и снова возникала в истории русской философии, которая неоднократно запрещалась.

Острожская школа

Основная статья: Школа Острога

Важную роль в формировании русской философии сыграла Острожская школа, основанная князем Константином Острожским в его владениях в Остроге с целью укрепления православной веры и повышения качества работы православного духовенства в полемике с униатами. В Острожской школе большое внимание уделялось изучению языков: древнегреческого, латинского и старославянского. При школе была типография, в которой служили Иван Федоров и Петр Тимофеев. Князь Андрей Курбский также принимал участие в развитии школы. Наряду с богословской литературой в Острожском училище изучалась схоластическая философия. Так Виталий Дубенский составил в Унивском монастыре флорилегию «Диоптра, или Зеркало и отражение человеческой жизни в загробном мире». Среди выпускников академии: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого настоятеля), архимандрит Киево-Печерской Лавры, основатель Лаврской типографии Елисей Плетенецкий, писатель-полемист, философ, автор книги « Апокризис »Кристофер Филалет и многие другие. Деятельность Острожской школы предопределила направленность философско-богословских курсов в Киево-Могилской и Московской славяно-греко-латинских академиях.

Ртищевская школа

Ртищевское училище (также - Ртищевское братство, Андреевское училище) было первым учебным заведением в России, созданным как придворный кружок при Алексее Михайловиче. Обучение в Ртищевском братстве осуществлялось по образцу европейских вузов. Школа возникла по инициативе Федора Ртищева, действовала в Москве с 1648 года и располагалась в Андреевском монастыре, построенном на средства Ртищева у подножия Воробьевых гор.

Ртищевская школа первой в Москве официально включила курсы философии и риторики. Руководителем Ртищевской школы был назначен выходец из Киевской Братской школы, участник книжных исследований в России, философ, богослов и переводчик Епифаний Славинецкий.

Московская Славяно-Греко-Латинская Академия

Важнейшей фигурой Московской Славяно-греко-латинской академии был Симеон Полоцкий. Симеон Полоцкий - деятель русской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Он был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской : Ивана, Софии и Федора. Основатель Школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева.

Среди других важных фигур - Сильвестр Медведев и братья Лихуда, Феофилакт Лопатинский, Палладий Роговский.

Философия в Смоленском коллегиуме

Важнейшей фигурой философской мысли Смоленской коллегии был Гедеон Вишневский. Епископ Гедеон Вишневский был епископом Русской Православной Церкви, епископом Смоленским и Дорогобужским.

Русская философия 18 века

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению западной философии в Россию через зарождающуюся систему высшего образования. Самым популярным западным нововведением был деизм, приверженцами которого были такие ключевые мыслители русского Просвещения, как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву пали атомизм и сенсационность. На практике идеи деизма выражались в антиклерикализме и обосновании подчинения духовной власти светским, за что ратовал ученый отряд Петра I. Также философия русского Просвещения адаптировала многие идеи масонства ( Николай Новиков ). Григорий Теплов составил один из первых русских философских словарей.

Важными русскими философами 18 века были Феофан Прокопович и Стефан Яворский, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, русские мартинисты и «внутренние христиане». Центральными произведениями русских философов XVIII века были «Разговор двух друзей» Василия Татищева, «Детская философия» Андрея Болотова, «Знания о философии вообще» Григория Теплова и «О человеке, его смертности и бессмертии». Александра Радищева.

Русская философия XIX века

Основные статьи: Петр Чаадаев и славянофильство

Шеллингизм появился в России в начале 19 века. В 1823 году создается Общество мудрости.

Философия всеединства Владимира Соловьева.

Основная статья: Владимир Соловьев

Современники называли Владимира Соловьева (1853–1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существовавшую до него философию за абстрактность и не принимал таких крайних ее проявлений, как эмпиризм и рационализм. Он выдвинул идею позитивного всеединства во главе с Богом. Он видел добро как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувств. Философ видел, что весь материальный мир управляется Им, в то время как человек в его философии действовал как связующее звено между Богом и природой, созданной Им, но не совершенной. Человек должен довести его до совершенства (вплоть до одухотворения), в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту ). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная деятельность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Философия Льва Толстого

Основная статья: Лев Толстой

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Толстой (1828–1910). На его философию повлияли взгляды Канта, Руссо, Артура Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие его современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем.

В своей философии Толстой признает ценность нравственной составляющей религии, но отрицает все ее богословские аспекты («истинная религия»). Цель познания - поиск человеком смысла жизни.

Позитивизм

Русская философия ХХ века

В начале ХХ века крупнейшие русские философы под влиянием социальных и политических изменений в стране опубликовали три философских сборника, получившие широкий общественный резонанс и оценку со стороны различных политических деятелей того времени. Эти сборники:

Русская религиозная философия на рубеже XIX и XX веков стала своеобразным синтезом славянофильства и западничества. Вслед за Чаадаевым сохранились проекты построения Царства Божьего на Земле, которые приобрели черты софиологии ( Владимир Соловьев, Сергей Булгаков ) и Роз Мира ( Даниил Андреев ). Считалось, что религия и духовное и нравственное возрождение являются важной частью построения справедливого общества. Отчасти идеи софиологии унаследованы большевизмом ( коммунизмом ) и космизмом ( ноосферой ).

В ХХ веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Некоторые философы были сосланы за границу, но некоторые остались в Советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев. Благодаря последнему в Советской России возродились традиции русской философии, поскольку Сергей Аверинцев и Владимир Бибихин получили от него духовную преемственность.

Экзистенциализм Николая Бердяева

Основная статья: Николай Бердяев

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины ХХ века занимают работы крупнейшего представителя русского экзистенциализма Николая Бердяева (1874–1948). В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвовал в антиправительственных демонстрациях и вел переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским. Однако молодой философ и мыслитель вскоре отказался от марксизма, став одним из самых подробных критиков этого учения.

