Иммиграция из Пуэрто-Рико на Гавайи . | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Сделано изображение обоих островов автор НАСА | |||||||
. |
Миграция пуэрториканцев на Гавайи началась, когда сахарная промышленность Пуэрто-Рико была разрушена двумя ураганами в 1899 году. Опустошение привело к нехватке сахара во всем мире и огромному спросу на продукцию с Гавайев. В результате владельцы гавайских плантаций сахарного тростника начали набирать безработных, но опытных рабочих в Пуэрто-Рико.
В XIX веке Пуэрто-Рико зависел в основном от своей сельскохозяйственной экономики. Остров вместе с Кубой был ведущим экспортером испанской короны сахара, кофе, табака и хлопка. Когда остров был передан Соединенным Штатам после испано-американской войны, как это предусмотрено соглашениями Парижского договора 1898 года, большая часть его промышленность была захвачена американскими промышленниками. Дешевая рабочая сила была предоставлена пуэрториканцами, которые зависели от сельского хозяйства страны как единственного источника дохода.
8 августа 1899 г. ураган Сан-Сириако, скорость ветра превышала 100 миль в час., обрушился на Пуэрто-Рико, а 22 августа последовал еще один ураган. Наводнения, вызванные 28-дневным непрерывным дождем, нанесли ущерб сельскохозяйственной отрасли, в результате чего 3400 человек погибли, а тысячи людей остались без крова, еды и работы. В результате на мировом рынке возник дефицит карибского сахара и огромный спрос на этот продукт со стороны Гавайев и других стран-производителей сахара. Чтобы удовлетворить спрос, владельцы плантаций начали кампанию по набору безработных в Пуэрто-Рико.
22 ноября 1900 г. группа пуэрториканцев, состоящая из 56 мужчин, начала свой долгий путь на Мауи, Гавайи. Поездка была долгой и неприятной. Сначала они отправились из гавани Сан-Хуана в Новый Орлеан, штат Луизиана. Оказавшись в Новом Орлеане, их посадили в поезд и отправили в Порт Лос-Анджелеса, Калифорния. Оттуда они отправились на «Рио-де-Жанейро» на Гавайи. Согласно «Los Angeles Times » от 26 декабря 1901 года, грузоотправители и железнодорожная компания жестоко обращались с пуэрториканцами и морили их голодом. Они прибыли в Гонолулу 23 декабря 1900 года и были отправлены работать на одну из различных плантаций, принадлежащих «большой пятерке» на четырех островах Гавайев. К 17 октября 1901 года 5000 пуэрториканских мужчин, женщин и детей обосновались на четырех островах. Записи показывают, что в 1902 году на 34 плантации работало 1773 пуэрториканца; 1 734 человека работали на местах, еще 39 - служащими или надсмотрщиками (мастерами).
«Большая пятерка» - это название, данное группе сахарного тростника корпораций, которые обладали значительной политической властью в Территория Гавайев и сильно склонялась к Гавайской республиканской партии. «Большая пятерка» состояла из Castle Cooke, Alexander Baldwin, C. Brewer Co., Amfac и Theo H. Davies Co..
Владельцами «большой пятерки» были евроамериканцы, которые допускали дискриминацию и фанатизм против этнических меньшинств. группы, работавшие на плантациях. У них была ассоциация под названием «Гавайская ассоциация сахарных плантаторов» (HSPA), власть которой можно было рассматривать как эквивалент олигархии. Генеральный прокурор Гавайев, имея в виду «большую пятерку», сказал в 1903 году: «На этой территории есть правительство, централизованное до степени, неизвестной в Соединенных Штатах, и, вероятно, почти столь же централизованной, как это было во Франции при Людовике XIV ». Заработная плата и условия проживания зависели от их работы и расы. Европейцам платили больше и получали лучшие квартиры. Большинство рабочих переезжали с плантации на плантацию, чтобы работать, потому что им не нравилась выполняемая ими работа и из-за расовой дискриминации.
Внешнее аудио | |
---|---|
Вы можете посмотреть короткометражку фрагмент документального фильма «Пуэрто-риканцы на Гавайях » (пуэрториканцы на Гавайях) здесь |
Согласно книге данных штата Гавайи за 1982 г., к 1910 г. было 4890 Пуэрто Риканцы, живущие на Гавайях. Пуэрто-Рико и Гавайи были некорпоративными и инкорпорированными территориями Соединенных Штатов соответственно; однако принятие Закона Джонса-Шафрота от 1917 года, в том же году, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, предоставило американское гражданство жителю Пуэрто-Рико, проживающему в Пуэрто-Рико, и исключило те, кто проживал на Гавайях. Тем не менее, «негражданам» пуэрториканцев были присвоены номера призыва, и они должны были служить в армии.
Владельцы плантаций, как и те, которые входили в «большую пятерку », нашли удобный территориальный статус, позволяющий им продолжать ввоз дешевой иностранной рабочей силы; такая иммиграция была запрещена в различных других штатах Союза. В 1917 году пуэрториканцы на острове, полагая, что они имеют те же права, что и все остальные граждане США, попытались зарегистрироваться для участия в местных выборах на Гавайях, но клерк округа отказал им в их правах, заявив, что первые иммигранты на Гавайи не подпадали под действие закона Джонса.
Мануэль Оливьери Санчес, судебный переводчик в то время, пришел в ярость из-за того, что он считал нарушением гражданских прав своих соотечественников. Он призвал своих собратьев-пуэрториканцев протестовать, сказав им: «Если вам не разрешено голосовать, не отвечайте на призыв». Оливиери Санчес вел судебную тяжбу за признание гавайских пуэрториканцев гражданами Соединенных Штатов. В первом судебном разбирательстве суд низшей инстанции вынес решение в пользу клерка округа, однако Оливьери Санчес не отказался от борьбы и передал дело в территориальный верховный суд, который отменил решение суда низшей инстанции, предоставив пуэрториканцам Гавайев их гражданство Соединенных Штатов.
Победа Оливьери Санчеса не приветствовалась членами HSPA, которые зависели от дешевой рабочей силы, предоставляемой негражданам. В 1930 году HSPA начала распространять ложные слухи, они давали понять, что они (HSPA) планируют нанять рабочих в Пуэрто-Рико, в то же время у них была «Honolulu Star Bullentin» и некоторые местные газеты, которые они контролировали, работали против - Пуэрто-риканские рассказы, которые, например, утверждали, что пуэрториканцы были «нездоровыми анкилостомами, купившими болезнь на Гавайях».
В декабре 1931 года Оливьери Санчес написал письмо редактору Hawaiian Advertiser, в котором заявил что он видел во всей этой риторике тактику HSPA, направленную на то, чтобы заставить все различные этнические группы в местной рабочей силе вернуться к работе на плантациях. Он был прав, HSPA хотела убедить Конгресс США освободить территорию от действия закона, который в 1924 году Калифорния потребовал предотвратить миграцию филиппинцев и граждане Японии в США (Закон об иммиграции и Закон Джонсона 1924 года об иммиграции). Секретарь HSPA заявила, что ассоциация не желает импортировать пуэрториканцев на Гавайи. Его клевета на пуэрториканцев осуждает не только пуэрториканцев на Гавайях, но и на острове Пуэрто-Рико. Несмотря на усилия Оливьери Санчеса, HSPA добилась своего, и Гавайи были освобождены от строгих антииммиграционных законов того времени.
Власть владельцев плантаций была окончательно сломлена активистами-потомками первых рабочих-иммигрантов.. Потому что было признано, что они родились на территории Соединенных Штатов и являются законными американскими гражданами с полными местными избирательными правами и, следовательно, имеют право на активную кампанию за признание статуса штата Гавайских островов.
В настоящее время на Гавайях проживает более 30 000 пуэрториканцев или гавайско-пуэрториканцев. Здесь очень сильны культура и традиции Пуэрто-Рико. Одна из традиций, которая все еще практикуется, - это «компадразго». Когда человек крестит чьего-то ребенка, он или она становится «падрино» (крестным отцом) ребенка и «compadre» или «comadre» его родителей. Между ребенком, родителями и товарищами существуют отношения уважения, взаимной привязанности и обязательств. Дети просят благословения "La Bendición", и падрино отвечают "Dios te bendiga" (Да благословит вас Бог).
Как в Пуэрто-Рико, гавайцы и пуэрториканцы наслаждайтесь приготовлением пасты (мясных пирогов) во время рождественских праздников. Кондитерская пастель - это мероприятие, в котором участвует вся семья. Некоторые члены семьи режут зеленые бананы и приправляют их, а другие готовят маса (тесто). Затем маса наполняют приправленной свининой и кинзой, затем заворачивают в банан или листья ти и связывают веревкой. Затем его варят в кипящей воде. Когда пастель готова, ее разворачивают и съедают.
Внешний звук | |
---|---|
«Тонкая линия» Кампиано Пуэрто-Рико Куатро.. |
Когда пуэрториканцы иммигрировали на Гавайи, они взяли с собой свою музыку и свои музыкальные инструменты. Среди музыкальных инструментов, представленных на Гавайях, был пуэрториканский cuatro. Cuatro - четырехструнная гитара, разработанная в Пуэрто-Рико в 1875 году; однако со временем она превратилась в десятиструнную гитару. Среди других представленных музыкальных инструментов были маракас, погремушка, содержащая сушеные семена, и гуйро (ударный инструмент, сделанный из тыквы и играемый с помощью царапающей палочки). Вскоре эти инструменты стали не только играть испанские песни, но также были поглощены типичными песнями Гавайев. Музыка Качи Качи - это музыкальный жанр, зародившийся на Гавайях в начало 1900-х, когда пуэрториканцы иммигрировали на Гавайи.
В 1998 году мастер гитарист Уильям Р. Кампиано и его коллеги написали, направили и продюсировали "Un Canto en Otra Montaña: Música Puertorriqueña en Hawaii" "(Песня, услышанная в другой горе: пуэрториканская музыка на Гавайях), короткометражный документальный фильм о музыке и социальной истории вековой пуэрториканской диаспоры на Гавайях.
Следующая таблица соответствует данным переписи населения США 2000 года для штата Гавайи.
Гавайи Население Пуэрто-Рико | |
1990 | 2000 |
---|---|
Всего: 25,778 | Всего: 30,005 |
Процент населения: 2,3% | Процент населения: 2,5% |
Гавайи Пуэрториканское население по округам | |
Округ Гонолулу | 18 933 |
Гавайи Cou nty | 6243 |
Округ Мауи | 3290 |
Округ Кауаи | 1539 |
Общее население Пуэрто-Рико | 30 005 |
В конце 20-го века "coquí ", древесная лягушка размером с ноготь, эндемичная для Пуэрто-Рико, обосновалась на Гавайях, скорее всего, в качестве безбилетных пассажиров при транспортировке горшечных растений. Его громкий брачный клич, «музыка для ушей» пуэрториканцев на их родной горной местности, считается раздражителем на Гавайях, где этот инвазивный вид достигает гораздо более высокой плотности населения. Были предприняты безуспешные попытки искоренить заражение.
Некоторые из гавайских пуэрториканцев, которые отличились: