В исламе Забания ( Арабский : الزبانية) (также пишется Зебани ) - это силы ада, которые мучают грешников, также называемых Ангелы наказания или Стражи ада. Их часто отождествляют с Девятнадцатью Ангелами Ада, упомянутыми в Коране 66: 6 и 74:30, или с их подчиненными. А именно они появляются в Сура 96:18. Традиционно они противопоставляются ангелам милосердия своим созданием из огня, а не света. Тем не менее некоторые ученые считают их сотворенными из света вместе с другими ангелами.
Слово «забания» могло быть образовано от сирийского шаббая, используемого для описания ангелов, проводящих души мертвых или устрашающих демонов. Другое предположение приписывает происхождение раббанийе, относящемуся к совету господствующих ангелов. Кроме того, Забания может относиться к классу арабских демонов. Согласно другой теории, этот термин может происходить от шумерского zi.ba.an.na («Весы ») и ассирийского zibanitu (также относящегося к весам). Что касается числа девятнадцать, предполагается, что оно относится к сумме семи планет и двенадцати знаков зодиака, как, например, в литературе Мандаен, которая, хотя и поразительна, в конечном итоге неубедительна. Более того, такие ученые, как Анжелика Нойвирт, рассматривают это как «явно загадочный элемент». Аль-Мубаррад предположил, что забания может происходить из идеи движения, а забания - это те, кто «отталкивает кого-то [назад]».
В Мираджская литература, одному из забанийий по имени Сусанил, приказано показать Мухаммаду наказания ада. Исламское искусство обычно изображает их как ужасающих демонов с пламенем, вырывающимся изо рта.
В рамках исмаилитской эсхатологии Насир ад-Дин ат-Туси отождествлял Забанийя с семь планет, которые управляют верхними Барзахами, что указывает на то, что внутри небесных сфер есть своего рода ад. Соответственно, нечистые души остаются запечатленными внутри тел, не имея спасения в чисто интеллектуальном существовании. Хури появляются как аналоги Забанийа, которые, в отличие от Забанийа, являются предметами познания из потустороннего мира.
Во время пост-коранической экзегезы Забания также отождествлялись с ангелы смерти, являющиеся несправедливым помощникам Азраилу, которые ведут грешников в момент смерти и захватывают их души, являясь черными тенями.
До англификации Забания, они, вероятно, считались своего рода демонами. Аль-Мубаррад относит их к Афариту, типу демона преисподней, все еще преобладающего в более поздней исламской мысли. Он заявляет, что афарит иногда называют «"ifriyya zibniyya», «ZBN», что означает «отталкивание» как их характерное действие.
В тюркских преданиях они используются для адских гончих. или адские демоны, обитающие в преисподней, чтобы мучить грешников. Некоторые традиции утверждают, что иногда они вступают в войну с ангелами милосердия. Если они встретятся друг с другом, их удары могут вызвать гром.