Доколумбовый Эквадор

редактировать

Эквадор до испанской колонизации

Фигурка Джама-Кока, 300 г. до н.э. - 600 г. н.э.

Доколумбовый Эквадор включал многочисленные местные культуры, процветавшие за тысячи лет до возвышения Империи инков. Культура Лас-Вегаса прибрежного Эквадора - одна из древнейших культур Северной и Южной Америки. Культура Вальдивии на побережье Тихого океана - это хорошо известная ранняя эквадорская культура. Древние вальдивские артефакты, датируемые еще 3500 годом до нашей эры, были найдены вдоль побережья к северу от провинции Гуаяс в современном городе Санта-Елена.

Несколько других культур, включая Quitus, Карас и Каньярис, возникшие в других частях Эквадора. Есть и другие крупные археологические памятники в прибрежных провинциях Манаби и Эсмеральдас и в высокогорных провинциях Средних Анд Тунгурауа и <153.>Чимборасо. Археологические данные свидетельствуют о том, что Эквадор был населен по крайней мере за 4500 лет до прихода инков.

Большие территории Эквадора, включая почти весь Восток (тропические леса Амазонки ), остаются неизвестными для археологов, и этот факт добавляет уверенности в возможность раннего проживания человека. Ученые недавно изучали регион Амазонки, но лес настолько отдаленный и густой, что исследовательским группам требуются годы, чтобы обследовать даже небольшую территорию. Их вера в то, что в бассейне реки были сложные культуры, подтверждается недавним открытием культурного комплекса Майо-Чинчипе в провинции Замора-Чинчипе.

Нынешняя Республика Эквадор находится в центре региона, где находится множество различных культур. цивилизации развивались тысячелетиями. В доинкский период люди жили кланами, которые образовывали великие племена, а некоторые объединились друг с другом, чтобы сформировать могущественные конфедерации, такие как Конфедерация Кито. Но ни одна из этих конфедераций не смогла противостоять грозному импульсу Тавантинсуйу. Нашествие инков в 15 веке было очень болезненным и кровавым. Однако когда-то оккупированные Кито войсками Уайна-Капак, инки создали обширную администрацию и начали колонизацию региона.

Доколумбовую эпоху можно разделить на четыре эпохи:

  • докерамический период;
  • период формирования;
  • период регионального развития; и
  • Период интеграции и прибытие инков.
Содержание
  • 1 Докерамический период
    • 1.1 Культура Лас-Вегаса
    • 1.2 Эль-Инга
  • 2 Период формирования
    • 2.1 Культура Вальдивии
    • 2.2 Культура Мачаллила
    • 2.3 Культура Чоррера
  • 3 Период регионального развития
    • 3.1 Ла Баия
    • 3.2 Культура Ла Толита
    • 3.3 Гуанала
  • 4 Период интеграции и прихода инков
    • 4.1 Лос-Мантеньос
    • 4.2 Лос-Уанкавилькас
    • 4.3 Культура Кито-Кара и Королевство Кито
    • 4.4 Инки
  • 5 Эквадор под властью инков
  • 6 Предметы и артефакты
    • 6.1 Маканы
    • 6.2 Инвентарь
    • 6.3 Возраст предметов
  • 7 Галерея
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
Докерамический период

Прекрамический период начинается с первого поселение людей в конце последнего ледникового периода и продолжается примерно до 4200 г. до н.э. Лас-Вегас и доминировал в этот период.

Культура Лас-Вегаса

Лас-Вегас - первая известная культура в Эквадоре. Они жили на полуострове Санта-Елена на побережье Эквадора между 9000–6000 годами до нашей эры. Останки скелетов и другие находки свидетельствуют о том, что когда-то в этом районе процветала культура. Ученые классифицировали три фазы культурного развития. Первыми людьми были охотники-собиратели и рыбаки. Примерно в 6000 г. до н.э. эти культуры были одними из первых, кто начал земледелие (тыква Lagenaria siceraria и ранний тип кукурузы, Zea mays L.) Самыми известными останками этой культуры являются «Любители Сумпы». Эти человеческие останки и другие предметы можно увидеть в Museo Los Amantes de Sumpa y Centro Cultural в Санта-Элене.

Керамическая мужская фигура, изображающая богато украшенного драгоценностями дворянина из Эквадора. Произведения культуры Баии (500 г. до н.э. - 500 г. н.э.)

