Пол Уотцлавик | |
---|---|
Родился | (1921-07-25) 25 июля 1921 года. Филлах, Австрия |
Умер | 31 марта 2007 г. (31 марта 2007 г.) (в возрасте 85 лет). Пало-Альто, Калифорния США |
Основные интересы | Теория коммуникации и радикальный конструктивизм |
Известные идеи | «Невозможно не общаться» |
Влияния
| |
Пол Ватцлавик (25 июля 1921 - 31 марта 2007) был австрийско-американским семейным терапевтом, психологом, теоретиком коммуникации и философом. Теоретик теории коммуникации и радикального конструктивизма, он комментировал области семейной терапии и общей психотерапии. Ватцлавик считал, что люди сами создают свои страдания, пытаясь исправить свои эмоциональные проблемы. Он был одной из самых влиятельных фигур в Институте психических исследований, жил и работал в Пало-Альто, Калифорния.
Пол Ватцлавик родился в Филлахе, Австрия в 1921 году, в семье директора банка. После того, как он окончил среднюю школу в 1939 году, Ватцлавик изучал философию и филологию в Università Ca 'Foscari Venice, хотя философский факультет не был создан ранее. 1969 - и получил докторскую степень (степень доктора философии ) в 1949 году. Затем он учился в Институте Карла Юнга в Цюрихе, где он получил степень по аналитической психологии в 1954 году. В 1957 году он продолжил свою исследовательскую карьеру в Университете Сальвадора.
В 1960 году Дон. Д. Джексон организовал для него поездку в Пало-Альто для проведения исследований в Институте психических исследований (МРТ). С 1967 года он преподавал психиатрию в Стэнфордском университете. В Институте психических исследований Ватцлавик пошел по стопам Грегори Бейтсона и исследовательской группы (Дон Д. Джексон, Джон Уикленд, Джей Хейли ), ответственный за введение того, что стало известно как теория шизофрении «двойной связи ». Двойную связь можно определить как человека, попавшего в ловушку взаимоисключающих ожиданий. Работа Ватцлавика 1967 года, основанная на мышлении Бейтсона, «Прагматика человеческого общения» (совместно с Доном Джексоном и Джанет Бивин), стала краеугольным камнем теории коммуникации. Другой научный вклад включает работы по радикальному конструктивизму и, что наиболее важно, его теорию коммуникации. Он активно занимался семейной терапией..
Ватцлавик был одним из трех членов-основателей Центра краткой терапии при МРТ. В 1974 году члены Центра опубликовали основную работу о своем кратком подходе «Изменение, принципы формирования проблем и решения проблем» (Watzlawick, Weakland, Fisch). Он имел лицензию психолога в Калифорнии с 1969 по 1998 год, когда перестал принимать пациентов.
Вацлавик был женат и имел двух падчериц. В результате остановки сердца в его доме в Пало-Альто он умер в возрасте 85 лет.
Вацлавик провел обширное исследование того, как общение осуществляется в семьях. Ватцлавик определяет пять основных аксиом в своей теории коммуникации, широко известной как «Интерактивный взгляд». Интерактивный взгляд - это теория интерпретации, заимствованная из кибернетической традиции. Пять аксиом необходимы для того, чтобы иметь функционирующий процесс коммуникации и компетентность между двумя людьми или всей семьей. Когда дело доходит до этой теории, недопонимание происходит из-за того, что не все коммуникаторы «говорят на одном языке». Это происходит потому, что у людей разные точки зрения на высказывание. Его принципы кибернетические, его причинность носит круговой характер, обратная связь, и, поскольку информация является его основным элементом, он связан с процессами коммуникации внутри систем самого широкого смысла, а значит, и с человеческими системами, например семьями, крупные организации и даже международные отношения.
Общение в «интерактивном представлении» основано на том, что происходит, и не обязательно связано с тем, кто, когда, где и почему это происходит. «Нормальная», а также «нарушенная» семья изучается для того, чтобы вывести условия, способствующие применению подхода ориентации на взаимодействие. Считается, что индивидуальная личность, характер и отклонения формируются отношениями человека с другими. Таким образом, симптомы, защиты, структура характера и личность можно рассматривать как термины, описывающие типичные взаимодействия человека, которые происходят в ответ на конкретный межличностный контекст. Целое - это больше, чем сумма его частей, и это то целое, которое нас интересует.
Интерактивное представление требует сети правил общения, которые управляют семейным гомеостазом, который является негласным сговором членов семьи для поддержания статус-кво. Даже если статус-кво отрицательный, его все равно сложно изменить. Теоретики взаимодействия полагают, что мы не сможем распознать это деструктивное сопротивление изменениям, если не поймем аксиомы Ватцлавика. Следующие аксиомы могут объяснить, как может возникнуть недопонимание, если все коммуникаторы находятся на разных страницах. Если одна из этих аксиом каким-либо образом нарушена, коммуникация может потерпеть неудачу. Все эти аксиомы получены из работ Грегори Бейтсона, большая часть которых собрана в книге «Шаги к экологии разума» (1972).
Уотцлавик, Бивин Бавелас и Джексон поддерживают эти аксиомы для поддержания семейного гомеостаза.
Некоторые взаимосвязанные понятия, составляющие интерактивное представление, продвигаемое Ватцлавиком и его коллегами из MRI, включают:
Термин, который часто используется в теории интерактивного представления, - это средство поддержки. Способствующий фактор находится в культуре зависимости; человек, чье неуверенное поведение позволяет другим продолжать злоупотреблять психоактивными веществами. Примером этого может быть человек, позволяющий своему брату или сестре продолжать действовать незрелым образом, потому что это то, что семья привыкла к нему.
Другое слово, часто используемое в интерактивном представлении, - это двойная привязка. Кто-то попал в ловушку ожиданий; могущественная партия требует, чтобы партия с малой властью действовала симметрично. Примером этого может быть человек, спрашивающий другого человека: «Почему тебе не понравился фильм?» или "Тебе нравится рок-н-ролл, не так ли?" Первый человек просит второго человека действовать аналогично (симметрично) им.
Критика этой теории может быть сосредоточена на одном главном: применении теории в целом. Быть способным принять эти аксиомы и применить их к отношениям между семьями может быть очень трудно. Можно сказать, что эта теория оказалась в ловушке, потому что ее очень трудно применить. Кроме того, сама теория не претендует и на какие-то приложения, кроме «рефрейминга». Рефрейминг требует от коммуникаторов выйти за рамки ситуации и переосмыслить ее смысл. Это может быть сложно, потому что теория гласит, что только внешний источник может увидеть проблему, потому что люди «говорят на своем родном языке».
Эта теория также показывает, как отношения уже изменились, но не дает практических способов их изменения. Эта система сопротивляется изменениям, и может быть трудно активно использовать пять аксиом. В связи с первой аксиомой невербальное общение можно рассматривать как информативное, а не коммуникативное. С учетом поведенческой характеристики эквифинальности трудно понять, когда система интерактивного представления работает или нет. Эквифинальность - это теория систем предположение о том, что данный результат мог произойти из-за любого или многих взаимосвязанных факторов, а не быть результатом причинно-следственной связи. В основе этой теории лежит слово «коммуникация», но это слово может интерпретироваться разными людьми по-разному. Определения общения могут быть очень противоречивыми. В целом аксиомы отлично справляются с объяснением проблем, но не предлагают решений проблем, которые они поднимают.
Эта критика, однако, не в состоянии признать влияние Ватцлавика на развитие кратковременной терапии, чрезвычайно важной и влиятельной школы психотерапии, которая слишком практична и полезна для того, чтобы помогать людям вносить изменения.
Ватцлавик написал 22 книги, которые были переведены на 80 языков для академической и широкой аудитории, включая более 150 научных статей и глав в книгах. Книги, которые он написал или над которыми он сотрудничал, включают:
Пол Ватцлавик Теория оказала большое влияние на создание модели четырех сторон Фридеманом Шульцем фон Туном.
Мишель Вебер выступает за перекрестное разъяснение и подкрепление мировоззрений Альфреда. Норт Уайтхед и Ватцлавик в своей статье «Искусство эпохальных перемен».