Сэмюэл Праут (; 17 сентября 1783 - 10 февраля 1852) был британским акварелистом, одним из мастеров акварели архитектурной живописи. Прут обеспечил должность художника акварели в обыкновенном короле Георге IV в 1829 году, а затем королеве Виктории. Джон Рескин, чьи работы часто копировали работу Праута, писал в 1844 году: «Иногда я устаю от Тернера, но никогда от Праута». Праута часто сравнивают с его современниками; Тернер, Гейнсборо, Констебль и Раскин, которых он учил. Он был дядей художника Джон Скиннер Праут.
Самуэль Праут родился в Плимуте, четвертый из четырнадцати детей, рожденных Сэмюэлем Праутом-старшим, военно-морским экипировщиком в городе верфи, и Мэри Катер. Посещая Плимутскую гимназию, он попал под влияние директора доктора Джона Бидлэйка, который поощрял молодого Праута и Бенджамина Роберта Хейдона в их художественном обучении. Целые летние дни они проводили за рисованием тихих коттеджей, деревенских мостов и романтических водяных мельниц в красивых долинах Девона. Вместе с Джоном Бриттоном он совершил путешествие по Корнуоллу, чтобы попробовать свои силы в создании эскизов для Бриттона «Красавицы Англии». В 1803 году он переехал в Лондон, где оставался до 1812 года. Женившись на Элизабет Гиллеспи в 1810 году, у них родилось четверо детей; Ребекка Элизабет (р. 1813), Элизабет Делси (р. 1817), Изабелла Энн (р. 1820) и Сэмюэл Гллеспи (р. 1822).
В Лондоне Праут увидел новые возможности и попытался их реализовать. исправить и усовершенствовать свой стиль, изучая произведения восходящей школы пейзажа. Чтобы заработать на жизнь, он рисовал морские фигурки для продавца печатной продукции Палсера, брал учеников и издавал книги для учеников. Он был одним из первых, кто использовал литографию.
. Однако примерно в 1818 году Праут открыл свою нишу. Получив время, чтобы совершить свой первый визит на континент и изучить причудливые улочки и рыночные площади континентальных городов, он внезапно оказался в новой очаровательной области искусства. Его взгляд улавливал живописные детали архитектуры, а рука умело фиксировала их. Композиция его рисунков была изысканно естественной; их цвет выражал «самую верную и счастливую ассоциацию солнца и тени»; живописные остатки древней архитектуры были воспроизведены с радостной широтой и величием, с искренним восприятием и наслаждением их изношенной временем суровостью; и торжественность великих соборов была подчеркнута с поразительным эффектом.
Он заработал себе репутацию с помощью этих уличных сцен и получил похвалу от своего бывшего ученика Джона Раскина. До Праута, по словам Раскина, живописность характеризовала чрезмерная и неуклюжая искусственность: руины, которые рисовали ранние художники, «выглядели так, как будто они были разрушены специально; сорняки, которые они посадили, казались украшением». Таким образом, Прут делает заслугу создания основных характеристик, которых не хватало в более раннем искусстве, в частности, «того чувства, которое возникает из-за влияния среди благородных архитектурных линий разрыва и ржавчины, трещин, лишайников и т. Д. и сорняк, и надписи на страницах древних стен, запутанные иероглифы человеческой истории ». Иными словами, Праут не изображает бесчувственно признаки старения и разложения, главным образом, ради интересных фактур, а скорее использует эти текстуры и другие живописные характеристики, чтобы создать глубоко прочувствованные впечатления о старости, которую благородно пережили. Хотя их часто сравнивают, ни Тернер, ни Праут не были вульгарными художниками, и если Тернер сосредоточился на бесконечных красотах природы, Праут больше интересовался городским пейзажем.
Праут был назначен желанным титулом «Живописец акварелью в обыкновенном» королю Георгу IV в 1829 году, а затем королеве Виктории.
во времена его смерти вряд ли было место в Франции, Германии, Италии (особенно Венеции ) или Нидерландах где его лица не видели в поисках античных фронтонов и каменных скульптур. Он умер после инсульта в своем доме, 5 De Crespigny Terrace, Denmark Hill, Лондон и был похоронен на кладбище Вест Норвуд.
A большое количество его оригинальных альбомов, литографий, бухгалтерских книг, писем и семейных материалов хранится в Атенеуме Северного Девона, Барнстейпл, Девон. Коллекция была продана на аукционе в 2010 году, и многое было приобретено Городским музеем и художественной галереей Плимута, пополнив свои существующие фонды его работ.
Сэмюэл Гиллеспи Праут пошел по стопам своего отца и тоже начал рисовать акварелью. Другой член семьи, Джон Скиннер Праут сделал карьеру в живописи и написании книг на Тасмании.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Самуэлем Прут. |