Роберт Маклеллан | |
---|---|
Родился | Роберт Маклеллан. (1907-01-28) 28 января 1907 г.. Линмилл Фарм, Киркфилдбанк, Ланаркшир, Шотландия |
Умер | 27 января 1985 г. (1985-01-27) (77 лет). Хай Корри, остров Арран, Шотландия |
Род занятий |
|
язык | шотландцы и английский |
национальность | шотландский |
Alma mater | университет Глазго ( 1925-1928) |
Жанр |
|
Тема |
|
Литературное движение | Шотландский ренессанс |
Известные произведения |
|
Известные награды |
|
Супруга | Кэтлин Хейс |
Родственники |
|
Роберт Маклеллан ОБЕ (1907–1985) был шотландским драматургом эпохи Возрождения, драматургом, писателем и поэтом, а также ведущей фигурой в движении двадцатого века за восстановление самобытных театральных традиций Шотландии. Он пользовался популярностью благодаря пьесам и рассказам, написанным на его родном шотландском языке, и наряду с Уильямом Лоримером он считается одним из самых важных современных представителей прекрасной прозы на языке.
Помимо своей литературной карьеры, Маклеллан участвовал в активной службе во время Второй мировой войны, был избранным советником на острове Арран, его приемном доме после женитьбы., и был активен по-разному в Лиге драматургов, Обществе авторов и Обществе Лалланса. В начале 1960-х он некоторое время был избранным президентом Ассоциации окружных советов Шотландии. Он также был частым участником кампании в защиту местного наследия, а его преданный пчеловод.
Сегодня в литературе Маклеллан, вероятно, больше всего помнят по историческим комедиям Джейми Сакст и его коротким рассказом. цикл, Linmill Stories, но его карьера сценариста была долгой и экспериментальной, охватывающей более тридцати лет решающего развития шотландского театрального самовыражения. В более поздней карьере он также писал для радио и телевидения. Он был награжден пенсией по гражданскому листу в 1968 году за «заслуги перед литературой в Шотландии» и получил Орден Британской империи в 1978 году.
Роберт Маклеллан начал свою карьеру как драматург в начале 1930-х годов. Большая часть его ранних работ была спродюсирована недолговечным Curtain Theatre в Глазго, динамичной и амбициозной компанией по подписке, основанной в 1933 году в университетском районе города.
Этот ранний период был для драматурга плодотворным и экспериментальным. На протяжении всего десятилетия он был фактически «домашним драматургом» Кертейна, пробуя различные жанры и приемы как на шотландском, так и на английском языках для выступления перед преданной и вокальной аудиторией «studio ». Некоторые из этих ранних работ в краткой форме, такие как Jeddart Justice и The Changeling, были также выбраны другими непрофессиональными компаниями по всей стране и участвовали в ежегодных конкурсах Шотландской общественной драматической ассоциации того времени.
Первый заметный успех Маклеллана пришелся на 1936 год, когда Кертейн поставил свою полнометражную трехактную комедию «Тоом Байрс», действие которой происходило среди пограничных реверов в первые дни правления Джеймс VI. В 1937 году за этим последовал фильм Джейми Сакст, действие которого разворачивается в тот же период, но на этот раз в городской среде, действие которого происходит во дворе и вокруг него в Эдинбурге и изображает сам король в расцвете сил. Эта последняя постановка, в которой молодой Дункан Макрэ, как известно, произвела фурор в главной роли, обычно считается той, которая подтвердила репутацию Маклеллана как комедийного драматурга на шотландском языке.
Маклеллан, как известно, некоторое время проживал в Англии в качестве сценариста примерно в это время, но по какой-то причине он вскоре вернулся в Шотландию, женился в 1938 году и поселился на Остров Арран. Он продолжал работать с занавесом в уме, но его последняя работа с компанией «Портрет художника», на этот раз написанная на английском в современной обстановке, была встречена менее критиками. В своих следующих произведениях «Контрабандист» и «Богл», действие которых происходит в восемнадцатом веке, драматург вернулся к исторической шотландской комедии.
В таком случае «Богл» (позже переименованный в Torwatletie) дождался своего дебютного производства до 1946 года. К тому времени, когда Маклеллан закончил пьесу, в начале 1940 года, театра «Занавес» больше не было, поскольку он распался после объявления войны в 1939 году. военные годы повлекут за собой значительный перерыв в развитии карьеры Маклеллана как драматурга.
К настоящему времени Маклеллан, впервые ставший отцом, поступил на службу в Королевскую артиллерию в 1940 году. Следующие пять лет он служил зенитчиком. в обороне вокруг Британских островов (помимо Шотландии) и на Фарерских островах. Отложив драму в сторону, он вместо этого обратился к поэзии и рассказам, стилям письма, которые он нашел более подходящими в контексте военной жизни. Примерно в 1943 году, во время службы на Фарерских островах, он встретил поэта Ганса Джурхууса. Маклеллан как писатель на шотландском языке позже публично признал вдохновение, которое он черпал из встреч с Джурхуусом, писателем, который параллельно предпринимал усилия по созданию нового литературного использования для своего родного Фарерских островов.
Но в это время драматург уже успел никогда не упускал из виду свою основную карьеру. Как только военные действия закончились в мае 1945, еще в военной форме, но освобожденный от своих обязанностей, Маклеллан сразу же написал стихотворную драму Мотылек Карлина в течение двух недель после Дня Победы, по его собственному мнению, на «горячем чердаке» особняка около Саутволда на побережье Саффолка, где в то время дислоцировалось его подразделение. Объединив поэзию с его драматизмом, это возобновление его сценической работы также добавило новый стиль его писательству.
После демобилизации в 1946 году Маклеллан вернулся в Арран. Во время его отсутствия в годы войны на шотландской театральной сцене произошли изменения, такие как создание Unity Players в 1941 году и создание Джеймсом Бриди группы Glasgow Citizens. в 1943 году, поэтому Маклеллан, возможно, вернулся с лучшими надеждами на более профессиональную институциональную культуру для новой шотландской работы. В любом случае он взялся за дело. В том же году по радио транслировали только что сочиненный Carlin Moth; дебютная постановка Torwatletie, завершенная пятью годами ранее, но оставшаяся на льду до его возвращения с войны, была смонтирована Unity (впоследствии перенесенная в 1947 году на первый "Edinburgh Fringe ", затем на лондонский Посольский театр в 1948 году); и сам Маклеллан уже приступил к написанию своей следующей крупной пьесы. К тому времени у него за плечами была и The Cailleach, короткая шотландская пьеса более мрачного тона.
Маклеллан задумывал Flouers o Edinburgh прежде всего как профессиональное средство передвижения для недавно основанной Бриди Citizens, но в конце 1940-х годов между двумя мужчинами начались разногласия. Маклеллан отказал в разрешении на поездку с Джейми Сакстом в Лондон после того, как Бриди настояла на лицензии на перезапись. Затем, в 1948 году, «Граждане Бриди» отвергли Flouers. Хотя Unity в очередной раз поставила дебютную постановку, они не достигли такого же успеха, как Torwatletie, и, возможно, именно радиопродукция в 1951 году, через несколько месяцев после смерти Бриди, в конце концов «открыла» пьесу. В любом случае, несмотря на первоначальное сопротивление со стороны граждан, «Flouers o Edinburgh» стала одной из самых популярных и часто возрождаемых работ Маклеллана.
Граждане, наконец, устроили два дебюта Маклеллана: историческое исследование Мэри Стюарт в 1950 году и «Дорога на острова», современная сатира на земельный активизм. в Хайлендс, в 1954 году. Эти новые пьесы не пользовались таким же популярным успехом, как предыдущие пьесы, но признанные произведения Маклеллана продолжали оставаться популярными среди процветающих любительских драматических клубов и ассоциаций страны в За годы до телевидения. С другой стороны, в более формальных театральных заведениях Шотландии 1950-х годов Маклеллан становился все более разочарованным - разочарование, которое он публично выражал, - видя в них сопротивление и неправильное восприятие шотландских театральных ценностей, особенно в вопросах языка.
В течение десятилетия Маклеллан все чаще обращался к радиопередаче, установив хорошие рабочие отношения с продюсером Scottish Home Service. Крэмпси больше соответствовал потребностям и стремлениям Маклеллана. Помимо создания радиоадаптаций своей работы, он заказал новые сочинения, в том числе работы для трансляции в Ночь Бёрнса и три существенные серии драматизаций эпизодов из истории Шотландии для школьных передач.
Одним из следующих ярких моментов в карьере Маклеллана стала трансляция его отмеченной наградами драмы на стихи для радио в 1957 году, Sweet Largie Bay, с ее красивым и элегантным воспоминанием о смене поколений и упадке островной жизни. В конце десятилетия Раб Моссгил, которому Крэмпси поручил отметить двухлетие Бернса в 1959 году, стал первым из произведений драматурга, транслировавшимся по шотландскому телевидению.
Роберт Маклеллан родился в 1907 году в доме своих дедушек и бабушек по материнской линии на фруктовой ферме недалеко от Киркфилдбанк в процветающем фруктоводстве Клайд Долина регион Ланаркшир. Его отцом был Джон Маклеллан, типограф по профессии, который примерно в 1912 году основал и впоследствии руководил в Милнгэви, который в то время еще оставался отдельным городком к северу от Глазго. Хотя молодой Маклеллан вырос в Милнгэви, он обычно проводил свои летние каникулы на ферме в Ланаркшире своих бабушек и дедушек, и это были времена, непосредственно предшествующие Первой мировой войне, которые позже стали источником вдохновения для его историй о Линмилле.
После посещения Академии Берсдена в Глазго, Маклеллан поступил в Университет Глазго в качестве бакалавра философии морали в 1925 году. Он не получил ученой степени, возможно, бросив учебу. учится после смерти своей матери от туберкулеза в 1928 году.
Маклеллан познакомился со своей будущей женой, Кэтлин Хейс из Гриндлтон, Ланкашир, где-то до 1933 года, когда гулял по Озерный край. Они поженились в 1938 году и поселились в Арране, где жили скромно на доход Маклеллана как драматурга, который в послевоенные годы пополнился продукцией его пчеловодства и ручной работы Кэтлин.
Маклеллан. внезапно умер дома в Хай-Корри за день до своего 78-летия в январе 1985 года. Он похоронен на Арране.
Даты первых постановок:
Хотя отдельные пьесы и рассказы регулярно публиковались на протяжении всей жизни Маклеллана собрания его работ появлялись только после Прозвище: