Samūm (арабский : سموم также пишется Simoom или Semum; от корня س م م smm, سم «отравить») - демон в древних арабских преданиях, а позже исламских верованиях. Как своего рода огонь, он также является источником некоторых видов злых духов и в дальнейшем отождествляется как с огнем ада, так и с огнем солнца. Самум, вероятно, произошел из еврейских преданий как антропоморфизация ядовитого ветра, что, вероятно, также было источником концепции Самаэля и его меньших дьяволов Ислам развивает связь между огнями Самума и сатаной, утверждая, что он или, по крайней мере, его второстепенные дьяволы созданы из огней Самума.
Термин Самум происходит от корень smm سم, что означает «отравлять». Он также используется для обозначения горячего пыльного ветра пустыни. В Талмуде и постталмудической литературе ветер Самума стал демоном и именем Мидраша дьявола Самаэля имеет лингвистическое отношение к нему. Иоганн Готфрид Эйххорн связывает этот термин с Трехдневной тьмой в Книге Исход. Соответственно, тьма приходит как раз с бурей Самума. В Коране этот термин появляется в Коране 56:42 как мучительный огонь Джаханнама. В другой раз он встречается в Коране 15:27 как происхождение Янна. В исламских традициях это обычно трактуется как разновидность огня, проникающего сквозь кожу человеческого тела в отличие от мариджин миннар. Однако оба огня обычно ассоциировались с опасными духами. Позже манихеи называли чумной ветер в одном из пяти царств Князя тьмы Самум.
Табари предлагает много интерпретации природы самума. В одной интерпретации, которую он предлагает, самум - это «горячий ветер, убивающий», а в другой - «пламя огня горячего ветра», а в еще одной он связывает его с «ночным ветром» в противоположность харуру (дневному ветру).. Кроме того, он утверждает, что некоторые считают самум адским огнем (нар джаханнама). По утверждению Абу Убайды, самум - это огонь, который «проникает в поры из-за своей тонкости как днем, так и ночью». Сообщается, что самум - это бездымный огонь, расположенный между небом и завесой. Табари заключает, что это сердце пламени, а не ветра, как указывали другие. Согласно Ибн Аббасу, самум - это «худший горячий огонь, который убивает». Согласно авторитету, самум - это огонь солнца. Большинство муфассиров повторяют упомянутые толкования, но обычно более кратко.
Доисламские бедуины верили в различных духов, такие как джинны, афарит и демоны. Один из этих духов - вихрь Самум, и вера в этого демона сохранялась на протяжении всей истории ислама. Турецкие источники описывают Самум как существо, которое стало завидовать человечеству, а его любовь к Богу превратилась в ненависть. После этого они были изгнаны из Божьей милости и объединились сатаной и его демонами, почитая его как свое новое божество.
. Однако многие муфасиры не называют Самума существо само по себе, но происхождение конкретной сущности. С разрешения Ибн Аббаса, Табари различает ангелов, созданных из света, джиннов, созданных из смеси огня, и Иблиса, и ангелов среди него, созданных из Огни Самума. В некоторых источниках это племя ангелов называется Аль-Хинн.
Другая история рассматривает Огни Самума как происхождение жены Иблиса, созданной Богом после того, как Иблис был изгнан с небес, вместе с которым он породил демоны. Согласно Ас-Суюти, Самум - прародитель духов.
Турецкий фильм ужасов 2008 года Семум о Самуме, предположительно основанном на различных независимых повествованиях о одержимых людях, утверждающих, что встретили Самума. Этот Самум изображен как существо из самого ада, вызванное ведьмой и вынужденное овладеть женщиной.