Радикальная ортодоксия - это христианская теологическая и философская школа мысли, которая использует постмодернистской философии отвергнуть парадигму современности. Движение было основано Джоном Милбанком и другими и берет свое название от названия сборника эссе, опубликованного Routledge в 1999 г.: Радикальное православие: новое богословие, под редакцией Милбанка, Кэтрин Пиксток и Грэм Уорд. Хотя основными основателями движения являются англиканцы, радикальная ортодоксия включает в себя богословов из ряда церковных традиций.
Истоки радикального православия можно найти в серии книг «Радикальное православие», первую из которых («Радикальное православие: новое богословие») редактировал Джон Милбэнк, Кэтрин Пиксток и Грэм Уорд. Работа Милбанка (1990), хотя и не входит в эту серию, считается первым значительным текстом движения. Название «радикальная ортодоксия» было выбрано изначально, поскольку это было более «резкое» название для серии книг - первоначально Милбанк считал это движение «постмодернистским критическим августинианством», подчеркивая использование прочтения Августина Гиппопотамского под влиянием идей постмодернизма в работе группы. Это имя также было выбрано в противовес некоторым направлениям так называемой радикальной теологии, например, Джона Шелби Спонга ; эти направления утверждали весьма либеральную версию христианской веры, в которой некоторые доктрины, например, Троица и воплощение Бога во Христе, были отвергнуты в попытке ответить на современность : в отличие от этого, радикальная ортодоксия пыталась чтобы показать, как ортодоксальная интерпретация христианской веры (как она дана в основном в экуменических символах веры ) была более радикальным ответом на современные проблемы, более строгим и интеллектуально устойчивым.
Милбанк суммировал радикальную ортодоксальность в семи взаимосвязанных основных идеях:
В основе этого лежит возвращение теологии как «королевы наук» или высочайшего из всех возможных человеческих знаний и постмодерна. подтверждение древнего и средневекового ортодоксального богословия.
Богословская работа Анри де Любака о различении природы и благодати оказала влияние на формулирование движением онтологии. Богословская эстетика и литературная критика Ханса Урса фон Бальтазара также имеют большое значение. Сильная критика либерализма, встречающаяся в большей части радикальной ортодоксии, берет свое начало в работах Карла Барта. Оксфордское движение и кембриджские платоники также являются ключевыми влияниями радикальной ортодоксии.
Форма неоплатонизма играет значительную роль в радикальной ортодоксии. Иногда встречаются сирийский Ямвлих Халкидский (c.245–325) и византийский Прокл (412–485), в то время как теология Августина Гиппопотама, Григорий Нисский, Фома Аквинский, Николай Кузанский и Мейстер Экхарт.
Одна из ключевых задач радикальной ортодоксии - критика философии Дунса Скота. Теория Дунса Скота о том, что термин «существо» однозначно используется в отношении Бога, а создания часто преподносится как предшественник современности. Такое прочтение Скота подверглось критике со стороны Дэниела Хорана и Томаса Уильямса, оба из которых утверждают, что радикальное ортодоксальное движение путает эпистемологию и семантику Скота с онтологией..
Большинство внутри движения, похоже, поддерживает «Голубой социализм » Джона Милбанка в политике, хотя некоторые присоединились к традиционалистско-консервативному движению «Красная Тори » в Великобритания и Канада.