X-31 | |
---|---|
Самолет X-31 возвращается с испытательного полета для VECTOR. | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Национальное происхождение | США / Германия |
Производитель | Rockwell / Messerschmitt-Bölkow-Blohm |
Первый полет | 11 октября 1990 г. |
Основные пользователи | DARPA. NASA. DLR |
Количество построенных | 2 |
Rockwell-Messerschmitt-Bölkow-Blohm X-31 был экспериментальным реактивным истребителем, предназначенным для проверки технологии управления вектором тяги истребителя .
Он был разработан и построен Роквеллом и Мессершмитт-Бёлков-Блом (MBB) в рамках совместной программы США и Германии по повышению маневренности истребителей с целью обеспечения дополнительной возможность управления по тангажу и рысканью для значительно большей маневренности, чем у большинства обычных истребителей. Усовершенствованная система управления полетом обеспечивала управляемый полет при высоких углах атаки, когда обычный самолет сваливался или терял управление. Было построено два самолета, из которых уцелел только один.
Конструкция X-31 была по существу полностью новой конструкцией планера, хотя она в значительной степени заимствовала элементы конструкции, а иногда и фактические части предыдущих серийных, прототипов и концептуальных конструкций самолетов, в том числе британских Аэрокосмическая отрасль Программа экспериментальных самолетов (выбор типа крыла с передним носом, плюс воздухозаборник под фюзеляжем), немецкий TKF-90 (концепция формы крыла в плане и заборт под фюзеляжем), F / A- 18 Hornet (носовая часть, включая кабину, катапультное сиденье и фонарь; электрические генераторы), F-16 Fighting Falcon (шасси, топливный насос, педали руля направления, шины носового колеса и аварийный силовой агрегат), F-16XL (приводы закрылков передней кромки), V-22 Osprey (приводы руля), Cessna Citation (колеса и тормоза основных стоек шасси), F-20 Тигершарк (гидразиновая система аварийного пуска воздуха, позже замененная) и B-1 Lancer (шпиндели от его управляющих лопаток, используемых для канардов). Это было сделано специально, чтобы сократить время разработки и риски за счет использования компонентов, пригодных для полетов. Чтобы снизить стоимость оснастки для серийного производства всего двух самолетов, Rockwell разработала концепцию «летающей оснастки» (возможно, наиболее успешный побочный продукт программы), в результате чего 15 шпангоутов фюзеляжа были изготовлены с помощью CNC, связанных с удерживающим приспособлением и прикрепленных к производственному полу с помощью геодезического оборудования. Затем эта сборка стала инструментом для самолета, который был построен вокруг нее, таким образом, «улетев» со своим собственным оборудованием.
Были построены два X-31, первый из которых полетел 11 октября 1990 года. В период с 1990 по 1995 год было выполнено 500 испытательных полетов. X-31 представляет собой самолет с треугольным крылом canard delta, который использует носовые части утка для первичного управления по тангажу с вторичным вектором тяги. контроль. Дельта утка ранее использовалась на ударных истребителях Saab Viggen, а с тех пор стала обычным явлением на таких истребителях, как Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и <175.>Gripen, которые были спроектированы и летали за несколько лет до X-31. X-31 имел крыло с изогнутым треугольником (аналогично Saab 35 Draken и прототипу F-16XL) и фиксированными обвязками вдоль кормовой фюзеляжа., а также пара подвижных управляемых компьютером уток для повышения устойчивости и маневренности. У нет подвижного горизонтального оперения, только вертикальный киль с рулем направления. По тангажу и рысканью управляет утка с помощью трех лопастей, направляющих выхлоп (вектор тяги). В конце концов, моделирование и летные испытания на одном из X-31 показали, что полет будет стабильным без вертикального оперения, потому что сопло управления вектором тяги обеспечивает достаточный контроль рыскания и тангажа.
Во время летных испытаний X- 31 самолет установил несколько вех. 6 ноября 1992 г. X-31 совершил управляемый полет при угле атаки 70 °. 29 апреля 1993 года второй X-31 успешно выполнил быстрый разворот на 180 ° с минимальным радиусом, используя маневр после сваливания, вылетев далеко за пределы диапазона углов атаки, нормального для обычных самолетов. Этот маневр получил название «маневр Хербста » в честь доктора Вольфганга Хербста, сотрудника MBB и сторонника использования полета после сваливания в воздухе в бою. Хербст был разработчиком Rockwell SNAKE, который лег в основу X-31.
В середине 1990-х годов программа начала возрождаться, и поэтому США и Германия подписали Меморандум о взаимопонимании в апреле 1999 года. начать сотрудничество по программе VECTOR стоимостью 53 миллиона долларов, чтобы получить прибыль от предыдущих инвестиций. VECTOR - совместное предприятие, в которое входят ВМС США, немецкое агентство оборонных закупок BWB, Phantom Works компании Boeing и DASA ; Первоначально предполагалось, что в нем примут участие Швеция, которая отказалась от участия из-за финансовых ограничений. В качестве места проведения летных испытаний была выбрана военно-морская авиабаза Патаксент-Ривер в Мэриленде. С 2002 по 2003 год X-31 выполнял чрезвычайно короткие заходы на посадку и взлет сначала на виртуальной взлетно-посадочной полосе на высоте 5000 футов (1500 м) в небе, чтобы гарантировать, что инерциальная навигационная система / Global Система позиционирования точно направляет самолет с точностью до сантиметра, необходимой для приземления на землю. Затем программа завершилась первой в истории автономной посадкой пилотируемого самолета с большим углом атаки (24 градуса) и короткой посадкой. Технологии включали дифференциальную систему GPS, основанную на технологии псевдолита от Integrinautics и миниатюрную систему данных о продувке воздуха от Nordmicro.
Данные с Jane's All The World's Aircraft 1993–94
Общие характеристики
Характеристики
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
X-31 Quasi-Tailless (без киля и руля направления). Artist Concept
Выполнение большого угла атаки маневра
Вид спереди X-31 в Oberschleißheim, Германия
X -31 Квази-бесхвостый (без киля и руля направления). Artist Concept
X-31 №2
X-31 №1 с тремя лопастями с вектором тяги (1993)
Зонд Киля внутри трубы. Этот неотапливаемый зонд вызвал потерю X-31 № 1 из-за обледенения.
Кильский зонд, вид сбоку
ВЕКТОР X-31 демонстрирует чрезвычайно короткую посадку при очень большом угле атаки
| month =
()Викискладе есть медиафайлы, связанные с Rockwell-MBB X-31. |