Эль-Инга

Инга жила в Сьерре недалеко от современного Кито. Свидетельства из археологического памятника Эль-Инка датируют культуру 9000–8000 гг. До н.э. Несколько мест были раскопаны примерно в 1961 году. Считается, что этот район является одним из самых важных в Южной Америке и существовал вдоль древнего торгового пути. Орудия, используемые этими ранними кочевыми охотниками, обеспечили связь с культурой Хлодвига уровень I в Пещере Фелла на юге Чили, а также технологические связи с позднеплейстоценовыми комплексами «каннелюры» на севере Америка.

Период становления

В период становления люди региона перешли от охоты-собирательства и простого земледелия к более развитому обществу с постоянным развитием, ростом сельского хозяйства и использования керамики. Новые культуры включали культуру Machalilla, Valdivia, культуру Chorrera на побережье; Котоколлао и Чимба в Сьерре; и (4500 г. до н.э. - 1532 г. н.э.) и многие другие в регионе Ориенте. Культура ор Чауллабамба процветала с 2000 г. до н.э. до 600 г. н.э. в южных провинциях Каньяр и Азуай.

Санта-Ана (Ла Флорида) - важный археологический памятник в высокогорье Эквадора, восходящее к 3500 году до нашей эры. Он расположен в провинции Замора-Чинчипе и был обнаружен в 21 веке. Он принадлежит к предложенной культуре Майо Чинчипе-Мараньон.

Культура вальдивии

Культура вальдивии - первая культура, в которой были обнаружены значительные останки. Их цивилизация восходит к 3500 году до нашей эры. Жители района недалеко от Валдивиаса были первыми американцами, использовавшими керамику. Они создавали из глины чаши, кувшины и женские статуэтки как для повседневной жизни, так и для использования в религиозных церемониях. Они путешествовали по морям на плотах с парусами и установили торговую сеть с племенами в Андах и Амазонии. Искусство и артефакты Вальдивии были найдены по всей стране. Обширная коллекция выставлена ​​в Museo Fianco Banco Central в Кито и UEES в Гуаякиле.

Культура Мачаллила

Статуя культуры Чоррера (1800–300 гг. До н.э.)

Преемница Вальдивии, культура махаллии была сельскохозяйственной культурой, которая процветала на побережье Эквадора между 2-м и 1-м тысячелетиями до нашей эры. Его керамику легко отличить от керамики Вальдивии, поскольку она была окрашена в черный или белый цвет с красными полосами, а фигурки были редкими и грубо изготовленными. Похоже, что это первые люди, которые начали выращивать кукурузу в этой части Южной Америки.

Культура Чоррера

Существовавшая в поздний период Формирования, культура Чоррера жила в Анды и прибрежные районы Эквадора между 900 и 300 годами до нашей эры. Они были известны своими полыми керамическими фигурками в виде животных и растений.

Период регионального развития

Период регионального развития - это период развития региональных различий в территориальной или политической и социальной организации народов. Среди основных городов этого периода были культуры: Джамбели, Гуанала, Баия, Техар-Дауле, Ла Толита, Джама Коак на побережье Эквадора, в Сьеррасе - Серро Наррио Алауси; а в джунглях эквадорской Амазонки - тайос.

Ла Баия

Фигурка культуры Баия (300 г. до н.э. - 500 г. н.э.), Ла-Чимба - место первых керамических северных Анд, к северу от Кито, и является репрезентативным для периода формирования на его заключительной стадии. Его жители контактировали с несколькими деревнями на побережье и в горах, сохраняя непосредственную близость к культуре Котоколлао, расположенной на плато Кито и окружающих его долинах. Культура Баия занимала территорию, простирающуюся от подножия Анд до Тихого океана и от Баия-де-Каракес к югу от Манаби. Культура Jama-Coaque населяла районы между Кабо-Сан-Франциско в Эсмеральдасе и Баия-де-Каракес в Манаби, в районе лесистых холмов и обширных пляжей их иммигрантов, которые способствовали собиранию ресурсов обоих джунглей. и океан.

Культура Ла-Толита

Ла-Толита возникла в прибрежных районах Южной Колумбии и Северного Эквадора между 600 г. до н.э. и 200 г. н.э. Были обнаружены многочисленные археологические памятники, которые демонстрируют высокохудожественный характер этого культура. Артефакты характеризуются золотыми украшениями, красивыми антропоморфными масками и статуэтками, которые отражают иерархическое общество со сложными церемониями.

Гуанала

Голова Гуанала в Художественном музее Уолтерса.

Культура процветала с 100 по 800 гг. в провинции Манаби.

Период интеграции и прибытие инков
Ингапирка Руины близ Куэнки

Племена по всему Эквадору объединились в этот период. Они построили более качественное жилье, что позволило им улучшить свои жилищные условия и больше не зависеть от климата. В горах возникли культуры Косангуа-Пилларо, Капули и Пиарталь-Туза; в восточном регионе была фаза Ясуни, в то время как культуры Милагро, Мантенья и Уанкавилка развивались на побережье, начиная с 500 г. до н.э.

Лос-Мантеньос

Мантеньо были последняя из доколумбовых культур в прибрежном регионе и процветала между 600–1534 годами. Они были первыми, кто стал свидетелем прибытия испанских кораблей в окружающий Тихий океан. Согласно археологическим свидетельствам и испанским хроникам, цивилизация простиралась от Баия-де-Каракес до Серро-де-Ходжас на юге. Они были прекрасными ткачами, производили ткани, изделия из золота, серебряные раковины спондилов и перламутр. Мантеньо овладели морями и проложили обширные торговые пути до нынешнего Чили на юг и западной Мексики на севере. Центр культуры находился в районе Манта, названном в их честь.

Лос-Уанкавилькас

Уанкавилькас составляют самую важную доколумбовую культуру Гуаяса после Лас-Вегаса. Эти воины отличались своей внешностью. Культура Уанкавилка пересчитывает легенду о Гуаясе и Квилесе, в честь которых был назван город Гуаякиль.

Культура Кито-Кара и Королевство Кито

Королевство Кито было сформировано Китусом, и Каньяри, которые к тому времени населяли Андские регионы современного Эквадора. Их главное поселение было в районе, где они позже построили город Кито, и его жителей называют Quitus. Квиты были относительно пассивными, и, хотя они образовали небольшое королевство, они были побеждены Ширитами (культура Кара ). Эти древние коренные жители захватили королевство Кито. Шириты доминировали более 700 лет, прежде чем на них вторглись инки Тупак Юпанки. Культура каньяри процветала с 400 по 1532 год, и люди каньяри все еще живут в Эквадоре.

Несмотря на то, что существовали такие культуры, как Каранки, Каньяри и Киту, историки Хасинто Хихон-и-Кааманьо и Альфредо Пареха Диескансеко оспаривали существование такого Королевства и указал, что его существование сомнительно, потому что нет никаких доказательств, таких как руины или керамика. Существование Китуса не доказывает оспариваемое Королевство Кито, только подтверждает и частично поддерживает его существование.

Инки

Цивилизация инков экспансия на север от современных- день Перу в конце 15 века столкнулся с ожесточенным сопротивлением нескольких эквадорских племен, в частности каньяри, в районе современной Куэнки ; Кара (родом из Манаби) в Сьерре к северу от Кито, которые сражались вместе с Кито, населяющими территорию современной столицы, которую они сформировали в Королевстве Кито с участием. Завоевание Эквадора началось в 1463 году под предводительством девятого Инки, великого воина Пачакути Инки Юпанки. В том же году его сын Тупа принял командование армией и начал свой поход на север через Сьерру.

К 1500 году сын Тупы, Уайна Капак, преодолел сопротивление этих народов и жителей Кара и, таким образом, включил большую часть современного Эквадора в Тавантинсую, так называлась империя инков. Различные племена также искали убежища в густых внутренних джунглях того времени. Влияние этих завоевателей, базировавшихся в Куско (современное Перу), в некоторых частях Эквадора было ограничено примерно половиной столетия или меньше. В тот период некоторые аспекты жизни остались неизменными. Например, традиционные религиозные верования сохранялись на протяжении всего периода правления инков. Однако в других областях, таких как сельское хозяйство, землевладение и социальная организация, правление инков оказало глубокое влияние, несмотря на его относительно короткую продолжительность.

Император Уайна Капак очень полюбил Кито, сделав его второстепенной столицей страны. Тавантинсуйу и прожил там свои старшие годы до своей смерти примерно в 1527 году. Внезапная смерть Уайна Капака от странной болезни, описанной одним из них как оспа, вызвала ожесточенную борьбу за власть между Уаскар, чьей матерью была Койя (что означает императрица), мама Рахуа Окцилло и законный наследник, и Атауальпа, сын, рожденный принцессой Киту и, по общему мнению, «любимец» его отца.

Эта борьба бушевала за полдесятилетия до прибытия захватнической экспедиции Франсиско Писарро в 1532 году. Ключевое сражение этой гражданской войны произошло на эквадорской территории. земля, около Риобамба, где войска Уаскара, идущие на север, были встречены и разбиты войсками Атауальпы, идущими на юг. Окончательная победа Атауальпы над Уаскаром за несколько дней до прибытия испанских завоевателей во многом стала результатом лояльности двух лучших генералов Уайна Капака, которые базировались в Кито вместе с Атауальпой. Победа остается источником национальной гордости эквадорцев, поскольку это редкий случай, когда «Эквадор» силой превзошел «соседнюю страну».

Эквадор под властью инков
Руины Пумапунго справа, на реке Томебамба. Тумебамба был выбран императором Уайна Капаком (правил в 1493–1525 гг.) В качестве северной столицы инков.

История Эквадора более известна с точки зрения экспансии инков чем в доколумбовую эпоху. В 1463 году воин инков Пачакути и его сын Тупак Юпанки начали присоединение Эквадора к правлению инков. Они начали с победы над людьми Сьерры, включая племя Китус (народ, в честь которого назван современный Кито ). Они продолжили свой путь на юго-запад к побережью, в конце концов подчинив правлению инков эквадорцев, живших около залива Гуаякиль и острова Пуна.

К концу 15 века, несмотря на ожесточенное сопротивление нескольких коренных племен Эквадора, Уайна Капак, сын Тупака Юпанки от принцессы каньяри (выходцы из современной провинции Канар), смог покорить оставшиеся племена, и к 1500 году большая часть Эквадора была присоединена к Империи инков.

Уайна Капак вырос в Эквадоре и любил эту землю, в отличие от своего родного Куско. Он назвал Кито второй столицей инков, и между двумя столицами была построена дорога. По всей стране строились города и храмы. Он женился на принцессе Киту и оставался в стране до самой смерти. Когда Уайна Капак умер, он оставил северную часть нынешней империи Атауальпе, чтобы он управлялся из Кито, в то время как южная часть была отдана Уаскару для управления из Куско.

Поскольку ни одному из братьев не нравилась идея разорванной империи, два сына стремились к трону. Уаскар, рожденный от сестры Уайна Капак в Куско, был законным наследником. Атауальпа, родившийся в Кито согласно эквадорской историографии и в Куско согласно перуанскому, был узурпатором. Братья сражались шесть лет, убив много мужчин и ослабив империю. Наконец, в 1532 году около Чимборасо Атауальпа с помощью двух генералов своего отца нанес поражение своему брату. Хуаскар был схвачен и заключен в тюрьму. Атауальпа стал императором сильно ослабленной империи только для того, чтобы столкнуться с прибытием испанских конкистадоров в 1532 году.

В период присутствия инков эквадорские организации переняли методы ведения сельского хозяйства и некоторые социальные организации оккупантов инков, но сохранили свои традиционные религиозные верования и многие обычаи.

Господство инков в Эквадоре было недолгим (≈70 лет), но они оставили один из самых известных археологических памятников Эквадора: Ингапирка. Они пытались завоевать высокие долины Амазонки с частичным успехом, особенно на юге, где Бракаморос победили их трижды.

Предметы и артефакты

Эдвард Уимпер искал каменный век предметы, находившиеся в Эквадоре в 1880 году. Большинство предметов, которые он собирал из принесенных ему предметов, были каменными; он думал, что большинство металлических артефактов было переплавлено в поисках золота, которое они содержали.

Маканы

Маканы, иллюстрация из «Путешествий Эдварда Уимпера по Великим Андам Экватора». Лондон: Джон Мюррей, 1892.

Самым распространенным объектом была каменная звезда с отверстием в середине. Они были найдены повсюду между Ибаррой и Риобамба. Большинство из них имеет шесть лучей (и ни у одного их нет больше), идущих симметрично от центра, и все они имеют одинаковую форму с каждой стороны. У некоторых есть только пять лучей, а редкие экземпляры имеют неправильную форму. Все они пробиты отверстием, просверленным с двух сторон, и его размер значительно различается. Их размеры варьируются от трех до пяти дюймов в диаметре и от трех четвертей дюйма до двух дюймов в толщину. Их вес составляет от пяти до двадцати унций. Большая часть сложена из базальтов и габбро. Предметы этого класса также были отлиты из металла, но сейчас они редко встречаются в Эквадоре.

Хотя они обладают упомянутыми выше общими чертами сходства, едва ли какие-либо два идентичны по форме. Некоторые из них плоские и тонкие, другие - толстые или возвышаются в центре с каждой стороны в форме ступицы колеса.

В отчете военно-морской экспедиции США приведены цифры двух бронзовых звезд (найдены в Куско, Перу), у одной из которых шестой луч продлен в топор, что предполагает, что это была военная дубинка или боевой топор. В книге Сквайра о Перу есть фигура шестилучевого объекта из бронзы, которая, как говорят, была одной из нескольких, обозначенных автором (очевидно, вслед за каким-то более ранним писателем) casse- têtes, и он говорит, что среди найденных сломанных черепов «большая часть, казалось, была сломана ударами какого-то такого оружия». Монс. Винер в своей книге о Перу и Боливии приводит фигуру звезды и был найден в Анконе (археологические раскопки) около Лимы, показывая палку, вставленную в центральное отверстие; и еще одна фигурка, несколько похожая на бронзу, также обработанная. Как и Сквайер, он называет их casse-têtes. Наконец, доктора Рейсс и Штюбель в своей работе над перуанскими древностями, добытыми в Анконе, отмечают, что «на нескольких найденных здесь каменных предметах видны лишь незначительные следы мастерства, за исключением... каменного оружия утра. тип звезды... каменная шестилучевая звезда, найденная здесь только однажды, в других местах перуанских могил отнюдь не редкость ".

Хотя все эти авторы, кажется, рассматривают эти объекты как своего рода боевой топор (и, вероятно, правы, если речь идет о тех, у кого луч продлен в топор), есть несколько соображений, которые предполагают эти объекты обычно использовались как оружие. Без сомнения, можно было бы эффективно использовать большую из звезд (которые тяжелы, как фунт с четвертью); но меньшие, весящие всего несколько унций, не были бы очень грозными; и в целом они менее приспособлены ни для наступательных, ни для оборонительных целей, чем большинство других каменных орудий. К этому можно добавить, что многие из них не пострадали и, похоже, никому не пригодились. Франсиско Кампанья (наполовину индиец, который присоединился к последней части путешествия Уимпера) помогал исследовать могилы в Перу и сказал, что эти каменные звезды были найдены там, на грудях трупов; и кажется вероятным, что они были для Детей Солнца символами того светила, которому они поклонялись.

Это оружие, известное как макана (s), использовалось армиями многих андских и мезоамериканских культур на протяжении веков до испанского завоевания. Они очень эффективны.

Орудия

Пять типов инструментов

Было обнаружено большое количество каменных предметов, которые, несомненно, были орудиями труда.

Пять типов показаны на рисунке на белом фоне. В верхнем ряду серии А-Е все края закруглены, кроме нижних. В следующей строке (F-J) все долота. Их вершины и стороны иногда плоские или угловатые, а иногда округлые; а нижняя, или режущая кромка, острая. Примеры в следующей серии (KO) имеют некоторое сходство с крючком для банкнот; верхние края плоские; и все они проделаны отверстиями, просверленными с двух сторон. Образцы в следующем ряду имеют аналогичные отверстия - в остальном они приближаются к типу долота; в то время как тип, представленный в нижней серии U-Y, отличается от всех остальных наличием выступающих плеч и (иногда) канавкой по длине верхнего края, очевидно, для облегчения работы.

Все эти пять типов были обнаружены в большом количестве во многих местах и, очевидно, были одними из самых распространенных и широко используемых орудий в экваториальном каменном веке. Во второстепенных отношениях они очень разнообразны, и есть большие различия в их размере, толщине и весе. Тип П-Т был самым многочисленным. В большей части есть отверстия, просверленные с каждой стороны (причем отверстия имеют меньший диаметр в середине, чем на их поверхности), хотя в некоторых отверстие такое же широкое внутри, как и снаружи. Расположение отверстий варьируется, некоторые из них находятся в центре, хотя большинство из них ближе всего к верху. Нижний край всегда самый острый; и, хотя многие не стали бы резать масло, есть несколько достаточно острых, чтобы рубить дрова. Их вес колеблется от 3¼ до 29 унций, и, как звезды в камне, они сделаны из самых разных пород.

Различные каменные орудия

Было получено большое количество орудий из камня, некоторые из которых представлены на иллюстрации на черном фоне. Те, которые отмечены E, J, K, L, N-T, уникальны, а другие формы более или менее редки. Центральная, отмеченная буквой M, была единственным предметом, которому эквадорские аборигены могли назначить применение, и он был объявлен молотком для кукурузы. Этот весит пять с четвертью фунта, а другой - одиннадцать фунтов. Было обнаружено несколько примеров формы I, которую Томас Эубэнк считал «молотком для долбления металла», сделав ручку с гибким деревянным стержнем. Возможно, те, что отмечены A, B и C, использовались для той же цели. Объекты D, F, G и H вызывают большее недоумение. Два последних несколько напоминают два других, представленных здесь, но отличаются от них тем, что не имеют круглых полостей по бокам. Предметы этого типа искусно изготовлены из твердого камня. Кажется вполне вероятным, что они использовались для заточки инструментов, а примеры G, H - неиспользованные образцы. Они также были найдены М. Винером в Перу.

Среди отчетливо орнаментальных предметов в камне есть имитации кукурузных початков. Они были особенно упомянуты в работах Хуана и Уллоа в середине 18 века. Испанские писатели говорят:

«Кукуруза всегда была радостью индейцев; потому что, помимо того, что они были едой, из нее делали их любимый ликер чича ; поэтому индийские художники демонстрировали свое мастерство в изготовлении колосьев из очень твердого камня; сходство было настолько совершенным, что их едва ли можно было отличить от природы; тем более, что цвет был имитирован до величайшего совершенства; одни представляли желтую кукурузу, другие - белый... Самым удивительным обстоятельством всего этого является их манера работы, которая, если учесть их отсутствие инструментов и жалкую форму тех, что у них были, кажется необъяснимой загадкой: ибо либо они работали медными инструментами, металл, мало способный противостоять твердости камней, или, чтобы придать красивый блеск их изделиям, другие камни, должно быть, использовались в качестве инструментов ».

Сквайер дает в своей книге о Перу плохое представление об одном из них каменные кукурузные головки и говорит, что они Они были специально упомянуты «Падре Арриагой в его редкой книге об искоренении идолопоклонства в Перу под именем зарамама» и были домашними богами древних жителей.

Возраст предметов

То, что основная часть этих предметов и орудий в камне значительного или большого возраста, очевидно из того факта, что они почти не упоминаются во времена Писарро. Гарсиласо де ла Вега говорит, что индейцы

«не знали об изобретении прикрепления деревянной ручки к своим молоткам, но работали с некоторыми инструментами, которые они сделали из меди, смешанной с разновидностью прекрасной латуни. Они также не знали, как делать напильники или гравировальные инструменты, или сильфоны для плавления металлов... Но, прежде всего, их плотники, казалось, были хуже всего обеспечены инструментами, потому что, хотя наши и используют много инструментов, сделанных из железа, из Перу не имели ничего, кроме топора и кирки из меди; у них не было ни пилы, ни Augre, ни строгального станка, ни какого-либо другого инструмента для работы плотника, так что они не могли делать арки или порталы для дверей; рубили и рубили свое дерево, и белили его, и затем он был подготовлен для их строительства: и для изготовления своих топоров, кирок и нескольких граблей они использовали серебряных дел мастеров, потому что они еще не достигли Искусство работы с железом. Они не знали, как делать гвозди и использовать их, но связали все свои бревна. эр с шнурами из конопли. И их Каменные Камни не были более искусственными, поскольку для резки и придания формы своим Камням у них не было другого инструмента, кроме одного, сделанного из нескольких острых кремней и гальки, с помощью которых они скорее изнашивали Камень постоянным трением, чем резанием "<. 310>Из этого отрывка следует, что во времена Писарро индейцы использовали металлические инструменты для большинства целей. Заключительное предложение, очевидно, относится исключительно к изготовлению камней для строительства. Старые авторы в целом не указывают на то, что они знали Каменный век.

Галерея
См. Также
На Викискладе есть материалы, связанные с Доколумбовым Эквадором.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:17:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте