Пелагий Кордовский | |
---|---|
Мученичество святого Пелагия Кордовского | |
Мученик | |
Родился | с. 912. Кресент, Королевство Галичина |
Умер | 926. Кордова |
Почитается в | Римско-католической церкви |
Главный храм | Овьедо |
Праздник | 26 июня |
Покровительство | брошенные люди, жертвы пыток, Кастро Урдиалес, Испания |
Пелагий Кордовский (ок. 912–926)) (на испанском Сан-Пелайо Мартир ) был мальчиком-христианином, который мученически умер в Кордове около 926 года.
Существует три рассказа о Пелагиусе. Самая ранняя, «Мученичество / Страсти святого Пелагия» была написана неким Рагуилом, священником из Кордовы. Второй - это рассказ, пересказанный стихами Хроцвитхой из Гандершейма ; и третья - это мосарабская литургия примерно 967 года, когда его тело было обнаружено и доставлено в Толедо.
Пелагиус был оставлен его дядей в возрасте десяти лет в качестве заложника с халифом Абд-ар-Рахман III из ал-Андалуса, в обмен на духовного родственника, ранее захваченного маврами, епископом Гермойгием. Обмен не состоялся, и Пелагиус оставался пленником в течение трех лет. По свидетельству других заключенных, его храбрость и вера были такими, что халиф был впечатлен им, когда ему исполнилось 13 лет. Халиф предложил ему свободу, если Пелагиус обратится в ислам. Мальчик, оставшись набожным христианином, отказался от предложения халифа.
В оригинальной истории рассказывается, как красота мальчика подчинила его гомосексуальному желанию халифа. Акцент на его красоте раннехристианскими хорами предполагает осознание самими христианами опасности подобных аттракционов и побудил современных наблюдателей отметить: «Эта литургия... сосредоточена на красоте Пелагия так же пристально, как и халиф.. "
Его красота была такова, что халиф влюбился в него, когда ему исполнилось 13 лет. Мальчик, оставшись набожным христианином, отказался от ухаживаний халифа, ударил монарха и оскорбил его. В ярости Абд-ар-Рахман заставил мальчика пытать его в течение шести часов, а затем расчленил. По другим сведениям, его застрелили из катапульты через городские стены, и халиф ожидал, что его тело будет разбито о камни реки. Когда Пелагиус вышел из этого сурового приговора невредимым, его обезглавили. Различные источники подтверждают его отказ исполнить желания халифа.
Пелагиус позже был провозглашен христианским мучеником и канонизирован как «Святой Пелагий». Его наблюдение отмечается 26 июня. Считается, что культ святого Пелагиуса веками давал духовную энергию Реконкисте и рассматривается некоторыми современными учеными как часть модели, изображающей исламскую мораль как низшую по сравнению с другими моральными теориями.
Джеффри А. Боуман говорит, что «Мученичество святого Пелагия» не только демонстрирует монастырское нападение на мусульманскую мораль, но также изображает героя, который отказывается ассимилироваться. В то время, когда христианское меньшинство пыталось сохранить свою идентичность и традиции, его членов все больше привлекала более доминирующая культура. Кордова была богатым, изысканным городом с множеством прекрасных домов, библиотек и бань. «Как писал Рагуэль, христиане в Аль-Андалусе обращаются в ислам все больше. Христианские лидеры жаловались, что молодые христиане больше заинтересованы в изучении арабского, чем латыни».
Лиза Уэстон находит похожую тему в стихотворении Хроцвиты. «Созданный внутри культового сообщества и служащий его потребностям, [] агиографическое повествование разыгрывает эти переговоры между законными и незаконными желаниями и последующее формирование границ между« нами »(общиной святых) и« ими »(преследователями и другими людьми). неверующие) на текстуальном теле святого ". Поэт сожалеет о растворении одного в другом. Пелагиус отвергает прикосновение Абд-ар-Рахмана, говоря: «Неправильно, что человек, очищенный крещением Христа, должен подчинять свою целомудренную шею варварским объятиям, а поклонник Христа, помазанный священным миром, не должен принимать поцелуй. такого непристойного раба демонов ". Настойчивые заигрывания халифа, отвергнутые Пелагием, представляли собой богохульство, за которое он был казнен.
Разъяренный царь объявляет войну христианской Галиции. Таким образом, сопротивление святого носит одновременно религиозный и политический характер. Смерть воина Христа предпочтительнее оскорбления Создателя Вселенной и вечных страданий в аду. Для Майлза Кристи (воина Христа) «смерть была предпочтительнее подчинения чужим и варварским обычаям».