Бердяев называет главным противостоянием, которое должно развиваться в мировоззрении философа, противостояние духа и природы. Дух - это субъект, жизнь, творчество и свобода, природа - объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается через опыт. Бог есть дух. Тем из людей, у которых был духовный опыт и опыт творчества, не нужно рациональное доказательство существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своем обучении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет большое внимание идее свободы, раскрывающей связь между Богом, Вселенной и человеком. Он выделяет три типа свободы: первичная иррациональная свобода, т. Е. Произвол; рациональная свобода, то есть выполнение морального долга; и, наконец, свобода, наполненная любовью к Богу. Он утверждает, что свобода не создана Богом, и поэтому Бог не может нести ответственность за свободу, создавшую зло. Первичная свобода обуславливает возможность и добра, и зла. Таким образом, даже Бог не может предвидеть действия человека со свободной волей, он действует как помощник, чтобы воля человека стала доброй.

Экзистенциальные взгляды в творчестве Бердяева проявляются в его размышлениях о проблеме личности. Согласно Бердяеву, личность не является частью космоса, напротив, космос - это часть человеческой личности. Личность - это не субстанция, это творческий акт, он неизменен в процессе изменения. Человек, проявляющий творческую активность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», которая выражает характер и призвание русского народа. «Русский народ - очень поляризованный народ, это сочетание противоположностей», - считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, поиски Бога и воинствующий атеизм, смирение и высокомерие, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, самопожертвование, склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, в основе русской идеи лежит идея братства людей и народов, ибо русский народ по своему духовному строению религиозен, открыт и общинен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не следует забывать о поляризации характера русского человека, способного на сострадание и возможность горечи, стремящегося к свободе, но иногда склонного к рабству.

Среди основных работ Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт человеческого оправдания» (1916), «Философия неравенства. Письма к врагам в социальной философии» (1923), «Смысл творчества. Истоки и смысл русского коммунизма »(1937),« Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и XX веков »(1946).

Евразийство

Евразийство - это философское и политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции со странами Центральной Азии. Евразийское движение, зародившееся в русской эмиграции в 1920-1930-е гг., Приобрело популярность к началу XXI века.

Практически забытые ко второй половине ХХ века идеи евразийства были во многом возрождены историком и географом Львом Гумилевым и получили широкое распространение к началу 21 века. Гумилев в ряде книг - «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси до России» - используя евразийскую концепцию и дополняя ее собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, ведущую ему сделан ряд выводов, среди которых наиболее важны следующие: во-первых, любой этнос - это сообщество людей, объединенных определенным стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географических и климатических условиях и остаются стабильными в течение длительного периода времени, сопоставимого с существованием этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями разных этносов одной надэтнической группы; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности - это определенный способ бытия, отвечающий определенным условиям существования.

Советская философия

Еще до начала Октябрьской революции в России развивалась философия марксизма ( Георгий Плеханов, Владимир Ленин ).

Главным вопросом советской философии был вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом была диалектика, в которой выделялись три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм, то есть философию природы и философию истории. Природа, истолкованная как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание трактовалось как «свойство высокоорганизованной материи».

В теории познания преобладала ленинская теория отражения. Исторический процесс воспринимался через призму подчиненного отношения между базисом ( экономикой ) и надстройкой ( культурой ), прошедшим через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм (как первый этап). коммунизма).

В советские годы стали популярны дискуссии о природе идеального (только «в голове» или нет? Давид Дубровский - Эвальд Ильенков ), споры о природе информации.

Михаил Бахтин развивает идеи полифонии, диалога и карнавала. В позднесоветский период большой популярностью пользовались такие философы, как Алексей Лосев, Сергей Аверинцев, Владимир Бибихин. В позднесоветский и постсоветский период идеи московско-тартуской семиотической школы получили широкое признание.

Постсоветская философия

После снятия идеологических запретов в связи с распадом Советского Союза русская философия оказалась в ситуации неопределенности. При сохранении существующей структуры философского образования был запущен процесс освоения той части философского наследия, от которой советская философия была искусственно изолирована. Возникли и начали развиваться новые дисциплины философского цикла - политология, культурология, религиоведение, философская антропология.

Были предприняты попытки возобновить прерванную философскую традицию, вернуться к наследию русской религиозной философии, но эти попытки (по мнению Юрия Семёнова, Даниила Данина, Михаила Чулаки и многих других) оказались неудачными.

В настоящее время существует несколько организаций, заявляющих о своей приверженности идеям евразийцев. Основные из них - Евразийский союз молодежи, Международное евразийское движение главного идеолога неоевразийства Александра Дугина и ряд других организаций.

Школа Георгия Щедровицкого

Основная статья: Георгий Щедровицкий

Чрезвычайно оригинальный и необычайный вклад в развитие русской философии принадлежит Георгию Щедровицкому и созданной им методологической школе, которая впоследствии получила соответствующую формулировку («третья русская философия - собственно методология»). Философско-методологическая система, созданная Щедровицким и его школой (также известная как Московский методологический кружок), предлагает оригинальные пути выхода из проблемной ситуации постмодернизма («в оппозиции« модернизм - постмодернизм »- система методологии мышления и деятельности. может позиционироваться с рядом оговорок и условий »). Показательно, что изначально полуподпольный московский методологический кружок формирует, выковывает и шлифует концепции, востребованные современным периодом, в то время как концептуальный аппарат так называемой «постнеклассической» (постмодернистской) философии имеет уже исчерпал свои возможности.

Смотрите также

использованная литература

Источники

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-29 07:46:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте