Скота и Скотия - имена, данные мифологическим дочерям двух разных египетских фараонов в ирландской мифологии, шотландской мифологии и псевдоистории.. Хотя легенды разнятся, все согласны с тем, что скота был предком гэлов, которые проследили свою родословную до ирландских захватчиков по имени Скотти, поселившихся в Аргайл и Каледония, регионы, которые позже стали известны как Шотландия в честь их основателя.
Эдвард Дж. Коуэн проследил первое упоминание Скоты в литературе до 12 века. Скота появляется в ирландских хрониках Книга Ленстера (содержащая редакцию из Лебора Габала Эренн ). Тем не менее, текст, найденный в 11 веке Historia Brittonum, содержит более раннюю ссылку на Скоту. Источники XII века утверждают, что Скота была дочерью египетского фараона, современника Моисея, который женился на Гейтолосе (Гойдель Глас ), основателе шотландцев и Гаэлс после изгнания из Египта. Самые ранние шотландские источники утверждают, что Гейтолос был королем Греции, Неолом или Хеолаем, в то время как Лебор Габала Эренн описывает его как скифа. Другие рукописи Лебора Габала Эренн содержат вариант легенды, где Мил Эспайн появляется как муж Скоты и связывает его с древней Иберией.
. Вариант мифа в Лебор Габала Эренн утверждает, что был еще один Скота. Она была дочерью египетского фараона по имени Сингрис, имя, которое встречается только в ирландских легендах. Она вышла замуж за Ниула, сына Фениуса Фарсаида. Ниул был вавилонянином, который отправился в Скифию после обрушения Вавилонской башни. Он был знатоком языков и был приглашен фараоном в Египет, чтобы поженить Скоту за руку. У Скоты и Нуил был сын Гойдель Глас, одноименный предок гэлов, который создал гэльский язык, объединив лучшие черты 72 языков, существовавших тогда.
Балдреду Биссету приписывают то, что он первым соединил Камень Скоуна с легендами Фонда Скота в своей работе 1301 года «Процессус», положив выдвинуть аргумент, что Шотландия, а не Ирландия, была местом первоначальной родины Шотландии.
Биссет хотел узаконить шотландское (в отличие от английского) восхождение на трон, когда Александр III Шотландии умер в 1286 году. Во время своей коронации в 1249 году Александр сам слышал, как его королевская генеалогия рассказывала поколения назад в Скоту. Биссет попытался узаконить шотландское присоединение, подчеркнув важность Скоты как перевозчика Камня Сконского из Египта во время исхода Моисея в Шотландию. В 1296 году Камень был захвачен Эдуардом I Английским и доставлен в Вестминстерское аббатство. В 1323 году Роберт Брюс использовал легенду Биссета, соединяющую Скоту с Камнем, в попытке вернуть его в Сконское аббатство в Шотландии.
Английский летописец XV века Джон Хардин позже попытался опровергнуть утверждения Биссета.
Оригинал Кроникил из Шотландии Эндрю из Винтуна и Джон Фордунский Chronica Gentis Scotorum (1385) - это источники легенд Скоты, наряду с Scalacronica Томаса Грея (1362). Гектор Боэс «Historia Gentis Scotorum» 16-го века («История шотландского народа») также упоминает миф об основании Скота.
Вальтер Бауэр XV век Скотихроникон включал первые иллюстрации к легендам.
Могила Скота (или Могила Скотии) предположительно находится в долине к югу от графства Керри., Ирландия. Эта местность известна как Гленн Скоитин, «Долина Маленького Цветка», но чаще ее называют (Долина Фоли). След от дороги ведет вдоль ручья к поляне, где круг из больших камней отмечает место захоронения, на что указывает указатель Совета графства.
.