Речи Посполитой

редактировать
Карта с изображением России и Польши в 1595 году

Речь идет о Польше, Литве и Москве было предложено государство, которое основывалось бы на личной унии между Речью Посполитой и Русским царством. Ряд серьезных попыток различными способами создать такой союз имел место между 1574 и 1658 годами и даже во второй половине 18 века, но они так и не были осуществлены из-за несовместимых требований с обеих сторон.

Предлагаемый союз известен в польской историографии как Тройственный союз (unia troista) и также был назван Польско-Русский Союз (unia polsko-rosyjska) или Польско-Московский союз (unia polsko-moskiewska).

Содержание
  • 1 Обоснование
  • 2 История
    • 2.1 Наследование в Польше
    • 2.2 Наследование в России
    • 2.3 Предложение последнего польского короля
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания и ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Обоснование

Сторонниками такого союза среди польской знати были влиятельные тогда светские мыслители Ян Замойский и Лев Сапега привел несколько аргументов в свою пользу: мир на бурной восточной границе, могущественный военный союзник и относительно малонаселенные территории (по сравнению с Польской короной ) для колонизации и крепостное право. Эту идею также поддержали иезуиты и другие папские эмиссары, которые никогда не переставали лелеять идею включения православной России в католическую лоно. Некоторые из русских бояр сочли это предложение привлекательным (например, Борис Годунов, сторонник кандидатуры царя Федора I ) по разным причинам, в том числе тем, что Золотые свободы Содружества, если они будут применены в России, ослабят власть царя и, таким образом, предоставят русскому дворянству гораздо более высокий статус, чем они имели ранее.

Предложения того времени касались введения личной унии между Содружеством и Россией, а также различных экономических и политических соглашений (устранение торговых барьеров, свободное передвижение людей и т. Д.), вплоть до создания одной страны, в рамках которой, в первую очередь, была создана Речь Посполитая (Люблинская уния 1569 г.). Однако все предложения польской стороны были отвергнуты русским царем. Наиболее многообещающие переговоры имели место в 1600 году, когда в Москву прибыла польская дипломатическая миссия во главе с Львом Сапегой. Сапега представил Борису Годунову проработанную идею союза Польши-Литвы и России. Подданные обоих правителей должны были иметь право служить другому правителю, ездить в его страну, заключать браки с подданными другого правителя, владеть землей и уезжать учиться в страну другого правителя.

Хотя московская сторона был готов согласиться с некоторыми частями предложенных договоров (например, экстрадиция подозреваемых в преступлении), он категорически возражал против пунктов о религиозной терпимости (неправославные религии, особенно католицизм, преследовались в России, в отличие от Речи Посполитой, где проповедовалась всякая вера) и свободного передвижения людей (по мнению польских ученых). Превратить российское царство в республику по образцу Речи Посполитой оказалось слишком амбициозным проектом. Многие русские опасались полонизации, как это уже происходило с литовской и русинской знатью, и растущей опасности, исходящей от растущего числа крестьянских и даже знатных беженцев, бегущих из Российской империи, на что русский царь Иван ответил политика насильственных репрессий, так называемая опричнина. Брестская уния 1596 года была еще одним аргументом для православных противников сближения России и Речи Посполитой, которые утверждали, что это была прелюдия к католицизации России.

Содружество Польша-Литва-Малороссия
История

Наследие Польши

Иван IV из России был кандидатом на польский престол

Идея была впервые высказана в 16 веке после смерти последнего польского короля из династии Ягеллонов, Сигизмунд II Август. Царь Иван IV Русский («Грозный») стал популярным кандидатом среди польской знати. Он имел значительную поддержку в Польше, особенно среди мелкого и среднего дворянства, которые видели в нем возможность ограничить растущую мощь польско-литовских магнатов. Во время междуцарствия две дипломатические миссии (во главе с писарцем литевским и) были отправлены из Польши в Москву для проведения переговоров. Переговоры не увенчались успехом из-за военных действий в результате Ливонской войны, территориальных требований Ивана (который хотел, чтобы бывшие территории Киевской Руси находились тогда под контролем Литвы), и решения Ивана что российская сторона не будет «опускаться до уровня других европейских монархий и направлять в Польшу дипломатическую миссию, умоляя его стать королем». Во время второго междуцарствия, в 1574 году, кандидатура Ивана IV была даже высоко оценена в Польше, однако прибывшая в Польшу московская дипломатическая миссия не имела ни приказов, ни полномочий вести переговоры по этому вопросу. В конце концов разочарованная про-иванская фракция, представленная им, выступила в Сейме с заявлением:... Великий князь Московский был бы лучшим выбором для короля, но из-за его молчания мы вынуждены забыть его и больше не упоминать о нем.

Наследие России

Владислав Ваза из Польши претендовал на русский престол

Смешанный круг сторонников этой идеи увидел возможность в России после Ивана Грозного, последнего русского правитель того времени, легитимность которого никогда не подвергалась сомнению, умер. Предложение было возрождено вскоре после смерти Ивана, во время правления Стефана Батория в Польше и Федора I в России. После смерти Батория в 1587 году Федор I весьма заинтересовался вступлением на польский престол и отправил в Польшу дипломатическую миссию. Его поддержка среди литовцев была высока, но поляки выдвинули несколько требований, среди которых требовалось обращение Федора в католицизм, что было совершенно немыслимо. В конце концов Сигизмунд III Ваза был избран королем Польши. Смерть Федора побудила Сигизмунда выдвинуть свою кандидатуру на московский престол, однако к моменту прибытия польской дипломатической миссии в Москву Борис Годунов был избран новым царем.

Проблемы с легитимностью затуманились. весь период правления Бориса Годунова Россия погрузилась в еще больший хаос после его смерти, русское Смутное время, сопровождавшееся решительной вооруженной интервенцией Польши, или Польско-московская война (1605–1618 гг.), обычно именуемая в России польской интервенцией в конце 17 века. В ходе польско-московской войны польский князь (впоследствии король) Владислав IV Ваза был ненадолго избран русским царем среди других таких странных событий, как интронизация и недолгое правление Лжедмитрий I, самозванец сына царя Ивана. Однако Владислава никогда официально не возводили на престол, и его быстрое избрание осталось в истории как одно из случайных событий русского Смутного времени Смутное время.

. Идея была снова предложена в 1656–1658 гг., Когда Москва предложила один из пунктов переговоры были бы избранием русского царя на польский престол. На этот раз польская сторона выдвинула требования (обращение в католицизм, территориальные изменения), которые в конечном итоге оттолкнули россиян от реализации этого проекта.

Предложение последнего польского короля

Наконец, идея вернулась в 18 веке, когда последний польский король Станислав Август Понятовский попытался спасти польское государство, предложив брак между ним и русской императрицей, Екатериной Великой.

Сама возможность того, что такая идея могла быть серьезно рассмотрена польской стороной на раннем этапе, была, вероятно, основана на духе 1573 г. Варшавская Конфедерация (Варшавский договор), который гарантировал, по крайней мере формально, равенство некатолической знати в Содружестве. Однако, хотя принятая конвенция была беспрецедентно либеральным актом для своего времени, такое полное равенство никогда не было достигнуто в действительности даже внутри самого Содружества. Принимая во внимание, что большинство разделений того времени, если не династических, были религиозными, и отношения между католиками и восточно-православными ветвями христианства были в лучшем случае натянутыми, это Остается удивительным, что такая идея вообще всерьез рассматривалась. В равной степени маловероятно, что такая идея могла быть принята российской стороной, поскольку отношение к католицизму в Российской империи было крайне негативным.

Таким образом, хотя идея польско-литовско-московского Содружества на раннем этапе была поддержана некоторыми прогрессивными и светскими польскими дипломатами, в конце концов усилия немногих не смогли преодолеть российское сопротивление католицизму и опасения, что такой союз означал бы доминирование католиков над православной религией.

См. Также
Примечания и ссылки
Дополнительная литература
  • К. Тышковски, Plany unii polsko-moskiewskiej na przełomie XVI и XVII wieku, "Przegląd Współczesny", t. XXIV, 1928, с.392-402
  • К. Tyszkowski, Poselstwo Lwa Sapieha do Moskwy, Lwów, 1929
  • S. Грушевский, Идея польско-российской союза на пржеломе XVI и XVII веков, "Odrodzenie i Reformacja w Polsce", т. XV, 1970, с.89-99
  • Ł.A. Дербоу, К вопрос о кандидатуре Ивана IV на польском престоле (1572–1576), "Ученые записки Саратовского университета", т. XXXIX, Саратов, 1954
  • B.Flora, Rosyjska kandydatura na tron ​​polski u schyłku XVI wieku, "Odrodzenie i Reformacja w Polsce", t. XVI, 1971, с.85-95
  • Кшиштоф Рак, Федерализм или сила: проект шестнадцатого века для Восточной и Центральной Европы, Sarmatian Review, январь 2006 г.
  • Збигнев Войчик, Русские усилия для польской короны в семнадцатом веке, Славянское обозрение, Том. 41, No. 1 (Spring, 1982), pp. 59–72 JSTOR
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:57:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте