Osvobozené divadlo (1926–1938) (Освобожденный театр или Пражский Свободный театр) был Прагой авангардным театром сцена, основанная как театральная секция объединения чешских художников-авангардистов Девецил (Белокопытник) в 1926 году. На создание театра сильное влияние оказали дадаизм и футуризм, позже Поэтизм (особое чешское художественное направление). Театр был очень левоориентированным, но также мог критиковать коммунистов. Один из основателей, Иржи Фрейка, придумал это название в 1926 году. В театре и авторские пьесы, и произведения известных современных авторов; такие как G. Аполлинер, А. Джарри, Дж. Кокто, А. Бретон, Ф. Т. Маринетти и В. Незваль. Современная концепция сцены также уделяла больше внимания освещению, а театральная концепция предусматривала большее сотрудничество и контакты между актерами и аудиторией.
Первый спектакль состоялся 8 февраля 1926 года по пьесе Жорж Данден по Мольеру (он был переименован в Cirkus Dandin), спектакль не имел большого успеха.. В 1927 году театр переехал в Умелецкую беседу, и тогда Йиржи Восковец и Ян Верих впервые вышли на сцену со своей собственной пьесой Vest Pocket Revue, монтажом дадаистских шуток, интеллектуального юмора. и джаз песни. Спектакль получил высокую оценку, и Верих вместе с Восковцем вошел в состав ансамбля. В том же году к ним присоединился молодой пианист и композитор Ярослав Ежек, который вместе с Верихом и Восковцем представлял ядро театрального коллектива на протяжении всего его существования. Они использовали маски, вдохновленные клоунами Фрателлини ; Маска Восковца была вдохновлена Франсуа Фрателлини, а маска Вериха - Альбертом Фрателлини. вместе с другим важным представителем и основателем, Э. Ф. Буриан покинул театр из-за споров с режиссером, теоретиком авангардного театра, поставившим все пьесы Освобозенского дивадло. Четверка (Voskovec, Werich, Ježek и Honzl), но в основном Voskovec и Werich, постепенно стала самой важной частью группы, и их сотрудничество и вклад до сих пор считаются очень самобытными и легендарными.
Выступления Osvobozené divadlo до 1932 года носили преимущественно развлекательный характер. Программа репетировалась очень слабо; он был основан в основном на импровизации, а также зависел от реакции публики. V + W в своих пьесах работали преимущественно с историческими темами и экзотическими местами (пьесы «Север проти джиху», «Голем», «Небе на земле», «Фата моргана», «Остров Динамит», «Курящее ревю»); Выступления сопровождались музыкой и песнями под влиянием джаза. В 1931 году Ежек также установил партнерские отношения с Карелом Анчерлом, впоследствии руководителем Чешской филармонии. Анчерл проработал в театре дирижером до 1933 года и заметно улучшил оркестр театра.
Освобозене дивадло ввел также так называемые «бараньи» (от нем. Vorbühne - передний план, передняя часть) - импровизированные диалоги на сцене. леса, часто представляя актуальные реакции на политические и культурные события и предметы.
В 1932 году V + W представили первую явно политическую пьесу «Цезарь». В этом очень удачном спектакле (191 повтор) авторы впервые предупредили об опасности нацизма, и театр стал рассматриваться как политический. Другой сильно антифашистский спектакль, Osel a stín («Осел и тень»; 1933), также был очень левоориентированным. В 1934 году «Освобозене дивадло» начинает ставить еще одну пьесу «Катя блазен», в которой критика нацизма была очень резкой, прямой и последовательной. У пьесы были проблемы с цензурой, и посольство Германии заявило решительный протест руководству Умелецкой беседы. После продолжающихся жалоб со стороны немецких властей Освобозене дивадло был исключен из здания Умелецкой беседы в У Новаке в 1935 году.
После изгнания театр был переименован в Спутане Дивадло и поселился в театре Рококо на Вацлавской площади. В течение года пьесы Balada z hadrů (пьеса о Ф. Вийоне ), Тежка Барбора и др. были созданы.
В 1936 году, после триумфа пьесы Балада з хадро, пришел Освобозене дивадло обратно во дворец У Новак, но другие антинацистские пьесы - «Свет за мржижеми», «Пест на око» и, прежде всего, «Кат а блазен», выступление которых привело к демонстрациям фашистских элементов в аудитории, привели к запрету всех мероприятий. Театр был официально закрыт 10 ноября 1938 года, а в январе 1939 года Восковец, Верих и Ежек были вынуждены эмигрировать в США.
После Второй мировой войны. Верих и Восковец (Ежек умер в 1942 году в Нью-Йорке ) вернулись из ссылки и попытались восстановить Освобозенское дивадло, но социальная атмосфера в послевоенной Чехословакии была иной и не очень дружелюбной по отношению к их сатире.. После коммунистического путча в 1948 году Восковец снова эмигрировал, и деятельность театра полностью прекратилась.
Освобозене дивадло представляло важную часть культурной жизни Чехословакии Первой республики. Это было место, где проводились многие театральные эксперименты. Архивные записи пьес, в частности музыки и песен Ежека, популярны и переиздаются до сих пор.
Координаты : 50 ° 4 ′ 50,39 ″ N 14 ° 25'27,16 ″ E / 50,0806639 ° N 14,4242111 ° E / 50,0806639; 14.4242111