Притча о потерянной монете является одной из притч Иисуса. Об этом говорится в Евангелии от Луки 15: 8–10. В нем женщина ищет потерянную монету, находит ее и радуется. Это часть трилогии об искуплении, которую Иисус рассказывает после того, как фарисеи и религиозные лидеры обвиняют Его в том, что Он приветствует «грешников» и ест с ними. Два других - это притча о потерянной овце и притча о потерянном сыне или блудном сыне.
Как говорится в Луки 15, женщина с десятью серебряными монетами (греческими драхмами ) теряет одну. Затем она зажигает масляную лампу и подметает свой дом, пока не находит его, радуясь, когда она это делает:
Или какая женщина, если бы у нее было десять монет драхмы, если бы она потеряла одну монету драхмы, не зажгла бы лампу, не подместила бы дом и не стала бы усердно искать, пока не найдет ее? Найдя ее, она созывает своих друзей и соседей и говорит: «Возрадуйтесь вместе со мной, потому что я нашла драхму, которую потеряла». Но даже в этом случае, говорю вам, в присутствии ангелов Божьих есть радость по поводу покаяния одного грешника ".
- Луки 15: 8–10, Всемирная английская Библия Найдя потерянную монету, женщина делится радостью с соседями (офорт Яна Луйкена ).Джоэл Б. Грин отмечает, что «описываемая женщина - бедный крестьянин, и десять серебряных монет, соответствующих десятидневной заработной плате», вероятно, представляют собой семейные сбережения. «Монеты также могли быть приданым женщины, носившимся как украшение. Обе теории могут быть правдой, и каждая из них объясняет срочность поисков женщины и степень ее радости, когда пропавшая монета найдена ».
Подобно притче о десяти девственницах, эта притча о женщинах следует сразу же за предыдущей притчей о мужчинах и подчеркивает то же самое. По-гречески «друзья и соседи» - женщины.
Грин предполагает, что приглашение «друзьям и соседям» может отражать праздничную трапезу, напоминающую трапезу, которую Иисус обвиняет в делении с «грешниками». Прилежная деятельность женщины в поисках может символизировать либо деятельность самого Иисуса, либо деятельность Бога Отца. Под радостью ангелов понимается ликование вместе с Богом.
Эта притча была изображена несколькими художниками, включая Джона Эверетта Милле, Яна Люйкена, Доменико Фетти и Джеймса Тиссо.