Физиогномоника (Греческий : Φυσιογνωμονικά; Латинский : Physiognomonica) - это Древнегреческий трактат о физиогномике, который случайно приписывается Аристотелю (и является частью Corpus Aristotelicum ), но с 1945 года считается, что другой автор пишет примерно 300 г. до н.э. под именем Аристотеля.
Хотя физиогномоника - самая ранняя сохранившаяся работа на греческом языке, посвященная этому предмету, тексты сохранились на глиняных табличках свидетельствуют о руководствах по физиогномике Первой Вавилонской династии, содержащих тематические исследования о зловещем значении различных телесных диспозитивов. нс На данный момент физиогномика - это «особая, уже теоретизированная отрасль знания» и наследница давно развитой технической традиции.
В то время как физиогномические способы мышления присутствуют в греческой литературе уже Гомер, собственно физиогномика неизвестна до классического периода. Термин физиогномония впервые появился в V веке до нашей эры Гиппократов в трактате «Эпидемии» (II.5.1). Физиогномика упоминается в работе Антисфена о софистах, что свидетельствует о признании ее как искусства (techne ).
Во времена Аристотеля физиогномика была признана art (techne) с собственными опытными практиками (technitai), как мы видим из ссылки в Generation of Animals (IV.3):
Тогда люди говорят, что у ребенка голова барана или бык, и так далее с другими животными, например, у теленка голова как у ребенка, а у овцы - как у быка. Все эти чудовища возникают по причинам, указанным выше, но они не относятся к тем вещам, о которых они говорят. быть; есть только некоторое сходство, которое может возникнуть даже там, где нет дефекта роста. Поэтому часто шуты сравнивают некрасивого с козлом, дышащим огнем, или снова с боданием барана, и некий физиогномист уменьшил все лица к аргументам двух или трех животных, и его аргументы часто преобладали на людях. (пер. Pratt rev. Barnes )
Уже в древности физиог претензии номии на «научную» основу подвергались сомнению и дебатам. Он был связан с медициной, а также с магией и гаданием.
Трактат разделен на разделы по теории (805a1-808b10) и методике (808b11-814b9). Подробно рассматриваются связи между телесными особенностями и характером, каталогизируя, например, двенадцать видов носа и отличительные черты cinaedus.
псевдо- Аристотелевский трактат начинается с намёка на Аристотель Предыдущий анализ (II.27, о корреляции тела и души), и многие из обсуждаемых физиогномических связей специально упоминаются в Истории животных..
Систематическая схема физиогномических отношений автора не была принята более поздними авторами на эту тему; распространение несовместимых учений имело «совокупный эффект подрыва авторитета профессии в целом».