Реформационная философия - это неокальвинистское движение, пионером которого является Герман Дойеверд и Д. H. Th. Волленховен, который стремится развивать философскую мысль в радикальном реформатском христианском направлении.
В 1926 году два кальвинистских ученых были назначены на должности в Свободном университете (VU) в Амстердаме, Нидерланды. Оба закончили там свое образование и находились под влиянием мысли его основателя Авраама Кайпера, чей вид неокальвинизма оказал значительное влияние на политику и культуру голландского общества. Д. H. Th. Волленховен был назначен первым штатным профессором философии в университете, а его шурин Герман Дойеверд был назначен на юридический факультет.
Оба человека уже сотрудничали в развитии уникальной христианской философии, и их труды начали приносить значительные плоды в течение следующих десяти лет. В середине 1930-х годов была опубликована серия значительных публикаций, кульминацией которых стал трехтомный трехтомный труд Дойеверда magnum opus De Wijsbegeerte der Wetsidee (Философия космономической идеи). В это время Волленховен организовал Ассоциацию кальвинистской философии, президентом которой он служил до выхода на пенсию в 1963 году, которая к тому времени стала международной организацией, насчитывающей более 500 членов. Дойеверд стал первым редактором академического журнала Ассоциации Philosophia Reformata.
После второй мировой войны Ассоциация кальвинистской философии воспользовалась правовым положением, которое, установив вторая организация с этой целью позволила тем, кто заинтересован в дальнейшем проекте, назначить профессоров на специальные кафедры в государственных университетах. Йохан Меккес был назначен в 1947 году в Роттердам, Лейден и Эйндховен, К. J. Popma в Groningen в 1948 г. и позже Utrecht (1955), S. У. Зуидема в Свободном университете и Утрехте в 1948 году и Хендрик Ван Рисен в Делфте и Эйндховене в 1951 году.
В 1950-х и 1960-х годах, в основном под влиянием американского ученика Волленховена Х. Эван Раннер, многие североамериканцы с голландскими корнями пришли учиться у этих кальвинистских философов, усилив влияние этой новой философии. Дойеверд также пересмотрел свою более раннюю работу для публикации на английском языке под названием «Новая критика теоретической мысли». Как следствие, Дойеверд получил наибольшую известность за пределами Нидерландов.
Хотя кальвинистская по своим корням реформаторская философия всегда была экуменической по мировоззрению. Позже Дойеверд отверг термин «кальвинистская», желая, чтобы его философия воспринималась как «реформаторско-экуменическая» христианская. К 50-летию Ассоциации Якоб Клапвейк резюмировал некоторые из центральных тем реформаторской философии и с нетерпением ждал, когда она будет продолжать вносить свой вклад. Эта важная статья называлась «Реформационная философия на границе между прошлым и будущим». В 1995 году Ассоциация кальвинистской философии стала Ассоциацией, а поддерживающий ее фонд стал Фондом христианской философии (Stichting voor Christelijke Filosofie, с новым нидерландским написанием).
Ян-Виллем Дейксхорн описывает четыре разных поколения голландских философов-реформаторов. Первым поколением были Волленховен и Дойеверд; второе поколение: Хендрик Ван Рисен, К. Дж. Попма, С. У. Зуидема и Йохан Меккес ; третье поколение: Эгберт Шурман, Хенк Гиртсема и Сандер Гриффиоен ; четвертое поколение: Ян Хугланд. Другие представители третьего, четвертого или промежуточного поколения должны включать доктора Маартена Веркерка, чью книгу в переводе будут широко читать в Северной Америке, Доверие и власть в цехе: этнографическое, этическое и философское исследование ответственного поведения. in Industrial Organizations .
Собственный культурный контекст Дейксхорна не учитывается во втором поколении доктора Х. Эван Раннер, который учился в Нидерландах, но затем вернулся в Соединенные Штаты, чтобы преподавать в Колледже Кальвина, Гранд-Рапидс, Мичиган. Бегун был учеником Волленховена, который также внимательно изучал работы Дойеверда. Раннер вернулся в США, чтобы преподавать, а оттуда отправил обратно в университет студентов для работы над докторской степенью под руководством Волленховена по философии, один - под руководством Дойеверда по юриспруденции, а другие - по ряду дополнительных дисциплин - таково было влияние Раннера! Многие из них были детьми семей, которые эмигрировали из Нидерландов в Канаду или США, учились у Х. Эвана Раннера в Колледже Кэлвина, вернулись в Университет, уже двуязычными, получили докторскую степень, некоторые остались в Нидерланды и ВУ, некоторые из них вернутся в Северную Америку. Другой человек этого поколения, заслуживающий упоминания, - это биолог Иоганн Х. Димер, первый секретарь редакционной коллегии Philosophia Reformata, чей труд «Природа и чудо» все еще читается. Он умер рано, в возрасте 41 года, после того, как побывал в нацистском концлагере.
В Северной Америке Институт христианских исследований (ICS) был основан в Торонто, чтобы предлагать ученые степени. ICS имеет давние отношения сотрудничества с VU, Федерацией теологических школ Университета Торонто, а с недавних пор - также с философским факультетом Университета. Таким образом, в Северной Америке существует активное второе поколение философов-реформаторов в Кальвине Сирвельде ; третье поколение, в том числе Хендрик Харт, Бернард Зилстра (умерший), Джеймс Олтиус, Арнольд ДеГрааф (впоследствии практикующий психотерапевт в течение 30 лет и соучредитель Mono Центр терапии, Моно, Онтарио), Томас Макинтайр, Альберт М. Уолтерс, Уильям Роу, Джордж Вандервельде (теолог, получивший докторскую степень по Г.К.Беркувер ); могут быть добавлены Пол Маршалл и Роберт Свитман в четвертом поколении - чтобы назвать только тех, кто занимал активные профессорские должности в ICS.
В настоящее время существует множество докторантов ICS через его совместную программу с VU. В самой ICS к ним теперь относятся:
Среди других выпускников:
Многие другие имена среди поколений могут быть включены, например, среди тех, кто преподавал в ICS., Университетский колледж Редимера и Колледж Нью-Джерси (бывший Государственный университет Трентона, штат Нью-Джерси), и.
Есть два основных утверждения, которые характеризуют реформаторскую философию.
Реформаторская философия отвергает точку зрения, согласно которой теоретическая мысль, включая философскую мысль, автономна. Мнение о том, что теоретическое мышление - это чисто рациональная деятельность; имеет чисто рациональное основание или не требует дотеоретических условий или обязательств, поскольку его возможность не может быть поддержана. Любая попытка объяснить теоретическое мышление, не признавая нетеоретических факторов, обречена на неразрешимые антиномии. Вывод Дуйеверда «трансцендентальной критики теоретической мысли» состоит в том, что философия не может функционировать без глубоко религиозных предпосылок. Его анализ влияния религиозных мотивов в истории философии, в частности, анализа естественной свободы в современном гуманизме (см. Dooyeweerd 1997 Vol.1) - иллюстрирует этот вывод.
Реформаторская философия всегда была озабочена тем, чтобы философия приносила плоды для специальных наук; теория неприводимых модальных аспектов оказала наибольшее влияние в этом отношении. Хотя мнения различаются, принято различать пятнадцать модальных аспектов, которые демонстрируют способы или способы, которыми мы воспринимаем реальность. Это числовые, пространственные, кинематические, физические, органические, психические, логические, исторические, лингвистические, социальные, экономические, эстетические, юридические, моральные и мистические. Каждый режим выражается во всех других режимах через аналогии внутри режима, которые либо «предвосхищают» более поздние режимы, либо «возвращают» более ранние режимы. Любое нередукционистское понимание реальности должно признавать особые способы функционирования каждой сущности, действия или процесса во всех модальных аспектах, иначе снова впадет в антиномии (см. Dooyeweerd 1997 Vol.2).