Арама Хачатуряна Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 38 был написан в 1936 году. Это было его первое произведение, принесшее ему признание на Западе, и оно сразу вошло в репертуар многих известных пианистов.
Концерт для фортепиано с оркестром был первым из трех концертов, которые Хачатурян написал для отдельных участников прославленного советского фортепианного трио, которое выступало вместе с 1941 по 1963 год. Другими были Концерт для скрипки для Давид Ойстрах (1940) и Концерт для виолончели для Святослава Кнушевицкого (1946).
Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль был написан для Лев Оборин, премьера которого состоялась в Москве 12 июля 1937 года с Московским филармоническим оркестром под управлением Льва Штейнберга. Единственное фортепиано, доступное для Премьера была пианино, а у оркестра была всего одна репетиция. Мероприятие проходило на открытой сцене в парке «Сокольники», и во время выступления сильный ветер снес очки Стейнбергу, так что он больше не мог видеть партитуру, и оставшееся было вынуждено дирижировать по памяти. Британская премьера состоялась 13 апреля 1940 года в Queen's Hall, Лондон, с пианисткой Моурой Лимпани (к которой обратились после того, как Клиффорд Керзон отказался), дирижировал Автор Алан Буш. Он дебютировал в Америке 14 марта 1942 года Маро Аджемианом в Джульярдской школе в Нью-Йорке под управлением Альберта Штесселя.
Пьеса состоит из трех частей: первая часть, Allegro ma non troppo e maestoso, широко использует тему из трех нот F, B и A ♭, показанную выше. Хотя термин «флексатон » используется, вторая часть, Andante con anima, является одной из немногих классических пьес, в которых используется музыкальная пила, хотя этот инструмент часто опускается. в исполнении и записи концерта. Третья часть, Allegro brillante, захватывающе завершает произведение.
Концерт был впервые записан в 1945 году Моурой Лимпани с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Анатоля Фистулари, а в следующем году снова Уильям Капелл с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого. Запись Kapell стала фаворитом музыкальных автоматов, и Kapell был настолько связан с работой, что его часто называли "Khachaturian Kapell". Моура Лимпани и Анатоль Фистулари снова записали произведение в середине 1950-х годов. С тех пор его записали, в частности, Лев Оборин, Оскар Левант, Питер Катин, Борис Березовский, Миндру Кац, Дора Сервириан Кун, Константин Орбелян, Алисия де Ларроча, Леонард Пеннарио, Лорин Холландер и Альберто Португхейс.
работа оценивается для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, бас-кларнета, 2 фаготов, 4 рожки, две трубы, три тромбона, туба, литавры, перкуссия, и струнные.