Прана-пратиштха प्राणप्रतिष्ठा относится к обряду или церемонии, посредством которых мурти (сосуд для духа бога) освящается в индуистском храме, где читаются гимны и мантры, чтобы пригласить божество быть постоянным гостем, и глаз мурти открывается для первый раз. Считается, что ритуал, практикуемый в храмах индуизма и джайнизма, вдохнул жизнь в индуистский храм и привнес в него сверхъестественное присутствие божественности и духовности.
Церемония, как утверждает Хизер Элгуд, знаменует признание образа бога, представляющего «частицу божественного целого, божественное, воспринимаемое не в человеческом образе как отдельная сущность, а как бесформенное, неописуемое вездесущее целое», с божественным присутствие напоминания о его трансцендентности и возможность созерцания в своих мыслях во время даршаны в храме.
Санскритское слово pratihā, которое в общем смысле означает «отдых» или «положение», используемое в связи с мурти, переводится Apte как «освящение сосуда или жилище ». Соответствующее прилагательное пратитха означает «установленный» или «освященный». Прана означает «жизненная сила, дыхание, дух». Выражение «прана пратиштха» - это ритуал, который означает, по словам Бхаме и Круше, «оживление храма». Его также называют мурти стхапана (размещение изображения внутри храма), или составное слово пранапратиштха. Традиционно это был шаг, когда глаз мурти вылеплялся открытым внутри гарбхагрихи (пространство Пуруши храма) индуистского храма.
Ритуал обычно включает пуджу, воспевание санскритских мантр, когда божество перемещается извне в центральное место, приглашая его в качестве постоянного гостя в храме, омывая и очищая божество, чьи ноги можно мыть, как почитаемый гость, прибывающий после долгого путешествие, одевание и сидение в удобном месте, помещая лицо изображения к востоку (отмечая восход солнца), затем следует Ньяса с гимнами (акт прикосновения к различным частям мурти, обозначающий присутствие различных богов как органов чувств - Индра как рука, Брахма как сердце, Сурья как глаза и т. Д.), Орошение душистой водой и цветами, с Chaksuunmilan (санскрит: «chakshu unmilan», открытие божественного ока), отмечающая кульминацию ритуала. В этом случае изображение считается освященным. В больших церемониальных общественных храмах мурти может уединяться на закате, как гость ложится спать, а затем просыпаться на восходе солнца любезностями, стиркой, подношением свежей одежды, едой и общением с преданными. Некоторые храмы могут включать в себя сложные процессии, такие как общественные мероприятия, такие как традиционные певческие и танцевальные мероприятия, чтобы отметить празднование.
Для праздничных икон (санскрит: утсава виграха) используется особый тип освящения с целью демонстрации божество для сообщества, чтобы получить видение (санскрит: даршана ) божества.
Согласно Гудрун Бюнеманн, эзотерические индуистские тантрические традиции через тексты, такие как Тантра -таттва следует тщательно продуманным ритуалам прана-пратиштхи, чтобы вдохнуть жизнь в мурти. Некоторые тантрические тексты, такие как Панчаратраракша, утверждают, что всякий, кто считает икону Вишну не чем иным, как «обычным предметом», сделанным из железа, «попадает в ад». Использование мурти и особенно церемонии освящения прана пратиштхи, утверждает Бухнеман, подвергалось критике со стороны индуистских групп. Эти группы заявляют, что эта практика пришла из более поздних «ложных книг тантры», и в Ведах нет ни слова о такой церемонии.
Другой термин, используемый для посвящения в джайнской традиции, - это анджана шалака, обряд «раскрытия глаз», с помощью которого квалифицированный практик «оживляет» мурти для поклонения.
Дигамбара-джайны освящают статуя Джины в ритуале Абхишеки, где статуя пробуждается последовательным вливанием благоприятных жидкостей, таких как вода, топленое масло, кокосовое молоко, вода из желтого сандалового дерева, коровье молоко и другие жидкости. Храм считается действующим только после освящения главного изображения Джины. Ритуал освящения изображения для "оживления храма" засвидетельствован в средневековых джайнских документах.
| coauthors =
() (Четвертое исправленное и дополненное издание).| coauthors =
() CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )